Й вопрос.
Зарубежные экономические концепции и школы международной экономической интеграции
Более полное представление об экономической интеграции дают западные источники. В зарубежных печатных изданиях первые специальные исследования по этой теме появились еще в 1930-х гг. В последующий период, и особенно в настоящее время, данный процесс чаще всего рассматривается сквозь призму теории фирмы, экономических инcтитyтoв, их эффективного функционирования. В 1960 – 90-е гг. в западной экономической теории четко обозначились два основных подхода к изучению интеграции: традиционный технологический и современный экономический (трансакционный).
Сторонники первого подхода объясняют интеграцию, исходя из ее технологических основ, т. е главным в формированиях интеграционного типа, по их мнению, являeтcя технологическое единство, технологические условия функционирования производства, а именно: экономия на масштабе, наличие барьеров входа на рынок и др. Данное направление разрабатывали такие ученые как Р. Борк, Р. Блэйр, Д. Казерман. Другой подход к исследованию сущности анализируемого процесса, приобретающий все более широкое распространение в настоящее время, связан с трудами Р. Коуза, О. И. Уильямсона, Д. Норта, К. Эрроу и других представителей нового направления институциональной школы, разрабатывающих теорию так называемой «трансaкционной экономики». По мнению ученых, интеграция находит свое выражение в формировании крупных производственных комплексов, внутри которых значительно усиливается централизация производства, что создает условия для большей планомерности, усиливает непосредственно общественный характер связей между участниками кооперации и тем самым либо ограничивает, либо отрицает товарно-стоимостной характер обмена деятельностью и ее результатами.
|
Сторонники институционального подхода выдвинули трансакционную концепцию интеграции. Ее основы связаны с новой теорией фирмы – инститyциональной, согласно которой, по Р. Коузу, она есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Исходя из этого, ученый уточняет значение терминов «комбинация» и «интеграция», часто называемых в литературе соответственно «горизонтальная интеграция» и «вертикальная интеграция».
Так, комбинация имеет место, когда трансакции становятся делом только одного предпринимателя, а не двух и более (как было раньше). Она представляла бы собой интеграцию, если бы включала организацию трансакций, которые бы распределялись среди предпринимателей через механизм рынка.
Более глубокие и основательные исследования вертикальной интеграции провел О. И. Уильямсон. Он считает, что содержательной стороной интеграции являются не технологические, а экономические взаимозависимости, связанные с сокращением трансакционных затрат при замене рынка внутренней организацией. С его точки зрения, преимущества интеграции связаны с гармонизацией интересов, уменьшением риска, существенной экономией, получаемой за счет сокращения информационных потоков.
Важность и различные подходы к анализу международной экономической интеграции породили различные теоретические концепции (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Теории и школы интеграции: основные постулаты и их апробация опытом
|
Основные авторы | Основные постулаты | Апробация опытом | |
Рыночная | |||
Густав Кассель, Жак Рюэфф, Раймон Арон, Вильгельм Репке, Андреас Предоль | Рынок – лучший регулятор экономики. Идеал интеграции – это полная свобода конкуренции, свобода рыночных сил без вмешательства государства. | В современных условиях эта позиция неприемлема, поскольку процесс интеграции управляется не столько рыночными регуляторами, сколько национальными правительствами объединяющихся государств и наднациональными институтами региональных интеграционных группировок | |
Рыночно-институциональная (неолиберальная) | |||
Джейкоб Вайнер, Бэла Баласса, Моррис Аллэ | Компромисс между рыночным и государственным/наднациональным регулированием интеграции. Интеграция – воплощение определенного единства экономических и политико- правовых элементов; рассматривается как процесс и как состояние экономики. В процессе интеграции необходимо государственное вмешательство, а при объединении национальных хозяйств в интегрированный комплекс такое вмешательство сводится лишь к устранению дискриминации в объединении. | При свертывании многих аспектов государственного регулирования в интеграционном объединении возникает дилемма: либо в условиях интеграции должна существенно измениться природа современного хозяйства, чтобы отпала необходимость в государственном регулировании процесса общественного воспроизводства, либо это регулирование и в масштабе всего интегрируемого региона должно осуществляться в полном своем объеме. | |
Структурная | |||
Гуннар Мюрдаль, Альфред Маршалл, Франсуа Перру, Чарльз Киндлебергер, Питер Майлз | Комплексное использование всех рычагов: рыночных, монополистических, институциональных. Интеграция – глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, благодаря которым должно возникнуть максимально сбалансированное в территориальном, экономическом и социальном смысле хозяйство. Интеграционное пространство должно состоять не из суммы интегрирующихся хозяйств, а представлять качественно новый хозяйственный механизм взаимодействия регионов. | Структурная школа, пытаясь нащупать пути к подлинной интеграции, обеспечивающей экономическое единство всего интегрируемого региона, попала в тупик. Цели, которые она ставит перед региональной интеграцией, и средства, предложенные ею для достижения этих целей, оказались несовместимыми. | |
Неокейнсианство (дирижизм) | |||
Ричар Купер, Джон Пайндер, Ян Тинберген, Иоган Штоллер | Интеграция – это формирование оптимальной международной экономической структуры с упором на институционально политический механизм. Важно регулирующее вмешательство со стороны государства. Сущность интеграции – координация хозяйственной политики соответствующих государств во имя достижения оптимальной экономической структуры данного региона | Невозможность достижения преобладания интересов оптимизации регионального хозяйства над интересами оптимизации национальных хозяйств. Недостижимость основного принципа полной интеграции – целенаправленного обеспечения оптимальной экономической структуры. | |
Функциональная | |||
Дэвид Митрани, Эрнст Хаас, Филипп Шмиттер, Леон Линдберг, Джозеф Най, Жан Монне, Роббер Шуман | Интеграция – динамичное, комплексное и многогранное явление. Конечный продукт интеграционного процесса – это глобальное социально-экономическое сообщество, призванное обеспечить всеобщее сотрудничество народов в целях наилучшего удовлетворения реальных потребностей человека. Международное сотрудничество должно осуществляться при посредничестве функциональных международных организаций. | Признание одинаковой важности экономических и политических факторов, характеристика интеграции как внутренне противоречивого процесса, сложной цепи вытекающих друг из друга конфликтов и компромиссов. | |
И с т о ч н и к: – Шкваря Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учебное пособие. – М. 2011. – С. 27.
|
Как видно из табл. 1.1, при изучении экономической интеграции все школы:
– признают необходимость самого интеграционного процесса, но по-разному интерпретируют механизм, природу, цели и субъекты интеграции;
– систематизируют конкретные формы развития международной экономической интеграции. Одновременно с разработкой общетеоретических вопросов осуществляются и прикладные исследования;
– используют метод научной абстракции, в рамках которого выделяют узкий круг аспектов, на базе которых строят формально-логическую систему. Эта особенность приводит к отсутствию единства взглядов на международную экономическую интеграцию и вызывает появление новых теорий.
Западные авторы (в частности, Б. Баласса, П. Уайлз, Р. Купер, Э. Хаас) отмечали раздробленность в разработке данного раздела экономической теории. Большинство ученых концентрировались на характеристике отдельных составляющих интеграционного процесса.
Й вопрос.
Основные термины межгосударственной экономической интеграции.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – наиболее высокая ступень интернационализации хозяйственной жизни. Ее конечная цель – формирование общего хозяйственного комплекса между странами – членами группировки с собственным разделением труда, свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и лиц, проведением согласованной экономической и социальной политики, возможно и единой валютой. Более коротко, под экономической интеграцией понимается снижение уровня торговых ограничений между странами-членами.
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ – объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц (третьих государств).
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – группировка стран, нацеленная на ликвидацию пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц, а также введение общего таможенного тарифа в отношении товаров из третьих стран.
ОБЩИЙ РЫНОК – реализация принципа четырех свобод – свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, т.е. четырех факторов производства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ – свободное перемещение четырех факторов производства; а также проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; формирование валютного союза требует введения общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром и др.
ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – единый валютно-экономический и политический союз.
ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ (первое понятие) - проведение торговой либерализации на недискриминационной и безусловной основе или односторонняя согласованная либерализация.
ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ (второе понятие) - свободный доступ факторов производства страны при условии ее вступления в интеграционную группировку и принятия правил и обязательств (принцип взаимности).
ОБЩИЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ТАРИФ- СЕПТ (Common Effective Preferential Tarif – CEPT) - основной инструмент торговой либерализации
ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ – объединение греческих городов, образованное для войны с Персией в 478 до н.э., а после заключения с ней мира около 450 г. до н.э. переросшее в Афинскую архэ (державу).
ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ – объединение независимых городов северной Европы, возникшее в начале XIII века для выработки общей стратегии и реализации политико-экономических интересов членов союза.
ВЕСТФАЛЬСКАЯ СИСТЕМА основана на суверенитете независимых государств и невмешательстве в дела друг друга. Система утвердилась после кровопролитной Тридцатилетней войны в Европе.
ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС (1.11.1814–9.06.1815), созван по инициативе Англии, России, Австрии и Пруссии после окончания наполеоновских войн с целью восстановления монархического режима во Франции и закрепления новых границ в Европе.
ЛИГА НАЦИЙ – международная организация (учреждена в 1919). Основная цель – развитие сотрудничества между народами и обеспечение мира и безопасности. Местопребывание – Женева. В 1939 году с началом второй мировой войны фактически прекратила свое существование. Формально распущена в 1946 году.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами этой системы права.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ – это договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, в их законодательстве содержатся нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права.
КОДИФИКАЦИЯ международного права предполагает приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договорной форме международных обычаев.
ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА – это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права.
ДЕКЛАРАЦИИ – это резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов.
КОМПЕТЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – это объект или сфера предметной деятельности, определяемые полномочиями, которые даны ей государствами-участниками.
МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это организации, учрежденные на основе собственных уставов и финансируемые за счет взносов своих членов, не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли.Создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество вспециальных областях: экономической, социальной, гуманитарной, в сфере образования, здравоохранения и др.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК (ВБ) – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из пяти тесно связанных организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.
МЕЖДНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРКЦИИ И РАЗВИТИЯ – это специализированное учреждение ООН, в его обязанности входит консультации и предоставление неконфиденциальной информации.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) – это система сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. Соглашение заключено в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации, не являясь международной организацией в юридическом смысле.
Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе ГАТТ.