Искусство и реклама: история взаимоотношений
октября российские рекламисты, маркетологи и пиарщики отмечают День работника рекламы.
* * *
Первым о рекламе как о величайшем искусстве ХХ века отозвался канадский философ Маршалл Маклюэн (1911 – 1980). реклама и искусство – это две сферы человеческой деятельности, которые имеют достаточно много точек соприкосновения. При этом стоит все-таки понимать, что цели у них в конечном итоге разные, и рекламист – это не художник, как бы ни хотелось ему таковым казаться (или быть).
Цель рекламы – продать продукт. Так было всегда – и в далекой античности, и в наши дни.
Искусство – это средство, которое может помочь рекламе выделиться, стать более запоминаемой
* * *
Временем, когда реклама начинает оформляться в определенную профессиональную деятельности, является античность. Современные рекламисты получили в наследство от этой эпохи богатый практический опыт. До наших дней сохранились живописные и скульптурные вывески античных лавочек и харчевен, выполненные с большим мастерством и реалистичностью.
Получив от античности богатое наследство в виде жанров и форм рекламы, следующим поколениям «рекламистов» оставалось только их совершенствовать.
Становятся все более «профессиональными» устные и изобразительные формы рекламы.
В Западной Европе в XIII веке появляются специализированные сборники рекламных текстов («Крики Парижа» Этим крикам была присуща ритмическая стихотворная форма. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация.
В средневековой Руси была собственная стихотворная форма рекламирования – раёшный стих
|
* * *
Развитие изобразительных рекламных жанров напрямую было связано с появлением в художественной практике новых техник выполнения изображения Выполненный граверным способом текст был непосредственным предвестником типографского способа тиражирования.
В отечественной традиции становится популярной народная картинка – лубок, которая печаталась с деревянной доски. Черно-белые оттиски раскрашивались вручнуюСреди лубков были как образцы торговой рекламы, так и примеры зарождения социальной рекламы – наглядные побуждения к благотворительности и распространение изначальных медицинских знаний.
* * *
Появление печатного станка стало важным событием в развитии рекламной деятельности. Перегруженность оформления, использование художественных стилей и приемов высокого искусства не всегда оказывало нужное воздействие на массового потребителя.
Рубеж XIX – XX веков стало «золотым временем» развития как европейской, так и российской рекламы. Наибольшую славу рекламе в это время принес многоцветный художественный плакат. Пальма первенства здесь принадлежит французским мастерам. И первым в ряду этих новаторов называют французского художника Жюля Шере. Именно в его плакатах складываются признаки нового жанра: лаконизм, композиционная компактность и красочная контрастность. Ему удалось выявить и реализовать самое главное для успешного восприятия изображения «на лету» людьми, спешащими по своим делам.
Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения подтолкнула Жюля Шере экономия красок. учшие его плакаты были представлены на персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 году. К этому времени заявили о себе такие замечательные создатели рекламного плаката как Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Теофиль Стейнлен, Пьер Боннар и др.
|
* * *
В Росси плакатная реклама получает распространение с конца 1880-х годов. Многие художники откликнулись на этот «зов времени», для многих из них художественная составляющая плакатов была все-таки важнее, чем собственно рекламная. Шел поиск рекламного языка. Результаты этого поиска скажутся чуть позже, в первые годы советской России в плакатах Александра Родченко, Владимира Маяковского и др.
Сегодня во многих музеях мира существуют специальные разделы, посвященные рекламе.