Проект есть действие,
индивидуальное или групповое,
совершаемое от всего сердца.
Уильям Килпатрик
В настоящее время в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта произошла смена образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. При этом делается акцент на том, что у выпускника школы необходимо сформировать навыки ведения исследовательской работы: «…выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,…самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов».[1] Предполагается, если ученик получит в школе навыки ведения исследовательской деятельности, то он легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью, научится мыслить, анализировать, делать выводы, прогнозировать.
Наиболее эффективным методом, позволяющим формировать исследовательские умения и навыки, является метод проектов, который я использую как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Возможность взаимодействия учащихся в процессе работы над проектом позволяет почувствовать предмет, получить новый опыт применения знаний, умений, навыков, а социально-значимые результаты проведенной работы активизируют деятельность, придают учащимся уверенности в своих силах.
Проектная и исследовательская работа ставит учащихся перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и художественной литературе; создавать и редактировать тексты; публично выступать и общаться на разные темы; отстаивать свою точку зрения в ходе диспута. Специфику проектной деятельности в рамках изучения русского языка и литературы, направленной на формирование исследовательских умений и навыков обучающихся, в полной мере отражают следующие определения[2]:
· учебный проект – это процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленный на достижение результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
· социальный проект – сконструированное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.
Соединение учебного и социального проектирования способствует не только оптимальному освоению знаний учащимися, но и повышает мотивацию к учению, формирует личностные и метапредметные результаты. В этот творческий процесс можно вовлечь не только тех учащихся, которым необходимо проявить свои неординарные способности, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, но и тех, у которых отсутствует желание читать, слабо развиты коммуникативные навыки, нет навыков анализа и обобщения. Чаще всего тематика проектов носит интегративный характер: тесно переплетаются между собой литература, русский язык, краеведение, история, обществознание, музыка и т.д. Таким образом, к реализации проекта привлекаются и те учащиеся, для которых русский язык и литература не являются приоритетными.
Первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности учащиеся получают на уроках и на общих обучающих занятиях членов НОУ, которые проводятся в соответствии с планом работы один раз в два месяца: умение выявлять проблему, ставить цель, планировать деятельность, осуществлять поиск и отбор информации, оформлять библиографический список и т.п. Далее при индивидуальном консультировании, самостоятельной работе ребята совершенствуют полученные знания, умения и навыки на конкретном материале.
Оформлением проектных продуктов учащиеся могут заняться на кружках «Компьютерный» и «Юный журналист». Заключительный этап реализации исследовательского проекта – его презентация на общешкольной конференции членов научного общества учащихся «УСПЕХ», которая проводится ежегодно в марте или апреле.
Тематика проектов зависит интересов учащихся и проблем, требующих решения. Нами реализованы следующие проекты:
· Край мой тихий (Цель: исследовать творчество писателя – краеведа Урень-края Виктора Фёдоровича Мамонтова, его соавтора Всеволода Никифоровича Чебана и определить значение созданных ими литературных произведений);
· Школьная газета (Цель: популяризация школьной информационно - познавательной газеты «Молодежный размах» как средства развития коммуникативных и творческих способностей обучающихся);
· Топонимы нашего края (Цель: выяснить, какую роль играют топонимы в жизни человека, создать топонимический словарь нашего края);
· Актуальна ли классика сегодня? (Цель: исследовать влияние классической литературы на формирование кругозора и нравственных качеств личности и ответить на вопрос: «Актуальна ли классика сегодня?»);
· Читаем о войне (Цель: найти эффективные способы привлечения внимания учащихся школы к чтению книг о войне, обратить их внимание на уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины; доказать, что произведения писателей сыграли важную роль в поддержании духа людей в годы Великой Отечественной войны).
Разработка и реализация проекта осуществляется по определенной программе, в ходе которой учащиеся поэтапно находят ответы на следующие вопросы:
· Кто будет заниматься разработкой и реализацией проекта?
· Что станет предметом проектирования?
· Каковы цели и задачи проекта?
· Какие проектные продукты и социальные эффекты мы получим?
· Какие практические действия необходимо совершить, чтобы достичь результата?
· Что получилось?
· Каковы перспективы развития проекта?
Подробно остановлюсь на том, как мы работали над разработкой и реализацией проектов «Школьная газета» и «Читаем о войне».
В заключение хотелось бы отметить, что работа над проектами, имеющими социально-значимые результаты, способствует формированию у учащихся не только исследовательских навыков, но и навыков социального поведения, умения общаться с людьми, вести диалог, работать с информацией, работать в команде. Дети учатся защищать свои права, расширяют знания о сложностях, взаимосвязях окружающей действительности. Ребята вовлечены в реальную практическую деятельность и инициируют действия по улучшению окружающей действительности, что способствует формированию высокой социальной активности и положительной жизненной позиции, как базовых качеств выпускников школы.
Список литературы:
1. Одаренный ребенок в школе.// Завуч начальной школы.- 2011.- № 4.- с. 73.
2. Полиенко Н. Н. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся [Текст] / Н. Н. Полиенко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.
3. Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.
4. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-составит. Н.И. Панютина и др. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Учебный проект: от «школы знаний» - к «школе деятельности»: сборник методических разработок /редакционная коллегия: О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова. – Нижний Новгород: НИРО, 2014 г.
[1] Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — С. 39.
[2] Учебный проект: от «школы знаний» - к «школе деятельности»: сборник методических разработок /редакционная коллегия: О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова. – Нижний Новгород: НИРО, 2014 г., с. 4