Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики




План

1. Теоретические основы дошкольной педагогики.

2. Связь дошкольной педагогики с другими науками

3. Современные теории развития личности

4. Принципы воспитания

5. Периодизация воспитания

 

 

1. Разрабатывая теоретические основы воспитания, дошкольная педагогика опирается на данные философии, естественных наук, теории отечественных ученых в области детской психологии и историю педагогической мысли и дошкольного образования.

Философские. В организации и осуществлении педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи: непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, прерыва непрерывности (скачкообразности перехода количества в качество), детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики, роли социальных факторов.

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Веденским, А.А.Ухтомским, Н.М.Щеловановым, Н.М.Аксариной и др. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в частности, воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, поскольку одна из закономерностей развития условно-рефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у малыша образуется быстрее и легче предыдущего. Знание другой закономерности, суть которой в том, что чем младше дети, тем менее устойчивы формирующиеся у них условные рефлексы, требует от взрослых терпеливого постоянного напоминания и упражнения малышей в одних и тех действиях в неизменных условиях.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

- культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С.Выготского, разработанная им возрастная периодизация, а также понятие о «сензитивных периодах», теория о «развивающем обучении» и «зонах ближайшего развития»;

- учение А.Н.Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, труды Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера и др. об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольном детстве;

- теория «амплификации» дошкольного детства А.В.Запорожца;

- психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б.Эльконина;

- концепция В.Т.Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства;

Охарактеризуем каждое положение.

Одним из центральных в теории деятельности А.Н.Леонтьева является положение о том, что психика (сознание) развивается в деятельности и из деятельности, вне деятельности ее развитие невозможно. Из этого вытекает принцип деятельностного подхода в педагогике воспитания и обучения, по которому создание условий для развития ребенка заключается в организации его разнообразной деятельности.

Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развивающейся культуре, поэтому содержание образовательного процесса составляет содержание культуры, которую осваивает ребенок. Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух планах. Сначала это происходит в социальном плане, то есть между людьми – как категория интерпсихическая. Потом функция формируется через процесс интериоризации в плане психологическом, то есть внутри ребенка – как интрапсихическая категория. Этим определяется значимость общения взрослого с ребенком по поводу деятельности последнего, постепенной усложнение и расширение круга деятельностей, в которые он включается, и той социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.

В теории об этапах формирования умственных действий П.Я.Гальперина установлено, что два первых вида мышления из трех получают достаточно полное развитие в дошкольном возрасте. В этот же период начинается развитие и словесно-логических действий. Соответственно этому в дошкольном образовании определяется последовательность и растет диапазон решаемых задач умственного воспитания, осваиваемых типов ориентировочных действий и используемых моделей (Венгер). Опираясь на труды Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Лурии под руководством А.В.Запорожца создана отечественная система сенсорного воспитания.

Н.Н.Поддьяковым в конце прошлого столетия, сделано фундаментальное открытие о том, что наглядно-образное мышление возникает уже на первом году и способствует зарождению наглядно-действенного мышления. Это позволяет кардинально усовершенствовать стратегию и тактику организации воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, выдвигая на первый план задачи развития творческих потенций дошкольника. В современной дошкольной дидактике, благодаря исследованиям Н.Н.Поддьякова, происходит переориентация задач с «зоны ближайшего развития» на развитие «горизонтов детских знаний». В конценции В.Т.Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства значимость этих направлений в дошкольном образовании определяется как важнейшее условие прогресса общества.

Особую роль в дошкольной педагогике играет теория «амплификации» (обогащения) А.В.Запорожца. В этой теории автор, опираясь на понятие о «сензитивном периоде» показывает не только ошибочность, но и губительность попыток сократить продолжительность дошкольного детства. Он доказал, что необходимо максимально использовать возможности дошкольного детства для полноценного развития этих способностей (речевое развитие, образность мышления, эмоциональность, любознательность, самобытность и т.д.) в специфических видах детской деятельности.

 

Историко-педагогические основы современной отечественной дошкольной педагогики имеют древние корни. Как отмечалось ранее, истоками ее является народная педагогика, труды выдающихся философов, педагогов, разных эпох и стран, развивавших гуманистические идеи о воспитании детей до школы.

 

2. Особенности педагогических теорий и систем, создававшихся ранее и развивающихся в наше время, определялись во многом, расхождением взглядов их авторов на проблему взаимосвязи между воспитанием и развитием личности ребенка. На протяжении множества веков эта проблема остается дискуссионной.

Роль воспитания первая позиция авторов рассматривает как всемогущую. Сторонники второй позиции считают, что воспитание никак не влияет на развитие. Следующие дискутанты считают, что воспитание хотя и ведущий, но не решающий фактор развития личности.

Представителями разных теорий в качестве факторов, влияющих на развитие личности ребенка, традиционно рассматривались наследственность, социальная среда и воспитание. Некоторые авторы при обсуждении этого вопроса выделяют две основные группы – факторы биологические и социальные.

Большое влияние на развитие биологического направления оказали взгляды английского философа –позитивиста и психолога Спенсера и одного из основателей педологии, американского психолога Холла (конец 19-начала 20 вв). Они писали, что воспитание не может вызвать к жизни то, чего нет в генах. Основную роль они видели в развитии личности ребенка (социальное наследование) через биологические структуры организма. Смысл данной теории состоял в том, чтобы ребенок накапливал в период первого детства непосредственного опыта познания окружающего для развития его умственных способностей, а в вопросах нравственного становления личности лучшим считал «метод естественных последствий». Их взгляды стали теоретическим обоснованием разных систем «свободного воспитания».

Теории перечисляются.

 

Современная отечественная дошкольная педагогика решает проблему данного характера через признание ведущим фактором воспитание, которое осуществляется в полном соответствии с закономерностями физического, нервно-психического и социального развития личности ребенка. Недооценка любого фактора приводит к ошибкам воспитания, снижает возможности развития личности, и в конечном итоге сказывается на судьбах людей, поколений и человечества.

 

3. Принципы воспитания:

Принцип детерминизма проявляется в необходимости учитывать взаимообусловливающие связи процессов воспитания и развития личности, каждого из педагогических процессов с особенностями конкретной личности ребенка.

Принцип преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.

Принцип наглядности

Принцип единства познания и практики выступает как требование решать задачи интеллектуального развития ребенка в условиях его активной продуктивной деятельности, а также в оценке практики как критерия истинности знания и передового педагогического опыта как одного из двигателей педагогической науки.

Принцип деятельностного подхода заключается в организации его разнообразной деятельности.

Принцип учета возрастных особенностей – все компоненты педагогического процесса должны соответствовать особенностям каждого возрастного периода.

Принцип индивидуального подхода в воспитании предлагает наряду с возрастными особенностями учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Принцип систематичности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: