г) Третий шаг в раскаянии.




ОПК 4 класс 21 ноября

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: Познакомить учеников с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о внутреннем состоянии человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Определение темы и задач урока.

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

- Прочитайте небольшой рассказ. Сделайте предположение, о чём мы будем говорить.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

- А молоко купил?

- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

 

- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить?

 

Сегодня на уроке вы узнаете?

III. Работа по теме урока

 

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

 

- Зачем человеку совесть?

- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»

- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».

- Назовите антоним слова «добро».

- Какой смысл вы вкладываете в это слово?.

- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка ».

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебника

- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

• это то, что способствует росту души,

• помогает людям,

• радует бога.

- А зло наоборот:

• это то, что удаляет от этих добрых целей.

- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

 

- В народе говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений.

Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

 

Чтение текста далее с. 36- 39

 

 

-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?

А) Первый шаг в раскаянии.

- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?

(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

(Сожаление о том, что сделано)

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?

(И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

Б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

(Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

В) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны

исправить ошибку делом.

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»)

 

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

(Покаянные молитвы )

- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости)..

 

I V. Итог урока. Рефлексия.

Продолжи предложения

ü Сегодня на уроке я узнал …

ü Больше всего мне запомнилось …

ü Я задумался …

ü

V.Домашнее задание

С.39- вопр.- устно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: