1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Мы видим реализацию данных направлений в дошкольных учреждениях через комплекс мероприятий:
— введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей;
— включение в программы занятий по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера;
— управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей;
— использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;
— работа с родителями.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, многие педагоги отмечают отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более если это касается педагогики творчества.
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также рекомендовать родителям специальную литературу по этой проблеме.
|
Основные направления работы психолога дошкольного учреждения по развитию творческих способностей детей
1. Проведение психологического обследования с помощью специальных диагностические методик, оценивающих уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения (диагностика творческих способностей — П. Торренса, Е. Туник и др.).
2. Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.
3. Проведение интерактивных семинаров и тренингов для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, направленных как на развитие творческого мышления самих педагогов, так и на обучение педагогов приемам и методам, с помощью которых они смогут развивать творческое воображение и мышление детей.
4. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка:
— консультирование родителей одаренных детей специалистами системы образования;
— организация и проведение занятий «Родительских школ» для родителей одаренных детей. Использование интерактивных форм на этих занятиях позволяет психологам не только оказывать родителям информационную помощь, но и превращает родителей в активных участников процесса.
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫИ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Сказкотерапия
Основной метод, который мы применяем в своей работе для развития творческого потенциала детей и развития их творческих способностей, это сказкотерапия.
|
В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В. А., 1982).
Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе — игра творческих сил народного духа.
Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия —■ это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.
Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.
|
Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.
Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное — сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.
У себя в Центре мы создали сказочную комнату. Весь сказочный интерьер сделан своими руками: сказочный домик ростом с ребенка, из окон которого выглядывают различные сказочные герои, меняющиеся на каждом занятии: «Кто же сегодня появится в окошке сказочного домика? Интересно!»; сказочный лес, где живут три медведя, Заяц
Хваста, умные ежата. А если вы хорошо приглядитесь, то сможете увидеть среди деревьев домик Винни-Пуха, который живет под вывеской «Мистер Сандерс». А вот и сам Винни-Пух, который может спеть вам вопилку, дразнилку, а может быть, шумелку, когда вы дотронетесь до его животика. В сказочной комнате герои сказок дружат друг с другом. Здесь рядом вы можете увидеть куклы-марионетки Бабы Яги, и принцессы, и царевича, и Снежной Королевы, Лесной Феи, и Звездочета, и много-много различных сказочных персонажей из известных сказок и сказок, придуманных детьми. В сказочной галерее комнаты можно увидеть сказочных героев, нарисованных «волшебными» красками: Инопланетянина и его летающую тарелку, Цветочную Фею, Золотую рыбку, любопытную пчелку в гостях у Солнышка и другие сказочные сюжеты. И каждая картина будит в душе ребенка добрые чувства, любознательность, желание творить еще и еще.
В комнате много сказочных вещей: волшебная палочка, исполняющая желания детей (возможно, они не сбудутся сейчас, но когда-нибудь — обязательно); обруч, дающий магическую силу и выдержку (как только у ребенка заканчивается «волшебная сила» и никак уже невозможно слушать, стоять, что-то выполнять, можно стать в волшебный обруч, закрыть глаза и почувствовать, как ты становишься сильнее, выдержаннее, внимательнее). Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, красивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действительно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок» (светильник), который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну и много других удивительных вещей. Мы приходим в эту комнату вечером, когда на небе появляются первые звезды, зажигаем свечу или «волшебную» лампу и попадаем в мир сказочных образов. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение. В сказочной комнате можно не только послушать сказку, но и поиграть, ведь там есть статуэтки сказочных персонажей, куклы-марионетки, маски; можно переодеться в какого-нибудь сказочного героя. И вот уже застенчивая Маша превращается в уверенную королеву, боязливый Миша — в смелого рыцаря. В сказке это очень легко и просто. И вот уже придумана новая сказка, а потом еще одна и еще... Детская фантазия в сказочной комнате неистощима. Здесь можно творить, фантазировать, мечтать.
Все предметы, даже самые обыкновенные, находящиеся в сказочной комнате, просто просятся в сказку. Вы думаете, это обыкновенный детский стульчик? Как бы не так! Хотите узнать, о чем он думает? Когда он грустит или радуется и почему?
Об этом вы сможете узнать в нашей «волшебной» книге, где собраны сказки о самых обыкновенных предметах, придуманные детьми. Создание сказок — один из интереснейших для детей видов поэтического творчества. Зажгите сердца детей искоркой своего творчества, и вы увидите, как вокруг вас вспыхнет много-много маленьких ярких огоньков. Не дайте им погаснуть, помогите разгореться. Сказки предназначены для детства. Именно сказка, прочитанная в дошкольном детстве, поможет раскрыть творческий потенциал ребенка, развить в нем его творческие способности.
В конце каждого занятия мы любим смотреть на кусочек звездного неба на потолке, где светятся волшебные звезды, мы ищем среди многих звезд свою звезду, самую сказочную, самую необыкновенную. Главное, найти ее среди остальных, а сказка о ней придет сама собой: «Жила-была на небе маленькая звездочка...»
Арттерапия
Арттерапия — это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации — раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.
Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия — это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.
Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия, и психодрама, и многое, многое другое. Все больше психологов признают несомненный исцеляющий эффект арттерапии и успешно применяют ее на практике. Многие крупные психологические центры опираются на достижения арттерапии в своей повседневной работе. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Арттерапией с успехом занимаются и дети, и взрослые. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.
Игровая терапия
В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (Сухомлинский В. А., 1982, с. 288).
Игровая терапия — это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, однако значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Игра создает положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее активно. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Создавая эффективные условия для развития игр, взрослые помогают развитию творческих способностей, раскрытию творческого потенциала ребенка.
Психологические игры высвобождают энергетический потенциал, пробуждают воображение, фантазию, способствуют развитию креативности и личностному росту в целом. Ребенок, получивший подобный опыт, чувствует себя в жизни более уверенно и радостно, более адекватно реагирует на происходящее вокруг, полно и целостно воспринимает мир, себя и других.
Креативная визуализация
Механизм работы воображения используется в подходе, который можно назвать как созидательная, творческая, управляемая визуализация. Этот метод разработан профессором Шакти Гавэйн.
Сам по себе метод управляемой визуализации нацелен на настоящее ребенка. Этот метод предполагает его индивидуальную активность. В то же время групповые формы предоставляют больше возможностей для раскрытия творческого потенциала и внутренних ресурсов. Креативная визуализация — это способ использования естественной мощи воображения. Воображение является способностью ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, чего мы хотим. Затем внимание фокусируется на этой идее или картине постоянно, придавая ей положительную энергию, до тех пор, пока она не станет реальностью; другими словами, пока действительно не достигается то, что было визуализировано.
Для применения этого метода необходимо научить детей расслабляться. Когда тело и ум расслаблены, электрическая активность нейронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замедленный уровень обычно называют альфа-уровнем.
Один из важных элементов креативной визуализации — аффирмация. Это положительная установка на то, что нечто воображаемое уже существует. Аффирмацией может служить любая положительная установка. Существует бесконечное количество возможных утверждений, которые притягивают и создают все происходящее.
Аффирмации можно произносить про себя, вслух, записывать или даже петь.
Правила составления аффирмации:
1. Утверждение должно быть в настоящем времени. Например, «Я легко придумываю волшебные сказки» или «Я нахожу множество решений в любой ситуации».
2. Утверждения должны делаться в положительной форме.
3. Аффирмация должна быть короткой и простой, это повышает ее эффективность.
На занятиях аффирмации для детей составляет психолог, так как дети сами еще не всегда могут правильно это сделать. Требования к использованию аффирмации:
1. Визуализировать картину в точности, включая как можно больше деталей.
2. Сосредоточиваться на ней как можно чаще, чтобы она стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Для этого психолог дает задания на дом: каждый день пять минут произносить аффирмацию.
Ниже описаны нетрадиционные технологии для развития творческих способностей детей.
Цветотерапия
С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков. К трем месяцам ребенок больше внимания обращает на красные цвета. К шести месяцам — на желтые, затем на зеленые и позднее — на синие.
С давних времен известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.
Изучив многочисленную литературу по цветотерапии, мы выделили те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.
Красный — повышает поисковую активность, любознательность, вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.
Желтый — благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.
Голубой — связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу — это способствует креативности.
Зеленый — цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.
Оранжевый — способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.
Фиолетовый — это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому.
Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Мы активно применяем эти свойства цвета для развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого на занятиях мы используем разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки размером 15x25 см, цветные пластиковые геометрические фигуры, платочки, нитки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, вырезанные из картона различные цветные предметы (лепестки, домики, вагончики, звезды и т.п.), цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски.
Ароматерапия
Ароматерапия — один из самых древних методов лечения, оздоровления и профилактики. Ароматерапия использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах. Давно известное из психологии и физиологии воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.
Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с давних времен. Уже в V веке до нашей эры упоминается применение масел для магического, лечебного, эстетического и психологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси.
Ароматические масла нормализуют психологическое состояние человека, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.
В мире существуют более 3000 растений, из которых добывают эфирные масла, что и обусловливает многообразие ароматерапии. Изучая и используя исследования ученых, мы пришли к выводу, что полное отсутствие или дефицит ароматических веществ вызывает у человека сбои в функционировании различных органов с последующим развитием соматических и психических расстройств.