Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте




1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое ха­рактеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых об­разов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и сис­темность мышления.

Мы видим реализацию данных направлений в дошкольных учреж­дениях через комплекс мероприятий:

 

— введение в программу дошкольного воспитания специальных за­нятий, направленных на развитие творческого воображения и мышле­ния детей;

— включение в программы занятий по изобразительной деятель­ности, музыке, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера;

— управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей;

— использование специальных игр, развивающих творческие спо­собности детей;

— работа с родителями.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хоте­лось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреж­дений, так и со стороны семьи. К сожалению, многие педагоги отме­чают отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем бо­лее если это касается педагогики творчества.

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важ­но развивать творческие способности с детства, какие условия необ­ходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также рекомендовать родителям специальную литературу по этой проблеме.

Основные направления работы психолога дошкольного учреждения по развитию творческих способностей детей

1. Проведение психологического обследования с помощью специ­альных диагностические методик, оценивающих уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения (диагностика творческих способностей — П. Торренса, Е. Туник и др.).

2. Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направлен­ных на развитие творческого воображения и мышления.

3. Проведение интерактивных семинаров и тренингов для педаго­гов, работающих с детьми дошкольного возраста, направленных как на развитие творческого мышления самих педагогов, так и на обуче­ние педагогов приемам и методам, с помощью которых они смогут раз­вивать творческое воображение и мышление детей.

4. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка:

 

— консультирование родителей одаренных детей специалистами системы образования;

— организация и проведение занятий «Родительских школ» для родителей одаренных детей. Использование интерактивных форм на этих занятиях позволяет психологам не только оказывать родителям информационную помощь, но и превращает родителей в активных уча­стников процесса.

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫИ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Сказкотерапия

Основной метод, который мы применяем в своей работе для разви­тия творческого потенциала детей и развития их творческих способ­ностей, это сказкотерапия.

В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чув­ствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и дет­ской речи как определенной ступени развития человеческого мышле­ния и речи» (Сухомлинский В. А., 1982).

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуаль­ные чувства, но и является источником раскрытия и развития творче­ских способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего та­ланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе — игра творче­ских сил народного духа.

Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала лич­ности.

Сказкотерапия —■ это еще и терапия средой, особой сказочной об­становкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны лич­ности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойства­ми, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем со­вершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом ра­боты человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка спо­собствует развитию воображения, а это необходимо для решения ре­бенком его собственных проблем.

Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявле­ния созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют дет­скую фантазию, склонную к образному мышлению.

Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чув­ственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, актив­но общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное — сказка, живущая внутри каж­дого человека, способна развивать сокровища его души.

У себя в Центре мы создали сказочную комнату. Весь сказочный интерьер сделан своими руками: сказочный домик ростом с ребенка, из окон которого выглядывают различные сказочные герои, меняющи­еся на каждом занятии: «Кто же сегодня появится в окошке сказочного домика? Интересно!»; сказочный лес, где живут три медведя, Заяц

Хваста, умные ежата. А если вы хорошо приглядитесь, то сможете уви­деть среди деревьев домик Винни-Пуха, который живет под вывеской «Мистер Сандерс». А вот и сам Винни-Пух, который может спеть вам вопилку, дразнилку, а может быть, шумелку, когда вы дотронетесь до его животика. В сказочной комнате герои сказок дружат друг с другом. Здесь рядом вы можете увидеть куклы-марионетки Бабы Яги, и прин­цессы, и царевича, и Снежной Королевы, Лесной Феи, и Звездочета, и много-много различных сказочных персонажей из известных сказок и сказок, придуманных детьми. В сказочной галерее комнаты можно увидеть сказочных героев, нарисованных «волшебными» красками: Инопланетянина и его летающую тарелку, Цветочную Фею, Золотую рыбку, любопытную пчелку в гостях у Солнышка и другие сказочные сюжеты. И каждая картина будит в душе ребенка добрые чувства, лю­бознательность, желание творить еще и еще.

В комнате много сказочных вещей: волшебная палочка, исполня­ющая желания детей (возможно, они не сбудутся сейчас, но когда-ни­будь — обязательно); обруч, дающий магическую силу и выдержку (как только у ребенка заканчивается «волшебная сила» и никак уже невозможно слушать, стоять, что-то выполнять, можно стать в волшеб­ный обруч, закрыть глаза и почувствовать, как ты становишься силь­нее, выдержаннее, внимательнее). Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, кра­сивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действи­тельно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок» (све­тильник), который дает нам волшебную силу для путешествия в ска­зочную страну и много других удивительных вещей. Мы приходим в эту комнату вечером, когда на небе появляются первые звезды, зажи­гаем свечу или «волшебную» лампу и попадаем в мир сказочных обра­зов. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказ­кам, попадаем в разные сказочные миры.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и серд­цем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение. В сказочной комнате можно не только послушать сказку, но и поиграть, ведь там есть статуэтки сказочных персонажей, куклы-марионетки, маски; мож­но переодеться в какого-нибудь сказочного героя. И вот уже застенчивая Маша превращается в уверенную королеву, боязливый Миша — в смелого рыцаря. В сказке это очень легко и просто. И вот уже приду­мана новая сказка, а потом еще одна и еще... Детская фантазия в ска­зочной комнате неистощима. Здесь можно творить, фантазировать, мечтать.

Все предметы, даже самые обыкновенные, находящиеся в сказоч­ной комнате, просто просятся в сказку. Вы думаете, это обыкновенный детский стульчик? Как бы не так! Хотите узнать, о чем он думает? Ко­гда он грустит или радуется и почему?

Об этом вы сможете узнать в нашей «волшебной» книге, где собра­ны сказки о самых обыкновенных предметах, придуманные детьми. Создание сказок — один из интереснейших для детей видов поэтиче­ского творчества. Зажгите сердца детей искоркой своего творчества, и вы увидите, как вокруг вас вспыхнет много-много маленьких ярких огоньков. Не дайте им погаснуть, помогите разгореться. Сказки пред­назначены для детства. Именно сказка, прочитанная в дошкольном детстве, поможет раскрыть творческий потенциал ребенка, развить в нем его творческие способности.

В конце каждого занятия мы любим смотреть на кусочек звездного неба на потолке, где светятся волшебные звезды, мы ищем среди мно­гих звезд свою звезду, самую сказочную, самую необыкновенную. Главное, найти ее среди остальных, а сказка о ней придет сама собой: «Жила-была на небе маленькая звездочка...»

Арттерапия

Арттерапия — это терапия творческим самовыражением и позна­ние себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации твор­ческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации — раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.

Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия — это необыкновенная возможность выра­зить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погру­зившись в волнующий мир творчества и реализации собственных воз­можностей.

Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия, и психодрама, и многое, многое другое. Все больше психологов признают несомнен­ный исцеляющий эффект арттерапии и успешно применяют ее на прак­тике. Многие крупные психологические центры опираются на дости­жения арттерапии в своей повседневной работе. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, изба­виться от страхов и немотивированной агрессии. Арттерапией с успе­хом занимаются и дети, и взрослые. Занятия проводятся как индиви­дуально, так и в группах. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость твор­чества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.

Игровая терапия

В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть пол­ноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (Сухомлин­ский В. А., 1982, с. 288).

Игровая терапия — это наиболее естественная и эффективная фор­ма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на ис­пользовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воз­действия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание раз­личных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряжен­ность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей дея­тельностью в дошкольном возрасте, однако значимость ее не снижает­ся и у детей младшего школьного возраста. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, наход­чивости, творчества. Игра создает положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее ак­тивно. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обо­стряются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Создавая эффективные условия для развития игр, взрослые помогают развитию творческих способностей, раскрытию творческого потенци­ала ребенка.

Психологические игры высвобождают энергетический потенциал, пробуждают воображение, фантазию, способствуют развитию креа­тивности и личностному росту в целом. Ребенок, получивший подоб­ный опыт, чувствует себя в жизни более уверенно и радостно, более адекватно реагирует на происходящее вокруг, полно и целостно вос­принимает мир, себя и других.

Креативная визуализация

Механизм работы воображения используется в подходе, который можно назвать как созидательная, творческая, управляемая визуализа­ция. Этот метод разработан профессором Шакти Гавэйн.

Сам по себе метод управляемой визуализации нацелен на настоя­щее ребенка. Этот метод предполагает его индивидуальную актив­ность. В то же время групповые формы предоставляют больше воз­можностей для раскрытия творческого потенциала и внутренних ресурсов. Креативная визуализация — это способ использования естественной мощи воображения. Воображение является способностью ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализа­ции использование воображения происходит, чтобы создать отчетли­вый образ того, чего мы хотим. Затем внимание фокусируется на этой идее или картине постоянно, придавая ей положительную энергию, до тех пор, пока она не станет реальностью; другими словами, пока дей­ствительно не достигается то, что было визуализировано.

Для применения этого метода необходимо научить детей расслаб­ляться. Когда тело и ум расслаблены, электрическая активность ней­ронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замед­ленный уровень обычно называют альфа-уровнем.

Один из важных элементов креативной визуализации — аффирмация. Это положительная установка на то, что нечто воображаемое уже существует. Аффирмацией может служить любая положительная уста­новка. Существует бесконечное количество возможных утверждений, которые притягивают и создают все происходящее.

Аффирмации можно произносить про себя, вслух, записывать или даже петь.

Правила составления аффирмации:

1. Утверждение должно быть в настоящем времени. Например, «Я легко придумываю волшебные сказки» или «Я нахожу множество решений в любой ситуации».

2. Утверждения должны делаться в положительной форме.

3. Аффирмация должна быть короткой и простой, это повышает ее эффективность.

На занятиях аффирмации для детей составляет психолог, так как дети сами еще не всегда могут правильно это сделать. Требования к использованию аффирмации:

1. Визуализировать картину в точности, включая как можно боль­ше деталей.

2. Сосредоточиваться на ней как можно чаще, чтобы она стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Для этого психолог дает зада­ния на дом: каждый день пять минут произносить аффирмацию.

Ниже описаны нетрадиционные технологии для развития творче­ских способностей детей.

Цветотерапия

С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков. К трем месяцам ребенок больше внимания обращает на красные цвета. К шести месяцам — на желтые, затем на зеленые и позднее — на синие.

С давних времен известно воздействие цвета на организм челове­ка. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подав­ляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечеб­ный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.

Изучив многочисленную литературу по цветотерапии, мы выдели­ли те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятель­ность и развитие творческих способностей.

Красный — повышает поисковую активность, любознательность, вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.

Желтый — благотворно влияет на творческую деятельность. По­могает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.

Голубой — связан с интеллектом и умением умиротворять с помо­щью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, остав­шись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу — это способствует креативности.

Зеленый — цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.

Оранжевый — способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.

Фиолетовый — это цвет вдохновения, который свойственен цели­телям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобла­данием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются есте­ственностью и языком, который понятен каждому.

Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Мы активно применяем эти свойства цвета для развития твор­ческих способностей детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. Для этого на занятиях мы используем разнообразные материа­лы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки размером 15x25 см, цветные пласти­ковые геометрические фигуры, платочки, нитки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, вырезанные из картона различные цвет­ные предметы (лепестки, домики, вагончики, звезды и т.п.), цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски.

Ароматерапия

Ароматерапия — один из самых древних методов лечения, оздо­ровления и профилактики. Ароматерапия использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах. Давно известное из психо­логии и физиологии воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими осо­бенностями эфирных масел.

Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с давних времен. Уже в V веке до нашей эры упоминается применение масел для магического, лечебного, эстетического и пси­хологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси.

Ароматические масла нормализуют психологическое состояние че­ловека, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

В мире существуют более 3000 растений, из которых добывают эфирные масла, что и обусловливает многообразие ароматерапии. Изучая и используя исследования ученых, мы пришли к выводу, что полное отсутствие или дефицит ароматических веществ вызывает у человека сбои в функционировании различных органов с последу­ющим развитием соматических и психических расстройств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: