ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПЛАНЕТА ЧУДЕС»
Разработка и апробирование программы «Планета чудес» преследует основную цель —- помощь педагогам, родителям в реализации одной из важнейших образовательных задач —- раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей.
Цели программы:
— создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;
— стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
— расширение границ творческого восприятия мира;
— реализация творческих способностей в реальной жизни.
Задачи:
— развитие творческого воображения и фантазии;
— стимулирование творческого самовыражения;
— развитие символических представлений, креативности;
— развитие вариативности и оригинальности мышления;
—активизация познавательного интереса и мыслительного процесса;
— развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
— развитие сенсорно-перцептивной сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— гармонизация эмоционального состояния;
— стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 28 занятий, предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендуется провести первичную диагностику развития творческого мышления детей в сентябре и для отслеживания динамики развития, повторную — в мае. Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года — с октября по май.
Численность группы не должна превышать 8-10 человек.
Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-50 мин, в зависимости от возраста детей и творческих заданий.
|
Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, использование ароматера-пии, хромотерапии (цветотерапии), аффирмаций и др.
После каждого занятия детям предлагается домашнее задание, которое они могут выполнить совместно с родителями. Дома можно организовать выставку детских работ. Стихотворения и сказки, придуманные детьми, оформляются в небольшие книжки и иллюстрируются детскими рисунками.
Однажды, много лет назад, на землю опустилась Сказка,
И оживилось все кругом, наполнилось теплом.
Открыла людям путь она в чудесные миры:
Где горы выше облаков и много сказочных дворцов,
Живут здесь феи, эльфы, гномы, которые давно знакомы,
Поет в болоте Водяной, он дружен с мудрою совой.
Там в море плавают русалки, и часто пролетают галки,
Которых нравится считать девчонке Жене...
Живет там страшный Карабас и мальчик, он актеров спас!
Там много сказочных существ, которых просто нам не счесть...
Там царь Иван на волке скачет, а девицы почти не плачут,
Там в воздухе мечта кружится, на землю радостью ложится,
Надежда, Вера и Любовь заходят часто в каждый дом.
Богатырей в стране немало и чудных сказочных зверей,
Увидеть можно, как по небу промчится тройка лошадей.
|
В лесах встречаются избушки, в них бабушки живут, старушки,
Им тайны многие открыты, известно, клады где зарыты,
Метла у них, как самолет, куда угодно довезет.
Там чудеса повсюду бродят, кто ищет, их всегда находит,
Чудесный мир... всегда добро навеки побеждает зло,
Живет в том мире волшебство... А вы туда попасть хотите?
Скорее двери отоприте... Встречайте Сказку!
Татьяна Мирончик
Занятие 1
ВСТРЕЧА СО ЗВЕЗДОЧЕТОМ
Задачи:
1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
2) создание сказочной атмосферы;
3) стимулирование творческого самовыражения.
1. Необычное приветствие
Звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мария Мирабелла».
Дети входят в сказочную комнату, осматривают ее. Психолог предлагает детям встать в круг.
Психолог: «Наше занятие мы начнем с необычного приветствия. Каждый из вас будет выходить в центр круга и здороваться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, здороваясь с ним». После окончания упражнения психолог предлагает детям сесть на ковер.
2. Знакомство. «На что похоже им я?»
Вначале нам нужно познакомиться друг с другом. Сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и каждый, называя свое имя, придумывает и говорит, на что оно похоже. Например:
— Меня зовут Света. Мое имя похоже на солнышко.
— А меня зовут Снежанна. Мое имя похоже на снежинку.
, — Меня зовут Вася. Мое имя похоже на василек.
Психолог: «Мне очень приятно видеть вас в нашей сказочной комнате. Наша сказочная комната — это дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут те дети, которые любят путешествовать, фантазировать, мечтать. А поможет нам в этом мудрый Звездочет, который живет на Планете чудес».
|
3.Встреча со Звездочетом
Психолог берет куклу-марионетку и говорит от лица Звездочета: «Я рад приветствовать вас, дорогие ребята! С давних времен я живу на Планете чудес. За тысячи лет я повидал много необыкновенного и удивительного. На Планете чудес живут сказочные герои детских книг, мультфильмов, компьютерных игр, поэтому здесь происходит много интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки».
4. Упражнение «Ассоциации»
Психолог: «Ребята, вы любите сказки? Какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово "сказка"?»
5. Цветотерапия «Цвет сказки»
Психолог предлагает детям подобрать цвет, с которым ассоциируется у них слово «сказка». Затем дети закрывают глаза и в течение минуты пытаются представить его. Затем психолог просит детей на листе бумаги, используя акварельные краски или гуашь, нарисовать этот цвет в виде пятна, передавая его форму и размер.
6. Сказка Звездочета
Психолог: «Звездочет, расскажи нам, пожалуйста, какую-нибудь сказку из своей волшебной книги». Звездочет:
Я давно раздарил,
Дорогие ребята,
Те волшебные сказки,
Что слышал когда-то
От зверей и от птиц,
От березок и елей,
От костров и созвездий,
Дождей и метелей,
От рассказчиков многих,
Заморских и наших.
Сказок просит ведь каждый —
Ну как не раздашь их?
И когда вы за сказкой
Пришли ко мне снова,
Я не знал, где возьму ее,
Честное слово.
На замерзшие стекла
Растерянным взглядом
Посмотрел я — а сказка-то
Вот она, рядом!
Снежный замок, а в нем —
Ледяная темница,
И весна там в плену
У Кощея томится.
«Выручайте-
Невольницей долго ли буду?»
М Танк. «Сказка про сказку»
7. Упражнение «Герои сказок приходят на помощь»
Психолог раскладывает на столе карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Например, Буратино, Винни-Пух, Мальвина, Карлсон, Иван-царевич, Емеля-дурак и др. Предлагает детям выбрать карточку, затем придумать продолжение сказки о том, как их сказочный персонаж может спасти Весну из темницы Кощея Бессмертного.
Звездочет: «Спасибо вам, ребята, что помогли спасти Весну, а заодно и новые сказки придумали. Я обязательно запишу их в свою волшебную книгу».
8. Рефлексия
, Дети, передавая по кругу мягкую игрушку, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них самым интересным.
9.Ритуал прощания
Звездочет: «Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители Планеты чудес:
"В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!"»
Домашнее задание «Нарисуй свою сказку» Психолог предлагает детям нарисовать дома иллюстрации к своим
сказкам и подарить их Звездочету.
Занятие 2