Методика работы над изображением фигуры человека




Методика работы над изображением фигуры человека

 

Введение

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении. Особенно он сложен для детей, имеющих слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые навыки работы различными изобразительными материалами.

Роль преподавателя художественной школы – помочь школьнику освоить приёмы и методы натурного рисования фигуры человека, разобраться в сложном конструктивном строении, особенностями изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах.

При обучении используются различные принципы, помогающие ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения определённой темы. У ребёнка должны быть первоначальные навыки работы графическими и живописными материалами, навыки объёмно-пространственного мышления, понимания колорита и цветотональных характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ребёнку проще изобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные ракурсы и движения фигуры человека.

 

1. Наброски фигуры человека

Изображение фигуры человека в разнообразном движении, различных ракурсах и поворотах – трудная, но очень интересная задача. Цель набросков – передать с помощью кисти и красок общее впечатление от натуры, ее характерные особенности, движение и пропорции. Быстрый эскиз-набросок служит прекрасной подготовкой к длительной постановке – изображению фигуры человека.

Работа над набросками с окружающих нас людей – один из важных этапов изучения искусства живописи. Короткие эскизы-наброски с одетой фигуры можно выполнять кистью и акварелью способом «по сырому» широкими заливками по слегка шероховатой бумаге. Выбор изобразительных средств зависит от конкретной учебной задачи и от материала (акварель, гуашь). Это во многом определяет эффективность практической работы, в процессе которой раскрываются индивидуальные и творческие способности художника

Работа над набросками носит творческий характер, так как в ее процессе проявляются самостоятельность в выборе изобразительных средств и методов работы, оригинальность в решении изобразительных задач.

Наброски представляют большие возможности изображения различных поз – от самых простых до весьма сложных по движению, которые не потребуют больших усилий натурщиков в течение длительного времени. Одежда и драпировка может быть самой разнообразной – в зависимости от возраста, профессии, социального положения – от современных спортивно-молодежных до повседневных костюмов.

Дополняя другие разделы учебной работы, занятие набросками с одетой фигуры дает возможность постоянно совершенствовать мастерство в рисунке и живописи, проводить систематическое изучение натуры и закономерностей складкообразования на драпировках, разнообразить изобразительный материал и технические приемы изображения натуры.

Занятие набросками требует систематической и целенаправленной работы, которая, несмотря на трудности в начальном периоде обучения, создает прочную основу для получения живописной грамоты.

 

 

 

 

 

 

2. Изображение фигуры человека в интерьере

При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер может быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все постановки спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов. Верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.

Очень важным моментом является разнообразие подходов и решений заданий, сменяемость учебных задач, поскольку необходимо поддерживать интерес учащихся данных возрастных категорий и предоставить возможность для творческого осмысления заданий. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в занятиях, многие задания можно выполнять по определённым темам. Натурщиков на занятиях одевать в различные костюмы. В нашем натурном фонде есть русские народные костюмы, хантыйские. Элемент игры, а также подготовка к заданию, одевание в костюм создаёт положительный настрой на работу, что значительно повышает уровень выполнения задания. Преподаватель объясняет, какому сословию принадлежит данный костюм, при каких обстоятельствах и как он одевается. У детей появляется возможность изучить костюм со всех сторон. Одевая его, ребёнок представляет себя героем давно прошедших времён или известным литературным персонажем. Если вначале ребёнок был скованным, то постепенно он вживается в образ, раскрепощается.

3. Этюд фигуры человека

Цель этюдов – закрепить знания и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи.

Занятия по живописи тесно связаны с занятиями по рисунку и композиции, на которых учащиеся знакомятся с пропорциями фигуры человека, с различными техническими приёмами и материалами изображения. Важную роль в живописном этюде играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

Перед учащимися должны быть чётко поставлены цель и учебные задачи к каждому заданию. В первом классе основной задачей является передача большой формы, общая тональная характеристика объекта. Выполняются задания на передачу силуэта фигуры человека в статичной позе и не сложном движении.

Затем выполняются фигуры с большей детальной проработкой, с различными предметами. Прежде чем приступить к заданиям на передачу колорита, выполняются этюды в технике гризайль. В таких работах легче понять распределение тона на сложной форме, передать освещение, объём и плановость.

Для первых постановок по живописи фигуры подбирают натурщика хорошего телосложения. Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Не желательно выполнять зарисовки, сидя в классе всё время на одном месте, также как и зарисовывать фигуру только с одного ракурса. Это сильно ограничит возможности ребёнка в обучении живописи фигуры. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

В старших классах усложняются позы, фигуры могут выполняться в движении, в сложных ракурсах, на определённую тему. В портретах ставится задача на передачу портретного сходства. Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает отказ от мелочей и умение делать обобщение. Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво передавать особенности живой формы в условиях пространственного решения фигуры в интерьере с определенным освещением. Многие из портретных заданий предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии людей. К работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. Все это требует наблюдательности при изучении модели. Полезно перед портретной зарисовкой выполнить наброски отдельных

В качестве модели подбирают выразительную женскую или мужскую фигуру; костюм возможен по выбору: спортивный, народный или театральный. Поза – стоя, с опорой на одну ногу. Свет – верхний, боковой. Фон – нейтральный или цветовой. Материал по выбору акварель, гуашь или масло. На заключительном этапе обучения учащиеся получают право сами выбрать позу натуры, костюм и живописный материал.

Костюм – один из видов художественного творчества, моделирования, прикладного искусства. По характеру материала, форме и крою одежды можно судить об истории материальной культуры человечества. Драпировки являются средством создания выразительного художественного образа, им художники уделяли внимание с давних времен. Обогащая внешнее содержание произведений искусства фактурами и ритмами складок, ансамбли женских исторических и современных костюмов включают дополнения и аксессуары: прически, грим, ювелирные изделия, обувь, головные уборы, шарфы, зонты, сумки, разнообразные отделки и др. В творчестве живописцев по костюму можно судить об эпохе и стиле. С помощью драпировок художники показывали образ жизни человека, его вкусы, общественное положение и возраст, проявляя личное отношение к герою произведения. Так поступали многие русские, тувинские и зарубежные художники.

Изображение драпировок на человеке – дело нелегкое, так как требует определенных знаний, наблюдательности, умения, увидеть главное и отказаться от второстепенного. Важно понять, насколько одежда повторяет форму человеческого тела, законы: формообразования складок. Изображать одетую фигуру надо так, чтобы сквозь ткань угадывалась пластика тела.

Последовательность заключительной работы над этюдом фигуры человека в одежде соответствует предыдущим постановкам. Так, как и прежде, начнем поиски композиционного размещения фигуры на листе и определение общего цветового состояния натурной постановки с эскиза-наброска. Затем сделаем подготовительный рисунок, в котором главное внимание уделим постановке фигуры одетой, ее движению и основным пропорциям. Очень полезно, набросав фигуру в драпировках, временно обнажить ее, с тем чтобы конструктивно построить объем живой формы.

Уточнив по обнаженной фигуре ее пропорции и движение, вновь оденем натуру в те же драпировки. Добавим к начатому рисунку обнаженной фигуры складки драпировок, начинающихся от костных суставов и других выступающих, частей тела. Рисунок не должен быть очень детализированным, так как это может привести к его раскрашиванию. Наметим только основное расположение форм и объемов драпировок. В дальнейшем лепить формы, рисовать придется кистью.

Начиная работать красками, наметим цветовые отношения, стараясь передать силуэт одетой фигуры. Характер одежды и фон должны быть взаимосвязаны, так же как цвет кожного покрова лица, шеи, рук и волос. Вести работу следует широко, сразу по сей поверхности картинной плоскости. При этом нужно позаботиться, чтобы силуэт одежды на фигуре хорошо читался на фоне, чтобы фигура стала композиционным центром.

В последующих проработках цветом перейдем от найденных пятен к выражению объемов и пространственного положения фигуры с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы, Лепить мазком объем фигуры в одежде нужно более тщательно, чем фон. На этом этапе этюда цветом прорабатываются теневые поверхности фигуры и драпировок, полутона и свет. Не следует увлекаться цветовыми нюансами и излишней детальной проработкой поверхностей. Задача состоит в том, чтобы, передавая фигуру в пространстве, соблюсти цветовое единство, подчеркнув при этом характерные индивидуальные особенности модели (приложение 3).

Ввиду ограниченного времени, отводимого на этюд, декор и отделки следует показать условно, без детализации, иначе внимание будет отвлечено от главного – головы и фигуры модели. Чтобы не ошибиться в цветовых отношениях между цветом тела и одежды, волос и фона, необходимо все время сравнивать соотношения больших масс. В живописи нет готовых рецептов, и каждому художнику приходится самому искать решение фигуры в одежде способом цветовых отношений.

 

 

 

4. Последовательность выполнения этюда фигуры человека гуашью

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность. В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщика в национальном костюме.

Живописный этюд фигуры человека требует знания:

· пластической анатомии;

· перспективы;

· основных законов цветоведения.

Первый этап – композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате.

1. Внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности конструкции и пластики фигуры человека, костюма, общий колорит постановки

Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Используя приём сравнительного анализа, отметить ракурсы, выполнить прорисовку головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей.

Второй этап – моделирование формы средствами живописи.

2. В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

Третий этап – прописывание деталей

3. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и яркостные отношения.

На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

Четвёртый этап – обобщение этюда фигуры человека

4. Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с этюдом на расстояние, приблизительно, 2 метра. Ежедневные наброски фигуры помогут приобрести бесценный опыт и достичь определённого мастерства в изображении живой натуры.

 

Заключение

 

Большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно больше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок, как в классе, так и дома. Нужно составлять композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами.

Наряду с практической работой необходимо изучать образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого, а также с работами современных российских и зарубежных живописцев. Также полезно работать педагогу во время урока, на примере своего этюда показывать различные технические приёмы работы живописными материалами, способы исправления ошибок.

Выполнение живописных этюдов фигуры человека и портрета на уроках живописи помогает понять особенности конструкции сложной формы фигуры и головы, прививает навыки натурного рисования фигуры, развивают глазомер, ведёт к развитию таких творческих способностей, как художественная наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений и позволяет в дальнейшем использовать полученные знания в творческих композициях.

 

 

Библиографический список

 

1. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М.: Просвещение. – 1974. – 99 с.

2. Алепиаш В. Живопись акварелью. – М.: изд-во Акад. Худож. СССР, 1961.

3. Алленова Е. Живопись / Е. Алленова. – М.: СЛОВО. – 2001. - 200 с.

4. Беда Г.В. Живопись / Г.В. Беда.. – М.: Просвещение. – 1971. – 210 с.

5. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства / Г.В. Беда. - М.: Просвещение. – 1977. – 170 с.

6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок Живопись. Композиция. / Г.В.Беда. – М.: Просвещение. 1981. – 239 с., ил.

7. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. / Г.В. Беда. – М.: Советский художник. – 1964. – 76 с.

8. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи / Э.М. Белютин. – М.: Искусство, 1955

9. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов и др. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с., 32 с ил.

10. Бесчастнов С.Н. Живопись: учебное пособие / С.Н. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС. – 2004.– 270 с. ил.

11. Винер А.В., Лактионов И.А. Техника советской портретной живописи / А.В. Винер, И.А. Лактионов. – М.: Профиздат, 1961

12. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б.Р. Виппер. - СПб.: Азбука- класскика. - 2005. – 384с. 13. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение. – 1961. – 187 с. 13. Гринчку Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие / Ю.Я. Гринчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.:ил.

14. Живопись: Практ. Рук-во для начинающих и самодеят. Худож. – М.: иск-во, 1961

15. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. / Б.В. Иогансон. –М.: Изд-во Акд. Худож. СССР, 1959

16. Иогансон Б.В. О живописи / Б.В. Иогансон. – М.: Искусство, 1960

17. Сергеев А. Учебный натюрморт \ А. Сергеев. – М.: Иск-во. 1955

18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учеб. Для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч 3 Краткий словарь художника / Н.П. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв., Кл.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебное пособие Основы живописи / Н.П. Сокольникова. – Обнинск.: изд-во ТИТУЛ, 1996. – 80 с., ил.

20. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. / П.К. Суздалев. – М.: Искусство, 1964 24. Трибс Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Е.Е. Трибс. – М.: Ритол классик, 2003. – 384 с.

21. Храпковский М.Б. Письма к начинающему художнику. М., 1960. С. 68

22. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.

23. Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.

24. Гильман Р. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. – М., 2005.

25. Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 120 с.: ил.

26. Импрессионисты. – М.: Эксмо, 2011. – 240 с.: ил.

27. Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 2-е издание / Иоханнес Иттен. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.: ил.

28. Кирцер Ю. М.Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 272 с.: ил.

29. Линдси Дж. Всё о цвете / Дженис Линдси: пер. с англ. – М.: Книжный клуб 36,6, 2011. – 432 с.

30. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. – 144 с.: ил.

31. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М.: «Академия», 2007. – 144 с.

32. Пружан И. Н. Русский портрет конца XIX – начала XX века. Живопись, графика / И. Н. Пружан, В. П. Князева. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 295 с.: ил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: