Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.
Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом — преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) — при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности существенно различается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности.
Американские психологи Дж. Гилфорд и Е. Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.
Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, необходимо попросить детей предложить как можно больше разнообразных ответов на вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
|
Данная батарея тестов была предложена Еленой Туник. Большинство из них являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40 мин.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет — в групповой форме (возможно и индивидуальное тестирование).
■ Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого. «Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее применения. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям:
1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число
ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = и,
где Б — беглость, п — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д.
2. Гибкость — число классов (категорий) ответов.
|
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «Из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т. д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при побелке потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТВ и т. д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).^
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
|
Затем нужно подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но, прежде чем присваивать новую категорию, следует достаточно внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3/и,
где Г — показатель гибкости, т — число использованных категорий.
3. Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Op = 5k,
где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т, = Б, + Г, + Ор, = п + Ът + 5 к,
где
1)Т, — суммарный показатель первого субтеста;
2) Б, — беглость по 1-му субтесту;
3) Г, — гибкость по 1-му субтесту;
4) Ор, — оригинальность по 1-му субтесту;
5) п — общее число уместных ответов;
6) т — число категорий;
7) к — число оригинальных ответов.
■ Субтест 2. Последствия ситуации
Задача. Перечислить различные последствия гипотетической
ситуации.
Инструкция для испытуемого. «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».
Время выполнения субтеста — 3 мин.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
Б = и.
2. Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке в 30-40 человек).
1 оригинальный ответ — 5 баллов.
Ор = 5*.
где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных ответов.
Т2 = п
где Т2 — суммарный показатель второго субтеста.
Как и в субтесте 1, следует обратить внимание на исключение не уместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответ и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
■ Субтест 3. Слова
Модификация для детей 5—8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого. Состоит из двух частей: '
1. «Придумай слова, которые начинаются на слог "по", например,! "полка"».
На ответ дается 2 мин.
2. «Придумай слова, которые оканчиваются слогом "ка", например, "сумка"».
На ответ дается 2 мин. Время выполнения всего субтеста — 4 мин.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1. Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.
Б = п,
где Б — показатель беглости, п — общее число слов.
* Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2. Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных
один раз на выборке в 30-40 человек.
1 оригинальное слово — 5 баллов.
Op = 5k, где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных слов.
Т3 = п + 5к, где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).