Исследование креативности




Креативность (или творческое воображение) имеет огромное зна­чение не только для познавательного развития детей, но и для форми­рования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интел­лектуальными способностями человека. В то же время творческие спо­собности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходи­мо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью тра­диционных тестов интеллекта.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявлять­ся в разных видах деятельности и с разным материалом — преимуще­ственно словесным при вербальной креативности и образным (пред­метами или их изображениями) — при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности существенно различается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вер­бальной креативности.

Американские психологи Дж. Гилфорд и Е. Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благо­приятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной фор­ме, необходимо попросить детей предложить как можно больше раз­нообразных ответов на вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Данная батарея тестов была предложена Еленой Туник. Большин­ство из них являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения процедуры — около 40 мин.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С деть­ми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет — в групповой форме (возможно и индивидуальное тестирование).

■ Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого. «Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее применения. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом. Время засека­ется после прочтения инструкции.

Оценивание. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число
ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = и,

где Б — беглость, п — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упомина­лись в инструкции, — очевидные способы использования газет: чи­тать газету, узнавать новости и т. д.

2. Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, от­веты типа: «Из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т. д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать приме­ры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при побелке по­толка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привя­зать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, про­тирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТВ и т. д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солн­ца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).^

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем нужно подсчитать число использованных ребенком катего­рий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но, прежде чем присваивать новую категорию, следует достаточно внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3/и,

где Г — показатель гибкости, т — число использованных категорий.

3. Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Op = 5k,

где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных отве­тов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует про­водить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых бал­лов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить сумми­рование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизитель­ными и оценочными.

Т, = Б, + Г, + Ор, = п + Ът + 5 к,

где

1)Т, — суммарный показатель первого субтеста;

2) Б, — беглость по 1-му субтесту;

3) Г, — гибкость по 1-му субтесту;

4) Ор, — оригинальность по 1-му субтесту;

5) п — общее число уместных ответов;

6) т — число категорий;

7) к — число оригинальных ответов.

■ Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической

ситуации.

Инструкция для испытуемого. «Вообрази, что слу­чится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».

Время выполнения субтеста — 3 мин.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число при­веденных последствий.

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = и.

2. Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдален­ных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке в 30-40 человек).

1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Ор = 5*.

где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных от­ветов.

Т2 = п

где Т2 — суммарный показатель второго субтеста.

Как и в субтесте 1, следует обратить внимание на исключение не уместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответ и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

■ Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5—8 лет.

Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого. Состоит из двух частей: '

1. «Придумай слова, которые начинаются на слог "по", например,! "полка"».

На ответ дается 2 мин.

2. «Придумай слова, которые оканчиваются слогом "ка", например, "сумка"».

На ответ дается 2 мин. Время выполнения всего субтеста — 4 мин.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1. Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.

Б = п,

где Б — показатель беглости, п — общее число слов.

* Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2. Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных
один раз на выборке в 30-40 человек.

1 оригинальное слово — 5 баллов.

Op = 5k, где Ор — показатель оригинальности, к — число оригинальных слов.

Т3 = п + 5к, где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: