Я веду музыкальные группы в ЦДП почти три года, и это позволяет мне обобщить наш опыт, описать процесс, сформулировать задачи, которые мы решаем. Возможно, мой опыт - опыт ведущего музыкальной группы, который толком не владеет ни одним музыкальным инструментом - будет полезен другим "педагогам-немузыкантам". Проводить такие занятия может любой педагог, которому это интересно с любыми подопечными, независимо от степени их физических и/или когнитивных нарушений. Я использую элементы Орф-педагогики, интенсивного взаимодействия и музыкальной терапии.
Общие ("большие") музыкальные занятия обычно проходят два раза в неделю, после обеда и продолжаются примерно сорок пять минут. Есть ещё отдельные маленькие ("малые") группы в первой половине дня- в них принимают участие люди, которым сложно или по каким-то причинам не хочется участвоствовать в общей готовке или прогулке.
В "больших" группах участвуют все подопечные, которые в данный момент есть в Центре - обычно это от пяти до семи человек, в редких случаях меньше. Перед началом занятия мы с другими сотрудниками договариваемся о том, кто будет сопровождать людей, которым это необходимо. Речь идёт о людях, с которыми нужно постоянно быть рядом, чтобы обеспечить их физическую и психологическую безопасность и/или безопасность других подопечных (Дима, Ульяна, Аня), о тех, кому без постоянной поддержки может быть очень сложно сосредоточиться на процессе (Галя, Вася) и тех, кому нужен "свой" человек рядом - проводник, который через личный, в т.ч. физический контакт поможет подопечному почувствовать себя безопасно и хорошо, не быть в одиночестве, находясь среди людей (Саша, Настя, Серёжа Барсуков). В ситуации, когда сопровождающих меньше, чем обычно, в первую очередь они есть у подопечных, которые без сопровождения вообще не смогут участвовать (Ульяны, Гали), а те, кому нужна психологическая поддержка, садятся рядом со мной (Дима или Аня). Некоторым важна помощь в выполнении действий с предметами (Гоша, Кирилл, Серёжа). На самом деле многие наши подопечные в принципе могут заниматься без помощника. С ними нужно поддерживать личный контакт, но можно не делать этого постоянно - достаточно время от времени обращаться к ним, что-то спрашивать, предлагать, хвалить ("мне очень понравилось, как ты сейчас играл(а) на барабане", "а ты как думаешь, Серёжа, какой сейчас звучал инструмент?") Кроме того, на любом нашем музыкальном занятии есть возможность для того, чтобы каждый ощутил себя в центре внимания, но об этом ниже.
|
У музыкальной группы есть довольно чёткая структура. Это важно для того, чтобы участники лучше ориентировались в происходящем. Ритуалы делают процесс предсказуемым и безопасным, помогают включиться в деятельность. В начале занятия мы поём "песню-приветствие", по очереди пропевая имена всех участников и здороваясь со всеми. За этим, как правило, следует общее музицирование (музыкальный джем) и игры с музыкальными инструментами, где у каждого участника есть возможность побыть солистом. Потом мы играем в хороводные игры, где люди могут взаимодействовать друг с другом, чувствовать себя в центре внимания и решать сложные коммуникативные и эмоциональные задачи. После этих игр, которые обычно проходят громко и весело, нужно помочь участникам успокоиться. Для этого я использую спокойную музыку и пение, игры с тканью, направленные на расслабление и т.д. В конце занятия мы играем на глюкофоне.
|
Все участники музыкальной группы очень разные. У них разные потребности, интересы, возможности, и перед каждым стоят свои важные задачи. Поэтому нужно подбирать музыкальные игры и упражнения так, чтобы тем или иным образом в процессе могли участвовать все и чтобы для всех это было полезно и осмысленно. Это непросто. Но ценность музыки в том, что она доступна абсолютно всем.
Дальше я попробую кратко перечислить и описать задания, упражнения и игры, которые я предлагаю участникам музыкальной группы, и рассказать, какие задачи с их помощью можно решать.
1. Совместное музицирование или "музыкальный джем". Каждый участник (включая сопровождающих) выбирает себе музыкальный инструмент. Дальше процесс может пойти разными путями - он может быть более или менее структурированным, включать "сольные партии" участников или нет. Например, упражнение "создаём общий ритм" построено на свободной импровизации участников. Кто-то начинает отстукивать ритм на барабане, бубне или другом инструменте, а все остальные постепенно к нему присоединяются. В итоге создаётся общая ритмическая композиция. Здесь, конечно, очень важна инициатива сопровождающих, потому что именно они помогают поддерживать чёткий ритмический рисунок, но при этом абсолютно каждый становится участником общего музыкального действа. Такое упражнение помогает решать разные задачи. Для кого-то (например, для Ани, Светы, Серёжи) важно учиться слушать других, попадать в ритм, регулировать громкость звучания. Т.е. для них это упражнение, развивающее саморегуляцию, помогающее замечать тех, кто находится рядом. Для кого-то (например, для Насти, Васи, Саши) ритм - способ почувствовать себя в группе, оказаться в общем ритмическом и эмоциональном поле, получать удовольствие от происходящего. Иногда в этом упражнении мы используем элементы Интенсивного Взаимодействия - присоединяемся к ритму раскачивания одного из участников или повторяем звуки, которые человек издает. Так мы говорим ему: "мы рядом, мы тебя видим и слышим, то, что ты делаешь, важно для нас".
|
Совместное музицирование может быть и более структурированным. Например, игра "Сегодня выступает городской Биг Бэнд" построена на том, что в совместном музицировании у каждого есть маленькая сольная партия, момент, когда все слушают одного ("посмотрите, как Дима играет//и все мы вместе за ним повторяем"). Эта игра помогает почувствовать свою значимость ("сейчас все слушают только меня"), действовать по очереди и слышать других ("сейчас очередь Светы"), концентрироваться на происходящем, чтобы вовремя сыграть своё соло. Вместо музыкальных инструментов можно слушать голоса друг друга или другие звуки, которые может издавать человек (хлопки, шумное раскачивание и т.д.) С помощью шуточной песни "как звучит крокодил" мы помогаем подопечным обратить внимание на другого и присоединиться к тому, что он делает. Для одних это опыт эмпатии, для других - возможность быть услышанными.
Описанные выше игры подходят даже для тех людей, которые практически ничего не могут делать произвольно. Акцентируя внимание самого человека на том, что он делает, даже если это совсем маленькие, практически незаметные действия, они подкрепляют его активность и желание как-то проявлять себя. Пропевание имён участников и описание того, что они делают - тоже интересное и важное упражнение. Своё имя узнаёт любой слышащий человек, даже если у него очень тяжелые интеллектуальные нарушения. Тех, кто по каким-то причинам выпал из общего взаимодействия, собственное звучащее имя может вернуть в "здесь и сейчас". Это побуждает участника посмотреть на ведущего: "он про меня говорит!", помогает почувствовать свою отдельность и ценность. Можно скандировать имя, отстукивать его ритм на барабане, пропевать в разных тональностях, исполнять хвалебные гимны ("во славу Васи я буду петь, во славу Васи буду петь!"...) неожиданно вставлять в знакомую песню ("вот песенка птички, она пела не мне, а милой Ульяне, что в дальней стране"). Кроме того, это помогает участникам группы выучить имена друг друга. Как показывает опыт, это актуальная задача для многих, даже говорящих людей).
Следующая категория игр - те, которые помогают нашим подопечным вступать друг с другом в конакт. Самая простая "контактная" игра - "бубен". "Эй, держи-ка, Дима, бубен, мы в ладоши хлопать будем, поиграй-поиграй, бубен Гоше передай". Перед Димой стоит непростая задача: узнать среди участников Гошу и протянуть ему бубен. Такое действие доступно не всем, но если между двумя участниками действительно состоялся контакт - Дима протянул Гоше бубен и сказал "на бубен", а Гоша его взял - это важно для обоих. Такие игровые задания полезны для тех людей, которые чаще взаимодействуют с педагогами, чем с другими подопечными. Тем участникам, которые хорошо ориентируются в социальном мире центра (например, Ане или Серёже), эта игра даёт возможность заявить о своих симпатиях ("дам бубен тому, кто мне нравится") и преодолеть свои антипатии и страхи ("я протянула бубен Диме и ничего ужасного не случилось"). Некоторым эта игра помогает просто увидеть сидящего рядом человека, вычленить его из фона. Секундный контакт глаз, прикосновение - для кого-то это большое достижение.
Хороший повод для контакта с другими участниками группы - когда нужно раздать (или, наоборот) собрать музыкальные инструменты. Протягивая вещь другому или забирая её, человек обязательно должен с этим другим повзаимодействовать, дотронуться, каким-то иным способом привлечь его внимание. Для этого у нас есть несколько игр: "все идём мы к королеве" - когда один из участников ходит по кругу и предлагает другим достать из коробки музыкальный инструмент, "десять лунатиков" - когда участники, наоборот, кидают свои инструменты в коробку или кастрюлю, которую им протягивает водящий. В процессе игры он должен как-то повзаимодействовать со всеми, а это интересная и непростая задача. У водящего особый статус и ответственность, и это возвышает его в собственных глазах и в глазах группы.
Есть ещё одна разновидность игр, направленных на взаимодействие участников - хороводные игры, когда один человек находится в центре. Самая известная игра, построенная по этому принципу - "каравай". Она очень нравится многим, даже взрослым, людям, и на это есть причины. Человек, который оказывается в центре круга, становится главным героем общего действа, про него поётся песня, упоминается важный и приятный для всех праздник - день рождения. Он купается в лучах общего внимания и получает интересные слуховые ощущения (вокруг поют, он в центре, на персечении звуковых волн).
Есть люди, которые в центре круга чувствуют себя очень хорошо и защищенно - например, Ульяна. Она часто заходит внутрь круга, который образует для неё как бы естественную комнату, дотрагивается до людей, исследует музыкальные инструменты и эмоционально участвует в происходящем. Кому-то быть в центре не нравится (например, Веронике), и мы её к этому не принуждаем: главную роль в игре она исполняет, оставаясь на своём месте. Одна из наших любимых круговых игр - "Ведьма". Один из участников становится ведьмой. Он (или она) надевает чёрную шляпу и выходит в центр круга. Остальные играют на барабанах и других ритмических инструментах и поют песню "На зелёной на горе ведьма старая живёт". У этой песни чёткий плясовой ритм, желающие могут хлопать в ладоши и стучать ногами в такт. Возникает общее эмоционально насыщенное ритмическое действо, на которое реагируют все участники, даже те, кому сложно взаимодействовать с другими. В конце куплета "Ведьма" должна выбрать себе преемника - подойти к другому участнику и протянуть ему шляпу. В более сложном варианте в центре круга танцуют два человека - Ведьма и её партнёр по танцу, которого она выбрала сама. Этот вариант игры очень нравится Ане, Серёже и Свете - у каждого из них в этой ситуации есть свои способы поиграть с социальными отношениями, пошутить и подчеркнуть свои симпатии и антипатии. Для других участников, например, для Димы - танец с партнёром - задача очень сложное, и пока он соглашается танцевать только со своим сопровождающим. Такой танец ставит перед людьми множество задач: нужно приспосабливаться к темпу партнёра, рассчитывать свои движения, без слов договариваться о том, в какую сторону и как двигаться и т.д. Танец в кругу сложен ещё и тем, что внутри круга мало места, и нужно не налететь на других участников.
Иногда имеет смысл дополнить хороводную игру интересным сенсорным ощущением - для тех людей, которые в первую очередь ценят именно это. Например, в игре "водяной" участник находится в центре, а остальные поднимают и опускают над ним лёгкую ткань. Такая игра привлекает внимание Ули и Васи, они сразу же включаются в общее веселье. Движение ткани, сопровождаемые песней или ритмичными стихами нравится почти всем, кто-то пытается повтрять слова или отдельные звуки, кто-то реагирует на паузы и смену ритма, некоторым нравится именно движение ткани, но в результате получается игра, которая объединяет всех - поле общего внимания и интереса.
Мы часто играем в игры со сменой ритма, которые полезны во многих отношениях: например, они могут помочь участникам регулировать своё собственное эмоциональное состояние. Игры "спящий бубен", когда нужно в тишине передавать бубен друг другу, а потом по знаку ведущего начать громко стучать или "что, мельник, спишь" - где медленный ритм внезапно сменяется быстрым, учат произвольно переходить от неподвижности к действию, регулировать силу, плавность и ритм собственных движений, ждать своей очереди и следить за тем, что происходит рядом. После ритмичной, шумной, динамичной игры, например, в Ведьму, можно предложить занятие, в основе которого - плавный, размеренный ритм: можно вместе двигаться под музыку, изображать море с помощью ткани, которая поднимается и опускается в спокойном ритме. Можно сопровождать движение звуками - "аааааа" или "уууууууу", меняя их интенсивность и тональность. Всё это помогает участником успокоится и перейти от кульминации музыкальной группы к её постепенному завершению.
Иногда бывет хорошо просто послушать разные звуки. Саше, например, очень нравится, как звучит басовая струна гитары, а Вероника интересуется аккордеоном. Здесь есть много разных возможностей. Можно в тишине попытаться услышать, кто какой звук издаёт. Можно слушать и пробовать узнать голоса животных или звуки природы, разные музыкальные инструменты (более "обычные", вроде гитары или барабана, или, например, звон колоколов, арфу, поющую чашу. Одно из наших любимых занятий - рисование под музыку. Участники выбирают лист бумаги (большой или поменьше), то, чем будут рисовать (мелки, фломастеры, карандаши), и каждый рисует под музыку то, что хочет - самостоятельно или с помощью сопровождающего. Используя разные цвета и графические приёмы (штриховки, загогулин, резких или волнообразных линий), можно почувствовать ритм и эмоциональную окраску того или иного музыкального произведения.
Звучать может всё. Чтобы делать музыку, необязательно использовать музыкальные инструменты. Кастрюли, кружка для просеивания муки, дощечка, полиэтиленовый пакет, кусок бумаги - из всего этого тоже можно сделать оркестр. Отличный музыкальный инструмент - гофрированная труба. На ней можно играть, через неё можно передавать друг другу необычные звуковые послания, а если её сжать, а потом растянуть...
С помощью музыкальных инструментов можно получать не только слуховые, но и другие ощущения - тактильные и проприоцептивные. Можно помочь участникам ощутить вибрацию гитары, большого барабана, глюкофона и треугольника - это помогает лучше почувстовать своё тело и обогатить свой сенсорный опыт. Например, Настя, которая не любит ничего трогать руками, не возражает, когда мы кладём её ладонь на барабан или на корпус гитары, чтобы она могла почувствовать вибрацию. Иногда она соглашается потрогать шершавую поверхность бубна или гладкий деревянный маракас.
Ритм и телесные ощущения тесно связаны, потому что ритм лежит в основе дыхания и сердцебиения. Есть много способов дать человеку почувствовать ритм всем телом. Вот один из них: мы берём большие деревянные скалки и в ритме плавной колыбельной "раскатываем" наших партнёров - катаем скалку по спине. Это очень расслабляет и успокаивает.
Почти все подопечные центра участвуют в музыкальных занятиях хотя бы один раз в неделю.
Галя, которой очень сложно на чём-то концентрироваться, теперь может оставаться в кругу около получаса - а иногда и сорок минут, до конца занятия. Она запомнила примерную последовательность событий, поэтому чувствует себя спокойнее, меньше кричит и может сосредоточиться на происходящем. Галя стала понимать простые правила: играет на музыкальном инструменте (стучит палочкой по глюкофону или встряхивает тамбурин), если это нужно по ходу игры, по просьбе бросает инструмент в коробку, протягивает его соседу и т.д. Когда звучит грустная, с точки зрения Гали, музыка, она плачет, и мы все её жалеем. Пока не очень понимаю, нужно ли перестать петь при Гале печальные песни, но расстраивать её не хочется.
Ульяна стала гораздо чаще подходить к нашему кругу, заходить внутрь круга, участвовать в играх. Особенно она любит ритмические задания и игры с тканью. Музыкальные занятия доставляют Уле явное удовольствие и помогают успокоиться, если она не в духе. Для неё наши группы - возможность побыть со всеми, включиться в общее эмоциональное поле, на доступном уровне повзаимодействовать с другими подопечными (посмотреть, дотронуться).
Вася сейчас в сложном состоянии. Мне кажется, что препараты, которые он принимает, мешают ему воспринимать действительность, он всё время находится будто в полусне. Чтобы хоть что-то почувствовать, ему нужны сильные ощущения. Ритмы, скандирование стихов, тактильные ощущения, игры с тканью - всё это помогает Васе возвращаться в реальность и видеть, что происходит вокруг.
Для Ани особенно важны игры, связанные с коммуникацией. Она всегда спрашивает, будем ли мы играть в Ведьму и выбирает себе партнёров для танца. Меня радует, что Аня, которая часто отказывается участвовать в групповой деятельности, на музыкальное занятие обычно приходит и старается держать себя в руках, соблюдает правила игр, не проявляет агрессии по отношению к другим участникам.
Саша явно выделяет из других инструментов гитару и глюкофон - улыбается, когда их слышит. Она по-прежнему отказывается что-либо трогать, но живее реагирует на происходящее (улыбается, смотрит на других людей).
Настя тоже выглядит более включённой. Ей нравятся ритмы и некоторые мелодии. Иногда она смеётся, хотя я не всегда уверена, что её смех или улыбка - реакция на то, что мы делаем. Настя соглашается дотрагиваться до некоторых музыкальных инструментов и с удовольствием слушает общее пение.
Серёжа - большой любитель музыки и общения, поэтому неудивительно, что на музкальных занятиях он очень активен. Мне кажется, для него сейчас актуальны две задачи: больше взаимодействовать с другими подопечными (я считаю вполне естественным, что Сереже интереснее с сопровождающими, но думаю, что ему не помешает расширить свой коммуникативный диапазон). Кроме того, на музыкальных занятиях он может тренироваться произносить разные звуки, подпевая песням. Думаю подобрать для него песенные упражнения, которые в этом помогут.
Дима на музыке почти всегда спокоен- это для него очень важно (для окружающих тоже). Музыка явно помогает ему регулировать себя. Диме очень нравится слушать песни и мелодии, и ради этого он готов на многое. Формат большой группы для него сложен: Дима не любит шума, боится резких звуков, неожиданных прикосновений, но музыка, ясная предсказуемая структура занятия, знакомые игры и пенси - всё это помогает ему чувствовать себя защищенно и преодолевать свои страхи. Он участвует в заданиях, направленных на коммуникацию (например, обходит группу по кругу, собирая музыкальные инструменты, обращается к другим подопечным с моей помощью), соглашается танцевать в кругу (это для него непростая задача, потому что у него есть сложности с координацией движений).
С Любой иногда получается договориться о соблюдени правил. Она участвует в занятии, если конкретная игра её интересует (например, она любит танцевать под звуки флейты, изображая змею, ей нравится игра в ведьму и другие динамичные игры с правилами). Мне бывает непросто продумать всё так, чтобы Любе всегда было интересно на занятии, поэтому она иногда выпадает из процесса. Любе важно учиться взаимодействовать с другими людьми, поэтому для неё полезны все упражнения, которые развивают коммуникативные навыки, способность слышать другого человека, ждать своей очереди, присоединяться к общему ритму.
Мне бы хотелось внести в наши музыкальные группы что-то новое - например, пригласить в центр музыкантов, чтобы мы могли послушать живую музыку, или сьездить на камерный концерт. Было бы здорово познакомить наших подопечных с необычными инструментами: хангом, виброфоном, арфой, органом, волынкой, поющими чашами. Может быть, однажды мы сможем организовать свой оркестр.
В этом тексте я перечислила далеко не все наши игры - их очень много и постоянно возникают новые.