Тема 13. Транспортный комплекс




 

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения).

Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Существуют следующие основные виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • морской;
  • внутренний водный (речной);
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Для КНР — страны с огромной численностью населения, большой территорией, крайне неравномерным размещением производ­ства и природных ресурсов — транспорт имеет особенно важное значение. В старом Китае относительно высокой была плотность транс­портной сети лишь в приморских районах, где концентрировались иностранные инвестиции. Она обеспечивала связь морских портов с хинтерландом. На остальной территории страны с малотоварным хозяйством, слабыми межрегио­нальными связями имелись лишь отдельные транспортные пути.

Динамично развивающаяся экономика Китая обусловила заметный рост грузоперевозок. В се­редине 90-х годов главным видом транспорта по объему перевезенных грузов является автомо­бильный (свыше 3/4 всего объема грузоперево­зок). Ведущее место по грузообороту занимает водный транспорт (около половины всего объ­ема грузооборота), на втором месте — железно­дорожный (с показателем свыше 1/3). Причем роль водного транспорта, в первую очередь мор­ского, заметно возросла, что связано с осу­ществлением политики «открытых дверей» и увеличением внешнеторговых перевозок.

Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.
Железнодорожный транспорт продолжает иг­рать ведущую роль в перевозках грузов на даль­ние расстояния внутри страны. Несмотря на значительную протяженность железных дорог (около 91 тыс. км), плотность сети намного меньше, чем. например, в таких крупных стра­нах, как США и Индия. Сеть охватывает практически все провинции, кроме специального административного района Макао. Оператором железных дорог является компания «China Railways» Транспортная проблема усугубляется тем. что подвижной состав (свыше 80% — паровозы и дизели, доля электровозов — около 15%) по структуре и состоянию далеко отстает от современных требований. Однако по грузообороту железных дорог КНР занял ве­дущее место в мире. В структуре грузов резко выделяется уголь, меньшее значение имеют строительные материалы, руды, нефть и нефте­продукты. С наибольшей грузонапряженностью работают дороги восточной части страны. Ин­тенсивно эксплуатируются дороги Пекин — Шэньян, Тяньцзинь — Шанхай. Пекин — Гу­анчжоу.

Составы, курсирующие внутри страны, делятся на скоростные, скорые, туристические, экспрессы и скорые поезда прямого сообщения. Туристические направляются во все открытые для туристов города. Экспрессами удобно пользоваться при поездке из одного крупного города Китая в другой: эти поезда отправляются вечером и прибывают на место утром следующего дня. Есть также экспрессы международного прямого железнодорожного сообщения – они отправляются в Улан-Батор, Москву, Пхеньян и Ханой.

Вагоны в составах бывают четырех классов:

- «жесткие сиденья» (Yingzuo, YZ) – это самый дешевый способ путешествовать. В вагоне 110 мест для сидения, оборудованных и размещенных без особого комфорта, поэтому такие поезда неудобны для поездок на дальние расстояния. Из-за дешевизны данного класса им пользуется большинство китайцев, в результате чего вагоны постоянно переполнены

- «мягкие сиденья» (Ruanzuo, RZ) от «жестких» отличаются совсем немногим, однако этот класс уже менее доступен местным жителям. Сиденья здесь двухместные, расположены друг напротив друга, имеют тканевую обивку (стоимость проезда варьируется в зависимости от того, все ли кресло обтянуто тканью или только частично). В некоторых поездах данного класса бесплатно подают чай

- Yingwo (YW) – спальный вагон, рассчитанный как на дневную, так и на ночную поездку. В вагоне 66 спальных мест, расположенных по три друг над другом (цена зависит от позиции лежака). На каждое имеется матрас, подушка и одеяло. Места достаточно просторные и удобные даже для высоких людей. Данный класс в два раза дороже «жестких сидений», однако его комфортность при дальних путешествиях, несомненно, стоит переплаты

- Ruanwo (RW) – мягкий спальный вагон на 32 места, располагающихся по четыре в купе и по два друг над другом. Билет в этот класс обходится, как правило, в 150 юаней за 500 км, что для китайцев считается роскошью. Пассажир получает мягкий матрас, упакованное белье, одеяло, подушку и тапочки. Иногда полагается также мыло и зубная щетка

Поезда дальнего следования обычно включают 16 вагонов, половину из которых составляют «жесткие сиденья». Имеются также вагон-ресторан и вагоны классов YW и RW.

В настоящее время в Китае (рис.1) наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства (рис.2). При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что к концу 12-го пятилетнего плана в 2015 году суммарная протяженность высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 18000 км.[1]

Перенимая зарубежные технологии Китай стремится на основе их сделать собственные разработки. Примером является разработки поездов серии CRH-380A, на котором установлен рекорд, для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч [2], произведенных в Китае и развивающих скорость свыше 350 км/ч и с 2010 г. находящихся в стадии эксплуатации. Также сообщается, что новый поезд Пекин — Шанхай будет разработан китайской компанией Шагун Рейл Виклз и пущен до 2012 г.[3]

Рис.1. Протяженность высокоскоростных дорог в Китае и мире

Рис. 2. Перспективная карта строительства высокоскоростных железных дорог.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

Развитие морского транспорта отражает бы­стрый рост китайского торгового флота и мор­ских перевозок. Свыше 40 линий обеспечивают связи с почти 500 портами более чем 100 стран. В структуре морского флота представлены уни­версальные, комбинированные суда, сухогрузы, танкеры. Быстро увеличивается удельный вес контейнеровозов, ролкеров. Динамично растет грузооборот морских портов — в 1999 г. для ос­новных портов он достиг почти 1040 млн т (рост по сравнению с 1990 г. — в 2 раза). Во внешне­торговых операциях участвуют 116 портов КНР (рис.3), но 3/4 внешнеторговых грузов проходит через 8 ведущих — Шанхай (грузооборот 165 млн т в 1995 г.), Циньхуандао, Гуанчжоу, Нинбо, Да­лянь, Тяньцзинь, Циндао, Чжаньцзян.

Рис.3. География морских и речных портов.

Внутренний водный (речной). Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
Речной транспорт особенно важен для пере­возок грузов в широтном направлении. Общая протяженность внутренних судоходных путей — около 111 тыс. км. Исключительно значение р. Янцзы, на бассейн которой приходится 65% судоходных путей, 70% грузов, свыше 80% гру­зооборота речного транспорта страны (рис.3). Главные порты на р. Янцзы — Шанхай. Нанкин. Ухань, Чуншш. Среди водных путей особое место зани­мает древний Великий канал, который тянется почти на 2000 км от Пекина до Ханчжоу.

Автомобильный транспорт. Достоинства: высокая доступность; возможность доставки груза "от двери до двери"; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность. Исключительное значение имеет автомо­бильный транспорт, особенно в отдаленных и труднодоступных районах, где нет других видов транспорта, в прибрежных районах. Низкое ка­чество автодорог усложняет перевозки. В то же время в приморских районах сооружены магист­рали международного класса, обеспечивающие реализацию политики «открытых дверей». Парк автомобилей — более 12 млн единиц (1999), од­нако не хватает специализированных и больше­грузных автомашин.

К концу 2010 года общая протяженность автомобильных дорог, открытых для движения, составила 3984 тыс. км, в том числе 74 тыс. км скоростных автомагистралей, построенных по передовым стандартам, тем самым по протяжённости сеть заняла второе место в мире.[3] Плотность автодорог достигла 19,5 км/100 км² (2005).[4]

Согласно «Программе развития транспорта на 12-ю пятилетку (2011-2015 гг.)» к 2015 году в Китае будет сформирована сеть длиной 108 тыс. км, которой будут соединены более 90 процентов городов с населением свыше 200 тыс. человек.[5]

Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта; высокие капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий. Большое значение придается авиационному транспорту. Функционирует около 700 внутрен­них авиалиний и 85 международных (1999). Парк гражданской авиации включает свыше 700 самолетов различных типов.

Воздушными воротами Поднебесной является международный аэропорт Beijing Capital, который расположен в двадцати километрах от столицы КНР. На сегодняшний день это самый большой китайский аэропорт. Кроме пекинского аэропорта, в КНР еще много международных аэропортов, расположенных в больших городах. Если взглянуть на карту Китайской Народной Республики, то можно заметить что аэропорты Китая на карте расположены в основном в южной его части (рис.4). Совсем немного в центральной части. Это обусловлено тем, что север КНР – это горы и пустыня, где проживает совсем небольшое количество населения. В основном люди живут на побережье или вдоль рек.

Вторым большим городом страны является Шанхай. В этом городе расположены международные аэропорты Китая под названием Хунцяо и Пудун. Одновременно это и самые крупные аэропорты Китая. Международный аэропорт Хунцяо расположен практически в центре Шанхая. По возрасту он старше своего коллеги. Этот аэропорт занимается обслуживанием всех внутренних рейсов (в том числе и на остров Хайнань) и некоторых международных. Международный аэропорт Пудун обслуживает большую часть международных рейсов в Шанхай. Он расположен за городом на расстоянии около 1 часа.

Третьим по величине, является международный аэропорт Гуанчжоу Baiyun. Это аэропорт сравнительно новый, построенный в 20 километрах от старого аэропорта и в 30 километрах от самого города. Гуанчжоу является столицей провинции Гуандун, которая по традиции, оставшейся еще с Великого шелкового пути, является главным источником богатства Китая. На сегодняшний день аэропорт Гуанчжоу Baiyun является самым крупномасштабным, функциональным и модернизированным китайским аэропортом. В аэропорту Гуанчжоу Baiyun более 200 авиалиний.

 

Рис.4. География аэропортов

Правительство Китая намерено в течение ближайших пяти лет построить 45 новых аэропортов. Как сообщает агентство "Синьхуа", если эти планы будут реализованы, то общее количество аэропортов в стране достигнет 220.

Всего местное правительство намерено вложить в авиационный сектор за пять лет 1,5 триллиона юаней (227,3 миллиарда долларов). Это на треть больше, чем в предыдущие пять лет. Согласно плану развития авиационного сектора, в Китае к 2015 году будет летать 4500 лайнеров. Сейчас местные компании владеют флотом, состоящим из 2600 самолетов.

Associated Press отмечает, что сейчас 130 из 175 китайских аэропортов являются убыточными, но Китай все равно их поддерживает, так как считает, что подобная инфраструктура ведет к увеличению ВВП в регионах. В частности, выручка крестьян в местах, где есть аэропорты, увеличивается за счет того, что они могут отправлять продукты на отдаленные рынки.

Авиационный рынок Китая является одним из самых быстрорастущих в мире. Он, в частности, поддерживается ростом ВВП страны на 10 процентов ежегодно, а также постепенным увеличением благосостояния китайцев. Считается, что в ближайшие десятилетия рынок внутренних перевозок в Китае превысит показатели Северной Америки.

Трубопроводный транспорт. Достоинства: низкая себестоимость; высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

Трубопроводный транспорт представлен глав­ным образом нефтепроводами. Они проложены от крупных нефтепромыслов к центрам перера­ботки и портам: Дацин—Циньхуандао—Пекин, Шэнли—Циндао, Шэнли—Нанкин.

 

Рис. 5. География трубопроводов Китая.

 

Сохраняется важная роль традиционных ви­дов транспорта: гужевого, вьючного, велосипед­ного.

Литература

1.https://news.xinhuanet.com/english/china/2012-12/26/c_132063630.htm// Китайский Информационный портал

2. В Китае поезд разогнался до 500 км/ч

3. «China’s fastest high speed train 380A rolls off production line» Xinhua// Китайский Информационный портал

4. Китай занимает второе место в мире по протяженности скоростных автодорог. 29-12-2010// Китайский Информационный портал

5. Шоссейные дороги 12.2005// Китайский Информационный центр (рус.)

6. Китай: через пять лет сетью скоростных автомагистралей будут соединены 90 процентов городов с населением более 200 тысяч человек 27/05/2011.// Жэньминь жибао (рус.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: