В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»




Подготовила: Жильцова О.А.,

учитель технологии

МОУ «Школа № 94 г. Донецка»

 

 

Донецк, 2020

 

 

Модернизация образования направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования, что определяет необходимость внедрения новой модели развития педагогического потенциала. Это связано, прежде всего, с необходимостью индивидуализации образовательного процесса, так как, с одной стороны, необходимо развивать одаренных детей, а с другой стороны, создавать условия для развития детей с особыми педагогическими потребностями. В достижении этой цели огромная роль отводится педагогу, учителю-наставнику, который направляет деятельность ребенка, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.

Современный педагог – это педагог, владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь ребенку найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе человеком. Неотъемлемый компонент личности современного педагога — это творчество.

Творческому педагогу необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:

ü проектировочные умения (педагог-сценарист);

ü адаптационные умения (педагог-режиссер);

ü коммуникативные умения (педагог как речевой партнер);

ü организационные умения;

ü умения контроля и самоконтроля;

ü исследовательские умения.

Педагогическое творчество — это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Одна из главных задач современного образования – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.

В практике педагогического взаимодействия сформулированы принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога.

Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление человеку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной и творческой личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие педагога - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.

Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие творческого потенциала личности педагога следует понимать не только как создание комплексной многоплановой творческой деятельности, но и как организацию совместной творческой деятельности обучающихся, педагогов, родителей.

Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности педагога создает группа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы групповые формы работы, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.

Принцип развития предполагает рассмотрение изменений в процессе развития под действием производящих их причин.

Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента).

Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.

1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.

2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.

3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.

4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.

Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:

· мотивы долженствования;

· мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;

· мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.

Специалисты считают, что чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем больше активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определённых позитивных результатов.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых, он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).

Таким образом, личностное творчество педагога проявляется в различных аспектах педагогической деятельности. Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

В ходе своей работы на уроках технологии в результате наблюдений зачастую приходится делать вывод:

ü Оригинальность создаваемых образов не наблюдается. В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.

ü Гибкость мышления не развита. Большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.

ü В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.

ü Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Таким образом, результатом работы по развитию творческих способностей на уроках трудового обучения является:

ü Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

ü Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

ü При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

ü Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.

Путь развития творческих способностей мы выбираем индивидуально для каждого класса и учащегося, здесь можно варьировать способы развития творческих способностей, комбинировать их. На уроках создаем проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

 

 

Список источников:

1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова и др.: под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – 176 с.

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Знание, 2013. — 364 с.

4. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография/Науч. ред. Г. А. Медяник. — М.: Академия Естествознания, 2011. — 238 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 42-44.

6. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: