Финансово-кредитные отношения




Тема 14. Внешнеэкономические связи.

Внешняя торговля

Финансово-кредитные отношения

Торговля услугами

 

Внешнеэкономические связи – это международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций.

Китай с его конфуцианскими традициями долгое время был изолирован от остального мира: находясь за Ве­ликой Китайской стеной, китайское общество не признавало необходимости и эффективности налаживания интенсивных внешнеэкономиче­ских связей. Вплоть до XVIII в. Китай имел положительное сальдо во внешней торговле: Европа гораздо больше нуждалась в китайских товарах, чем Китай в европейских. Китайские шелка, фарфор, предметы роскоши ценились во всем мире. Лишь после того как Китай «узнал» опиум, объемы импорта начали превышать вывоз товаров из страны. Со второй половины XIX в. после «опиумных войн» Китай стал от­крытым для иностранного капитала, концентри­ровавшегося в прибрежных провинциях. Акти­визировалась и внешняя торговля.

 

Внешняя торговля

 

Структура внешней торговли до образования КНР отражала состояние экономики. Экспортировалась преимущественно продукция сельского хозяйства (соевые бобы, растительные масла, шелк-сырец, хлопок, чай, щетина, скот) и горнодобывающей промышленности (уголь, железная руда, цветные металлы). Импорт состоял на 1/3 из продовольствия (рис, пшеница, мука, рыба), поскольку сельское хо­зяйство старого Китая не обеспечивало потребнос­тей населения в продуктах питания. В сильнейшей степени Китай зависел от поставок многих видов промышленной продукции: машин и оборудования, металлов, нефтепродуктов, лесоматериалов, хлопка и т. п. Хозяйство приморской зоны с «открытыми» для иностранного капитала портами было ориенти­ровано на международные экономические связи: здесь перерабатывалось импортное сырье и произ­водилась экспортная продукция. Благодаря внеш­нему фактору уровень развития этого региона был существенно выше, чем внутренних районов стра­ны. В то же время эта территория оказалась ото­рванной от остальных районов, выключенных не только из международного, но и из внутринаци­онального разделения труда.

После провозглашения КНР в 50-е годы рас­ширялись внешнеэкономические отношения с СССР и странами Восточной Европы. В 60—70-е годы масштабы внешнеэкономических связей были сравнительно небольшими, но с 80-х годов начали расти темпами, заметно опережающими рост ВВП.

Активное развитие различных форм внешне­экономических связей Китая в 80—90-е годы обусловлено формированием «открытой эконо­мики». Включение Китая в мировое хозяйство рассматривается как непременное условие ус­пешного осуществления реформы всей хозяйст­венной системы.

Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей. Ее объем составляет около 2,21 трлн долл. (в 2009 г.), т. е. около 3,0% мирового внешне­торгового оборота. За годы реформы (с 1978г.) среднегодовые темпы прироста внешнеторгово­го оборота составили 16%, что в 2 раза выше, чем темпы прироста оборота мировой торговли. Однако еще сильно отставание КНР от развитых стран по внешнеторговому обороту в расчете на душу населения.

О том, что внешняя торговля становится важным фактором развития страны, свидетель­ствует рост «экспортности» ее хозяйства. По оценкам МБРР, объем экспорта КНР составляет около 16% стоимости ВВП Китая (в 1980 г. — около 7%), а это превышает аналогичные показатели США и других крупных по территории и численности населения стран мира.

Быстрое развитие внешней торговли связано преж­де всего с ее децентрализацией. Если до реформы она была полностью монополизирована государст­вом (экспорт и импорт осуществляли 12 государственных компаний), то в середине 90-х годов внеш­нюю торговлю ведут более 3600 компаний. Право выхода на внешний рынок есть у отдельных про­винций, некоторых крупных предприятий, внешне­экономических компаний, специальных экономи­ческих зон (СЭЗ). Девальвация юаня, способствую­щая повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, также оказала благопри­ятное воздействие на динамику внешней торговли. Рост внешнеторгового оборота связан и с быстрым развитием с середины 80-х годов такой формы, как беспошлинная переработка импортных материа­лов, на которую приходится 40% всего экспорта Китая. Ускоренное наращивание импорта во мно­гом стало следствием дефицита средств производ­ства на внутреннем рынке из-за резкого увеличе­ния инвестиций в основные фонды, мероприятий по либерализации режима ввоза ряда товаров. Большое влияние оказывает и увеличение объема иностранного предпринимательского капитала, ко­торое влечет за собой большие закупки оборудова­ния, а также снижение ставок импортных таможен­ных пошлин.

Главной чертой динамики структуры экспор­та являются увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых това­ров. На готовую промышленную продукцию приходится 87% всего объема экспорта (против 20% в конце 70-х годов), а на продук­цию первичной степени обработки — соответ­ственно 13% (80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоем­кой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравни­тельным издержкам из-за возможности исполь­зования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспо­собна на внешнем рынке.

Главными товарами экспорта Китая в 2010 году стали бытовая электротехника (59,2% от всего объема экспорта) и одежда (21,2%).

Одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимос­ти), пользующиеся спросом главным образом в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рын­ках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа «машинно-техниче­ское оборудование», причем экспорт продукции по этим статьям растет опе­режающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электрон­ной промышленности Китая: магнитофоны, ви­деомагнитофоны и т. п.

Сокращение удельного веса сырья в структу­ре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличени­ем спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером.

В импорте КНР выделяются закупки машин­но-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины стоимости), что связано с потребностями расту­щей экономики. Китай активно закупает авто­мобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опе­режающего развития производства наиболее рентабельных видов продукции внутреннее про­изводство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышлен­ного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются не­обходимые для повышения эффективности ки­тайского сельского хозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются.

География внешней торговли КНР отличает­ся высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, США и страны Евросоюза (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении экспорта и импорта играет фактор близости торгового партнера: внешнеторговый оборот со странами — соседями первого порядка, включая тех, с кото­рыми КНР связывают удобные морские пути, составляет преобладающую часть. В целом за годы реформ у Китая сложились определенные группы торговых партнеров, на которых прихо­дится более 2/3 взаимной торговли. Это страны АТР (Япония, Республика Корея. Сингапур), США, страны ЕС (главным образом ФРГ) и Россия.

Крупнейший торговый партнер КНР — Япония причем ввоз японской продукции в страну сущест­венно превышает вывоз из КНР. Из Японии ввозятся прокат и сталь, машины и оборудование. Особенно велика роль импорта бытовой электро­техники, автомобилей и электроники. Основу экс­порта КНР в Японию составляет топливо (нефть и уголь), значительно меньшая доля приходится на продукты питания, ткани, одежду. Китай вывозит в Европу преимущественно текстиль и одежду, продук­ты питания, а также такой специфический про­дукт, как питьевая вода. Ввозятся машины и транс­портное оборудование, электроника и средства связи. Существенна роль Сянгана как реэкспорт­ной базы КНР.

Удельный вес третьего по значению торгового партнера КНР — США — снижается, что связано с постоянным пересмотром Конгрессом США режима наибольшего благоприятствования (из-за «нарушений в Китае прав человека»). В торговле с ними Китай имеет положительное сальдо, так как успешно конкурирует с товарами широкого потребления из других стран на американском рынке.

Особое место во внешней торговле Китая за­нимает Россия, товарооборот с которой в послед­нее десятилетие рос очень высокими темпами. Взаимный товарооборот в 1995 г. — 5,5 млрд долл. Россия занимает 7-е место среди партне­ров Китая, в то же время КНР — второй торго­вый партнер России после ФРГ. Спецификой взаимных связей КНР и России является высо­кий удельный вес приграничной торговли, в ко­торую наиболее активно втянуты Амурская об­ласть, Приморский край (РФ) и провинция Хэйлунцзян (КНР). В структуре китайского экс­порта преобладают текстильные изделия, одежда и продовольствие, а в структуре импорта — ма­шины, лес и метал. Пока двухсторонняя торговля между Россией и Китаем стабильно растет, стороны по-прежнему продолжают вести переговоры о ценах на газ и поставках нефти. Но если отложить нефтегазовый сектор отношений, то одной из основных тенденций уходящего года в российско-китайских отношениях является активное расширение сотрудничества в финансово-инвестиционном секторе.

Основные шаги по развитию отношений в финансовом секторе между Россией и Китаем были предприняты еще в первом полугодии 2011 года, в числе которых первый визит Президента РФ в Гонконг, официальный визит Ху Цзиньтао в Москву и подписание договора об использовании национальных валют в двухсторонней торговле.

Так, в апреле 2011 года Д. А. Медведев впервые посетил Гонконг, где встретился с Дональдом Цангом, главой администрации специального административного района КНР. Основной темой встречи стало обсуждение возможностей для гонконгских инвесторов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.

В июне Центральный банк РФ и Народный банк Китая подписали соглашение об использовании национальных валют для внешнеторговых контрактов. Согласно этому соглашению, российские и китайские компании смогут использовать в качестве валюты как рубль, так и юань. Выбор валюты полностью зависит от предпочтений участвующих сторон.

Также в июне официальный визит в Россию нанес председатель КНР Ху Цзиньтао. Помимо политических и ряда экономических вопросов, во время визита обсуждалось инвестиционное сотрудничество между Экспортно-импортным банком Китая и En+ Group (Россия).

Российско-китайская торговля в цифрах

За первое полугодие 2011 года внешнеторговый оборот между Россией и Китаем достиг 35,8 млрд долл., что на 40% больше, чем год назад. Россия же экспортировала в Китай за указанный период на сумму в 18,6 млрд долл., что на 33,7% больше, чем год назад, а импортировала из Китая — на 17,2 млрд долл., что на 45,7% больше, чем за первое полугодие 2010 года.


Рис. Баланс российско-китайской внешней торговли в первых полугодиях 2010 и 2011 годов, млрд долл.

 

Инвестиционные проекты

В марте 2011 года DST Global, российская инвестиционная группа, ориентированная на интернет-проекты, присоединилась к международным инвесторам (в числе которых и американская розничная сеть Walmart) к развитию китайской онлайновой платформы для розничной торговли 360buy.com. Однако точные сумму инвестиций с российской стороны остаются нераскрытыми.

В мае 2011 года израильский бизнесмен Лев Леваев продал 18% акций Katoka, российско-ангольской горнодобывающей компании, China Sonangol, которая является совместным предприятием между China International Fund и Sonangol, ангольской нефтегазовой корпорацией. В результате контроль над одним из крупнейших месторождений алмазов в Африке перешел к китайско-ангольскому альянсу. Лев Леваев же приобрел акции Katoka еще в конце 90-х у АЛРОСА, солиднейшего производителя бриллиантов в России, за 20 млн долларов.

В июне китайский производитель автостекол Fuyao Glass подписал соглашение с администрацией Калужской области о строительстве завода, способного производить до трех миллионов комплектов автостекол в год. Согласно подписанному соглашению, Fuyao Glass инвестирует 200 млн долларов в проект, а местное правительство обеспечит необходимую инфраструктуру. Запуск первого этапа запланирован на 1 декабря 2012 года, а полноценное производство будет запущено в феврале 2013 года.

Также в июне, во время Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, Российский производитель электроэнергии Евросибэнерго и крупнейшая в Китае гидроэнергетическая корпорация China Yangtze Power подписали соглашение о строительстве трех электростанций в Восточной Сибири, которые включают Ленскую термоэлектростанцию в Иркутской области (мощностью 1200 МВт), Нижне-Ангарскую гидроэлектростанцию в Красноярской области (600–1200 МВт) и Транссибирскую гидроэлектростанцию в Забайкалье (400–900 МВт). Для реализации этих трех проектов планируется создать совместное предприятие.

В этом году China Investment Corporation получила приглашение принять участие в публичном размещении акции крупнейшего российского банка, Сбербанка. Предложение поступило от одного инвестиционного банка, который участвует в организации ISO Сбербанка. Изначально планировалось провести размещение в сентябре 2011 года, однако, пока оно откладывается.


Торговля ресурсами

Конечно, нет ничего удивительного, что в структуре российского экспорта в Китай преобладают различные полезные ископаемые. Так, в 2011 году наблюдался стремительный рост объемов поставок железной руды в Китай через переход Забайкальск-Маньчжурия. За первые шесть месяцев 2011 года Китай импортировал 8789 вагонов железной руды, около 500 000 тонн. За тот же период год назад Россия поставила в Китай всего 4497 вагонов, около 200 000 тонн руды.

В апреле прошлого года российская компания БиоГаз ЭнергоСтрой и China National Bioenergy Company (крупнейшее биоэнергетическое предприятие в Китае) подписали соглашение о создании целой сети станций по выработке биогаза на основе отходов в России. В конце 2011 года планировалось создать совместное предприятие для реализации проекта в различных регионах страны. Станции по выработке биогаза будут также производить тепло и электроэнергию. В будущем компании также планируют построить первую в России биотехнологическую станцию для выработки топлива из отходов лесопереработки в Самарской области.

В конце мая китайская нефтеперерабатывающая компания China National Petroleum Corporation выплатила долги российским поставщикам нефти: 78 млн долл. было отправлено Транснефти, а 118 млн долл. — Роснефти. Таким образом, долг китайской стороны перед Транснефтью сократился до 20 млн долл. Информация о долгах перед Роснефтью не разглашается. Разногласия между китайской и российской сторонами возникли на почве того, что не было достигнуто соглашение о тарифах за использование трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан для транспортировки нефти. Согласно условиям договора, подписанного в феврале 2009 года, указанный тариф распространяется на всю протяженность трубопровода. Однако китайская сторона посчитала, что транспортировка до Сковородино в Амурской области, где и начинается китайский участок, должна быть на 7% дешевле. Поэтому с начала 2011 года CNPC в одностороннем порядке приняла решение о снижении оплаты.

Во время Международного экономического форума представители России и Китая также посвятили время обсуждению цен на поставку природного газа. Его планируют поставлять из Западной Сибири по алтайскому трубопроводу до российско-китайской границы. К 2015 году планируется передовать в год до 30 млрд кубических метров газа. Однако пока не было достигнуто соглашение о цене. Китайская сторона готова платить 235 долларов за 1000 куб. метров, когда Газпром доставляет в Европу газ по средней цене 352 доллара за 1000 куб. метров. И хотя первоначально Газпром планировал только по восточному маршруту поставлять в Китай 38 млрд. куб. метров, но пока поставки по этому маршруту не обсуждаются, поэтому остается только западный путь.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, за восемь месяцев 2011 года внешнеторговый оборот Китая превысил 2,35 трлн долл., что на 25% больше, чем в прошлом году. При этом, экспорт вырос на 23,6%, достигнув 1,22 трлн долл., а импорт — на 27,5%, составив 1,13 трлн долл. Таким образом, внешнеторговый профицит КНР снизился на 10,8% до 93 млрд долл.

Перспективы развития внешней торговли Китая связаны с вступлением его в ГАТТ, что обусловит низкие пошлины на экспорт и им­порт продукции.

 

Финансово-кредитные отношения

 

Самой динамичной формой внешнеэкономи­ческих связей с начала 90-х годов является при­влечение иностранных инвестиций, по объему которых (40 млрд долл.) Китай занимает первое место среди развивающихся стран. К началу 1996 г. в стране было зарегистрировано почти 200 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом заявленных капита­ловложений около 390 млрд долл. Реально функционирует свыше 50 тыс. совместных пред­приятий с общим числом занятых более 5 млн.человек и капиталом в 135 млрд долл. Совмест­ные предприятия играют важную роль во внеш­ней торговле: на них приходится около 30% экс­порта и более 40% импорта, однако, в промыш­ленном производстве их доля пока невелика (лишь 12%). Совместные предприятия создаются в разных сферах экономики: матери­альном производстве, инфраструктуре, торговле, гостиничном хозяйстве и т. д., причем круг их становится все более широким. Акцент в китай­ской политике по привлечению иностранного капитала постепенно перемешается с террито­риального на отраслевой, предусматривающий поощрение предприятий высоких технологий, приоритетных с точки зрения национальной экономики отраслей.

Среди инвесторов из 117 стран и регионов мира ведущее место занимают вкладчики из Сянгана (более половины всех прямых ино­странных инвестиций в 2005 г.), Тайваня (около 10%), а также Японии, США и Сингапура. Ос­новная часть всех инвестиций концентрируется в приморских районах страны — более 80%. причем его подавляющая часть — в провинции Гуандун, городах центрального подчинения Шанхае и Пекине.

В середине 90-х годов активизировалось ин­вестирование Китая за рубежом. В 2009 г. объем инвестиции Китая в Россию составляли 9,7 млрд. долл., среди них 9,3млрд.долл.являются финансовыми инвестициями. Первой китай­ской транснациональной корпорацией стал ме­таллургический комбинат «Шоутан», имеющий филиалы в 15 странах мира. Всего, по офици­альным данным, насчитывается около 5 тыс. предприятий с участием китайского капитала за рубежом.

Китай широко привлекает иностранные пра­вительственные займы, большая часть которых направляется на строительство крупных и сред­них объектов в области транспорта, энергетики, добычи и переработки сырья, лесного и водного хозяйства. Среди основных стран-кредиторов — Япония, ФРГ, Великобритания и др.

В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориально­му охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Наибольший уро­вень открытости характерен для 5 «специальных экономических зон»: Шэньчжэнь. Чжухай. Шаньтоу (все в провинции Гуандун), Сямэнь (провин­ция Фуцзянь) и провинция Хайнань. Первые были образованы в 1980 г., последняя — в 1988 г. Все они представляют собой замкнутые ареалы, отно­сительно лучше обеспеченные инфраструктурой. Иностранные компании и совместные предприя­тия могут свободно, без уплаты пошлин ввозить туда промышленное сырье и полуфабрикаты, а после обработки беспрепятственно вывозить го­товую продукцию на внешние рынки. Подоходный налог для иностранных предпринимателей состав­ляет всего 5%.

Быстро наращивается экономический потенциал новой зоны развития Пудун в Шанхае (образована в 1990 г.), имеющей большое значение для стиму­лирования развития Шанхайского экономического района. Основные торговые партнеры зоны — Япония, США, страны ЕС, Сянган. В открытую систему также входят образованные в 1984 г. 14 открытых приморских городов, более 30 районов технико-экономического развития как в этих, так и в городах внутренних районов страны. 27 зон развития высоких технологий, созданных во внутренних провинциях в 1988—1991 гг.. 3 района тайваньских инвестиций в провинции Фуцзянь. 5 районов приграничного экономического сотруд­ничества в провинциях Северо-Восточного Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия (все они были созданы в 1992 г.).

Среди образованных ранее (в 1985—1988 гг.) в при­морской полосе — 7 открытых приморских эко­номических районов, включающих 41 город про­винциального подчинения и 218 уездов и мелких городов.

В течение 1992—1993 гг. структура открытых райо­нов пополнилась 5 открытыми городами вдоль р. Янцзы. 13 открытыми приграничными городами и уездами, а также 18 открытыми внутренними центрами провинций и автономных районов. Та­ким образом, сложилась многоуровневая открытая система: приморская полоса открытых районов. СЭЗ, открытых городов, районов тайваньских ин­вестиций — полоса открытых районов и городов вдоль р. Янцзы — приграничная полоса районов экономического сотрудничества и открытых городов и уездов — открытые внутренние центры и зоны развития высоких технологии. Эта система харак­теризует диффузию внешней открытости с юга на север, с востока на запад, из приморских во внут­ренние районы страны.

 

14.3. Торговля услугами

Экспорт услуг. Говоря же о внешнеторговом обороте на рынке услуг, отметим, что этот сектор получил значительное развитие еще с начала 90-х годов: за двадцать лет он вырос почти в 30 раз, с 10 млрд долл. в 1990 году до 287 млрд долл. в 2009. В этом же году Китай занял четвертое место в мире по объему внешней торговли услугами, после США (801 млрд долл.), Германии (470 млрд долл.) и Великобритании (400 млрд долл.). И 2009 оказался практически первым годом, когда наблюдался небольшой спад в торговле услугами в Китае (на 6%), главным образом, из-за мирового финансового кризиса.

Однако, несмотря на почти тридцать лет постоянного роста, внешняя торговля услугами в Китае в 2009 году составляла лишь 11,5% от общего внешнеторгового оборота, что значительно ниже среднемирового показателя в 20,4%. В сравнении же с промышленным сектором, рынок услуг имеет более высокую добавочную стоимость, наносит минимальный вред окружающей среде и обеспечивает огромное число рабочих мест. Так что неслучайно, что в 12-том пятилетнем плане значительное внимание уделяется развитию именно этого сектора, размер которого к 2015 году должен достигнуть 600 млрд долл.

Тенденции в торговле услугами. Китай, в целом, больше импортирует услуги, чем экспортирует. Наиболее значительный дисбаланс наблюдается в транспортной отрасли. В 2009 году дефицит во внешней торговле транспортными услугами достиг 29,5 млрд долл. Второе место по размеру дефицита составляют лицензионные и патентные выплаты — 10,6 млрд долл., далее идет страхование — 9,7 млрд долл. и туристические услуги — 4 млрд долл.

Сферы же, в которых Китай больше экспортирует, чем импортирует, по данным на 2009 год, включали консалтинг (с профицитом в 5,2 млрд долл.), строительство (3,6 млрд долл.), информационные услуги (3,3 млрд долл.), рекламу и СМИ (0,36 млрд долл.), а также сектор, состоящий из всех прочих услуги, не поддающийся классификации (5.9 млрд долл.). И если ситуация на рынке транспортных услуг является вполне обычной, то дефицит на туристическом рынке в 2009 году — явление скорее уникальное. Интересно, что дефицитный торговый баланс в строительном секторе сохранялся до 2001 года, а уже в 2008 году профицит внешней торговли услугами в данном сегменте составил 5,97 млрд долл., а в 2009 году упал до 3,6 млрд долл.

Основные импортеры китайской рабочей силы

На десять основных импортеров китайских трудовых ресурсов приходится до 66% всех китайских граждан, выезжающих за рубеж по трудовым контрактам (777 619 человек). Четырьмя из пяти крупнейших работодателей являются азиатские страны: Япония, Сингапур, Макао и Южная Корея. Также значительное число трудовых ресурсов Китай поставлял в страны Африки: Алжир, Ливию и Анголу. В десятку крупнейших трудовых импортеров также входит Саудовская Аравия, ОАЭ и Россия.

Рейтинг стран-импортеров китайских трудовых ресурсов в 2009 году

Япония — 162 556 человек

Сингапур — 83 769 человек

Макао — 49 999 человек

Алжир — 49 631 человек

Южная Корея — 37 220 человек

ОАЭ — 34 067 человек

Ангола — 31 072 человека

Ливия — 24 155 человек

Россия — 21 457 человек

Саудовская Аравия — 20 944 человека.

 

Большое значение для экономики Китая имеет рынок туристских услуг. Достопримеча­тельности Пекина и Сиани, Шанхая и Гуанч­жоу, Великая Китайская стена и храмовые ком­плексы, обилие сохранившихся и заботливо поддерживаемых памятников одной из древ­нейших цивилизаций Земли (но не только это) и достаточно необычная жизнь современного Китая — все это притягивает неуклонно расту­щий поток иностранных туристов. Если в 1978 г. по приему туристов Китай занимал лишь 41-е место в мире, то в 2005 г. — четвертую позицию, а по доходам от международного туризма — шестую. Туристская индустрия стала новой точкой роста народного хозяйства Китая. На ее долю приходится 6% ВВП страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: