Валеологическое самообразование




Здесь же необходимо остановиться на по­следнем из них — валеологическом самообразовании. Это обу­словлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возмож­но только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделяв­шего много внимания здоровью: «Смешны требования людей ку­рящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращаю­щих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включаю­щих изучение своего организма и своей личности, освоение ги­гиенических навыков, знание факторов риска и умение реализо­вать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целена­правленную здравотворческую деятельность, создавая среду оби­тания и деятельности, влияя на внешние условия, человек при­обретает большую свободу и власть над собственной жизнью иобстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизнен­ного приоритетаэта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования.

Следующим этапом валеологического образования должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различ­ных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элемен­том валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойст­венны всеобщие, единые нормы и рекомендации. С этих пози­ций под валеологической культурой следует понимать осознание че­ловеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоро­вью окружающих людей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофунк-циональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни из­менений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот по­чему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (перееда­ние, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, — постоянные и регу­лярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период пере­хода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать че­ловека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консуль тациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоя­нии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физи­ческой культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психо­логии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеоло-гическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социа­льными и производственно-техническими, научно-информаци­онными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — ва­жен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следую­щих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

—уровень физического развития;

—уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

—количество простудных и инфекционных заболеваний в те­чение определенного периода;

—при наличии хронического заболевания — динамику его те­чения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

—эффективность профессиональной деятельности;

—активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

—широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

—степень сформированности установки на здоровый юбразжизни;

—уровень валеологических знаний;

уровень усвоения практических знаний и навыков, связан­ных с поддержанием и укреплением здоровья; умение самостоятельно построить индивидуальную траек­торию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому обра­зу жизни, можно считать, что он:

положительно и результативно снижает или устраняет воз­действие факторов риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;

способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

является основой реализации потребности человека в самоак­туализации и самореализации, обеспечивает высокую социа­льную активность и социальный успех;

обусловливает высокую работоспособность организма, сни­жение усталости на работе, высокую производительность
труда и на этой основе
высокий материальный доста­ток;

позволяет отказаться от вредных привычек, рационально ор­ганизовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оп­тимизм.

Следует отметить особую важность валеологического образо­вания детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать после­дующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педаго­гическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жиз­ненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизнен­ных интересов на здоровый образ жизни.

 

 

Литература

1. Белов В.И.. Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие.- М., 1999. - 664 с.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: ФИС, 1990.- 207 с.

3. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб, 2000. – 558 с.

4. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта – Наука, 2001.- 416 с.

5. Грибан В.Г. Валеология: Навчал. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 256 с.

6. Петленко В.П. Валеология человека. – СПб, 1998.

7. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1992. – 432 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: