Тема урока: Спинной мозг его строение и функции (запись в тетради)
Термины и понятия: задние корешки, передние корешки, рефлекторная, проводниковая функции, коленный рефлекс (запись определения по ходу изучения).
Основа урока: (по презентации)
Спинной мозг располагается в позвоночнике. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, почти цилиндрической формы тяж длинной 45 см и массой 34-38 г. Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка.
Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем.
Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)
Сам работа. Задание: №44
1. Изучить по учебнику и презентации стр. 279-280 Строение спинного мозга.
2. рассмотрите рис 122-123
Слайд- 10 Учитель. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Слайд- 11. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.
Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц. Слайд-12.
Выполняем гимнастику для глаз.гимнастика для глаз.(слайд-13)
Какими же функциями обладает спинной мозг: (слайд-14)
1. Рефлекторная. Как вы понимаете? Проводящая? (запись в тетрадь)
Эксперимент. Проведем небольшой опыт «Коленный рефлекс» (по учебнику и рис.125)
|
Задание: запишите путь передачи возбуждения коленного рефлекса.
Когда может прерваться связь между спинным и головным мозгам? К чему это может привести? (слайд- 16)
КАК НАБЛЮДАТЬ РЕФЛЕКСЫСПИННОГО МОЗГА(провести)
Рефлексы, центры которых находятся в спинном мозге, - это безусловные, врожденные рефлексы. Они проявляются у всех здоровых людей. К ним относится хорошо известный коленный рефлекс. Его можно легко пронаблюдать.
Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.
Закрепление: в тетради: Задание карточки:
Выпишите номера верных суждений:
1. Нервная ткань состоит из нейронов и клеток-спутниц.
2. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные.
3. Различают двигательные (исполнительные), вставочные и чувствительные нейроны.
4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы.
5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг.
6. Соматическая часть Н.С. руководит работой скелетных мышц.
7. Вегетативная (автономная) Н.С. подчинена воле человека.
8. Белое вещество образованно телами нейронов.
9. Рефлекс – ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой.
10. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа.
|
2. Тест по презентации.
Домашнее задание: №44 выучить, знать термины, выполнить письменно задачки.
Занимательные задачки
1.К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.
2.У новорожденных (особенно недоношенных) проявляется рефлекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3953877609884345003&text=строение%20спинного%20мозга%20видео&path=wizard&parent-reqid=1586167657714569-1391228267705099649600228-production-app-host-man-web-yp-55&redircnt=1586167661.1
8кл. спинной мозг. Можете для закрепления посмотреть видеофрагмент.