По направлению 46.03.01 «История»
Профиль «Отечественная история»
Кафедра Новейшей истории России
Место прохождения практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 32 "Гимназия петербургской культуры" Василеостровского района Санкт-Петербурга
Продолжительность практики: 8 – 18 сентября 2018 года
Руководитель практики (со стороны школы): Аистов Александр Валерьевич
Выполнила:
Студентка 4 курса
Чикина Валентина Андреевна
____________________________________ (подпись)
Санкт-Петербург
2018
I. Расписание педагогической практики
дата | вид практики (активная, пассивная) | вид деятельности |
8.09.2018 | пассивная | Организационное собрание, знакомство с условиями прохождения практики, учителями |
10.09.2018 | пассивная | Посещение уроков, изучение различных методик преподавания истории и обществознания, знакомство с перечнем предметов и тем |
11.09.2018 | пассивная | Выходной у педагога |
12.09.2018 | Активная/пассивная | Проведение урока обществознания у 8 «А» класса по теме «Налоги»/посещение уроков |
13.09.2018 | пассивная | Посещение уроков |
14.09.2018 | пассивная | Выходной у педагога |
15.09.2018 | пассивная | Посещение уроков |
17.09.2018 | пассивная | Посещение уроков |
18.09.2018 | пассивная | Составление, оформление и утверждение отчета по педагогической практике |
Подпись преподавателя: _________ Ильин А.А.
подпись ФИО преподавателя
II. Прохождение пассивной части практики
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
10.09 | 11А | Всеобщая история. Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии | Ильин А.А. |
|
План урока: постановка цели, задачи; актуализация знаний; изложение нового материала; домашнее задание; рефлексия деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, вопросы с краткими ответами
Средства обучения: учебник, проектор, карта
Использованные учебно-методические материалы: Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX-начало XX века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н.В. Загладин, Ю.А. Петров – М.: ООО «Русское слово», 2014 – 448 с.: ил. – (Инновационная школа). Учебник доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет широкую панораму истории человечества конца XIX — начала XXI в. Он призван сформировать у старшеклассников целостную картину мирового развития, познакомить их с основными проблемами современного мира, стоящими в центре общественно-политических дискуссий. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного (полного) образования, является частью учебно-методического комплекта «История» и входит в систему учебников «Инновационная школа». Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.
Анализ и оценка использованных учебно-методических материалов: эффективны
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: примерно половина учащихся владеет терминологией, знает основные исторические события. В обсуждении участвует 25% учащихся класса.
|
Психологический портрет класса: спокойные, удовлетворительно выполняют задания.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: материал предыдущей темы усвоен удовлетворительно.
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
10.09 | 7А | Всеобщая история. Новое время (вводный урок) | Ильин А.А. |
План урока: постановка цели, задачи; актуализация знаний; изложение нового материала; домашнее задание; рефлексия деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, вопросы с краткими ответами
Средства обучения: учебник, проектор, карта
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учебник для общ. Организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина – 6 изд. – М.: Просвещение, 2018. – 335 с. Учебник переработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. С учётом современных научных исследований рассматриваются основные вехи мировой истории 1500-1800 гг.: Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, первые революции Нового времени и др. Значительное внимание уделено культуре, быту и нравам эпохи. В учебнике использована разноуровневая развивающая система обучения, разработаны творческие, проектные и исследовательские работы к каждой главе.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
6-е издание.
|
Анализ и оценка использованных учебно-методических материалов: эффективны
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: принимают участие в обсуждении 80% класса
Психологический портрет класса: Активные, заинтересованные.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: материал предыдущей темы усвоен удовлетворительно
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
12.09 | 7А | История. «Усиление королевской власти в XVI – XVII веках. Абсолютизм в Европе» | Ильин А.А. |
План урока: обсуждение и проверка домашнего задания; 2. цель урока; 3. Формулирование проблемы урока; 4. понятие «абсолютизм»; 5. основные признаки абсолютизма; 6. домашнее задание
Тип урока: урок-беседа
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: мультимедийная презентация, учебная доска, учебник
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учебник для общ. Организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина – 6 изд. – М.: Просвещение, 2018. – 335 с. Учебник переработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. С учётом современных научных исследований рассматриваются основные вехи мировой истории 1500-1800 гг.: Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, первые революции Нового времени и др. Значительное внимание уделено культуре, быту и нравам эпохи. В учебнике использована разноуровневая развивающая система обучения, разработаны творческие, проектные и исследовательские работы к каждой главе.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
6-е издание.
Анализ и оценка использованных учебно-методических материалов: текст параграфов качественно адаптирован для обучающихся 7 классов. Использована разноуровневая развивающая система обучения. В наличии разнообразные творческие, проектные и исследовательские работы. Учебник основательно снабжён иллюстративным материалом, понятийным аппаратом (со словарём понятий и терминов) и полезными ссылками на интернет-ресурсы для дополнительной деятельности обучающихся. Учебник был использован учащимися при выполнении домашнего задания к уроку и как опора при формулировке определений понятий.
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: Хорошая подготовленность обучающихся к уроку. Участие в работе в классе – активность проявляла определённая часть класса.
Психологический портрет класса: Обучающиеся проявили взаимную помощь при выполнении заданий учителя. Нарушений дисциплины не выявлено.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: Выполнена задача самостоятельного обобщения обучающимися изученного материала.
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
12.09 | 8В | История. «Индустриальное общество: Новые проблемы и ценности» | Ильин А.А. |
План урока: проверка домашнего задания; миграционные процессы; усложнение структуры общества; женский и детский труд; выводы; домашнее задание;
Тип урока: урок-беседа
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: мультимедийная презентация
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017. – 304 с. Содержание учебника состоит из 6 глав (разделённых на 31 параграф в целом). В учебнике рассматриваются основные вехи развития общества в XIX веке. Уделено внимание изучению культуры, быта и нравов эпох.
Анализ и оценка использованных учебно-методических материалов: Новое издание учебника переработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Следует отметить чёткую структуру учебника, простоту изложения материала, привлекательный иллюстративный материал, наличие детального словаря понятий и терминов.
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: обучающиеся готовы к уроку на среднем уровне. Проявлена некоторая активность в работе на уроке.
Психологический портрет класса: обучающимися проявлено уважение к учителю и друг другу. Сосредоточенность во время урока – на высоком уровне.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: план урока выполнен.
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
13.09 | 7 «Б» | История. «Усиление королевской власти в XVI – XVII веках» | Ильин А.А. |
План урока: проверка домашнего задания; цель урока; понятие «абсолютизм»; признаки абсолютизма; страноведческий обзор о переходе к абсолютизму (на примере Франции и Англии); домашнее задание
Тип урока: комбинированный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: мультимедийная презентация, учебная доска
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500–1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 319 с. Содержание учебника состоит из 4 глав (разделённых на 30 параграфов в целом). В учебнике рассматриваются основные вехи мировой истории 1500 – 1800 гг. Больше всего уделено внимания культурным аспектам, быту и нравам той или иной эпохи.
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: обучающиеся проявили среднюю активность в работе на уроке
Психологический портрет класса: выявлены нарушения дисциплины во время урока. Недостаточно внимания обучающихся к учителю на уроке, обучающиеся не проявили умение сконцентрироваться на изучаемом на уроке материале.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: учитель обращался к воспитательной задаче во время проведения урока для большего вовлечения обучающихся в учебный процесс.
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
13.09 | 8В | История. «Индустриальное общество: новые ценности и проблемы (продолжение)» | Ильин А.А. |
План урока: миграция и эмиграция; разделение рабочего класса; влиятельные социальные группы (дворяне, буржуазия); рабочие, крестьянство, духовенство; рост уровня социальной мобильности; разрушение помещичьего хозяйства; подведение итогов (влияние индустриального развития на человечество); домашнее задание
Тип урока: урок-беседа
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: учебная доска
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017. – 304 с. Содержание учебника состоит из 6 глав (разделённых на 31 параграф в целом). В учебнике рассматриваются основные вехи развития общества в XIX веке. Уделено внимание изучению культуры, быта и нравов эпох.
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: Подготовленность обучающихся к уроку и их участие в работе на уроке оцениваются на среднем уровне. Обучающиеся не проявили активность.
Психологический портрет класса: Доброжелательное и уважительное отношение обучающихся к учителю и друг другу. Нарушений дисциплины не выявлено
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: Применена общеобразовательная задача. Учитель использовал собеседование с классом для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала. Знания обучающихся формировались на уровне понятий и обобщающих образов. Учитель добивался активности и самостоятельности обучающихся с помощью создания проблемных ситуаций и системы вопросов, исходящих из темы урока.
дата | класс | Предмет и тема урока | ФИО учителя/практиканта, проводившего урок | подпись учителя |
13.09 | 10 «А» | История. «Образование Древнерусского государства» | Ильин А.А. |
План урока: закрепление пройденного материала; общеславянский мир; первые русские князья; правление Святослава
Тип урока: урок-беседа
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: учебная доска
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика): Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 448 с. Содержание учебника состоит из 6 разделов (включающих 64 параграфа в целом). Учебник охватывает курс истории человечества с древнейших времён до конца XIX века на базовом уровне обучения. Особое внимание уделяется роли и месту России в мировой истории, чей самобытный путь развития органично встроен авторами в событийно-понятийную канву мирового исторического процесса и учебника в том числе.
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: Степень подготовленности обучающихся к уроку и их работа в классе оценивается на высоком уровне.
Психологический портрет класса: Нарушений дисциплины не выявлено. Учащиеся проявили сосредоточенность на усвоении нового материала.
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: Учитель использовал форму собеседования с классом для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний. Учитель добивался активности и самостоятельности мышления обучающихся с помощью приемов создания проблемных ситуаций и коллективной формы работы обучающихся.
III. Прохождение активной части практики
1. Знакомство с Учебно-методическим комплексом и нормативными актами (учебники, пособия, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт и др.)
Анализ и характеристика изученных материалов:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10 – 11 классы). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
2) Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества. В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами. Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования. Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 классы). Стандарт утверждён 17 декабря 2010 года. Последняя редакция осуществлена в декабре 2015 года. Стандарт направлен на соблюдение всех требований, касающихся результатов, структуры и условий освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
2. Самостоятельное проведение уроков
дата | класс | тема урока | ФИО учителя, курировавшего проведение урока | подпись учителя |
12.09 | 8А | Обществознание. «Налоги» | Чикина В.А. |
План урока: знакомство с Конституцией РФ, с обязанностями и правами гражданина, определение налогов, виды налогов, разбор на примерках, история налогов в России, вычеты от государства, домашнее задание
Тип урока: урок-беседа
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная
Средства обучения: учебная доска, Конституция РФ
Использованные учебно-методические материалы (полное название, содержание, общая характеристика):______________________________________________________
Анализ и оценка использованных учебно-методических материалов: 1) Конституция РФ (редакция от 2017 года) 2) Налоговый кодекс РФ (редакция от 2016 года) 3) Сайт ФНС: https://www.nalog.ru/rn78/
Характеристика степени подготовленности обучающихся к уроку и их участия в работе в классе: хороший уровень подготовленности
Психологический портрет класса: сосредоточенность обучащающихся на теме; нарушений дисциплины нет;
Анализ урока по результатам обсуждения его с учителем: план урока выполнен.
3. Участие во внеурочной деятельности школы – не принимала участие
IV. Основные результаты педагогической практики: педагогическая практика дала возможность понять хочу ли я после окончания университета идти работать в школу. Кроме того, дала возможность узнать методы преподавания и формы проведения уроков учителем. Самое главное чему может научить учитель в школе – это уметь учиться. Учитель не является источником получения знаний, а служит «мотиватором» к получению их.
V. Заключение (основные выводы и предложения): учитель – довольно интересная и спокойная работа, но при этом тяжелая, т.к. приходится «отдавать себя» на протяжении 6-8 уроков в день. Учащиеся очень разные: есть те, которые тянутся к знаниям, слушают, запоминают; есть те, у которых не наблюдается ни интереса, ни вовлеченности, ни интеллектуальных способностей к успешному обучению. Ребята зачастую приходят на урок с невыполненным домашним заданием, что говорит о невключенности в образовательный процесс родителей. Учебники, по которым занимаются ребята, давно устарели (я занималась по таким в свои школьные годы) – они не интересны ребятам. Сомневаюсь, что хотя бы 15% ребят школы заглядывает в этот учебник в рамках занятий в школе. У школы есть хорошая материально-техническая база: кабинеты оборудованы досками, интерактивными досками, проекторами, компьютерами, телевизорами.
______________________ _____________ _____________________
дата подпись расшифровка подписи