ГБОУ СОШ с. Тимофеевка (Самарская область)




РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ГРУЗИНО-АБХАЗСКОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА (1992 – 2008 ГГ.)

Назаров А.М., к.и.н., учитель

ГБОУ СОШ с. Тимофеевка (Самарская область)

Бегов А.Р., учащийся

ГБОУ СОШ с. Тимофеевка (Самарская область)

Распад СССР сопровождался возникновением целого ряда этнополитических конфликтов. Особо остро данная проблема проявилась на Южном Кавказе. Одним из крупнейших конфликтов в данном регионе в конце XX – начале XXI вв. являлся грузино-абхазский. Россия активно участвовала в урегулировании данного политического кризиса. Изучение этого опыта, на наш взгляд, является актуальным в связи с современными событиями в Украине.

Одной из главных причин грузино-абхазского вооруженного противостояния явились различия в целях, стоявших перед политическими элитами Грузии и Абхазии в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Абхазы стремились к отделению и созданию собственного государства, а грузины настаивали на соблюдении территориальной целостности и возвращении экономически богатого региона. Обострению напряженности способствовала жесткость позиции Грузии, руководство которой осознавало, что абхазская проблема является ключевой и определяющей при урегулировании других имеющихся в стране этнических конфликтов (Южная Осетия, Аджария).

Из латентного состояния в форму открытого противостояния грузино-абхазский конфликт перешел в августе 1990 г., когда абхазского сторона грузинского парламента приняла Декларацию о государственном суверенитете Абхазии. Через два года, в августе 1992 г., началась грузино-абхазская война, принесшая многочисленные жертвы и разрушения. Военное противостояние было прекращено лишь летом 1994 г., чему во многом способствовала активная политика России по мирному урегулированию конфликта. РФ удалось добиться подписания соглашения о прекращении огня и права ввода миротворческого контингента в регион [См.: 2].

Со второй половины 1990-х гг. Россия прилагала значительные усилия для поддержания стабильности в регионе и дальнейшего урегулирования грузино-абхазского конфликта. Несмотря на посредничество РФ и ООН, послевоенный переговорный процесс зашел в тупик ввиду обоюдно неприемлемых позиций сторон. Кроме того, участники конфликта вместо поиска политического компромисса стремились повысить уровень конфронтации.

В тоже время миротворческую деятельность России в Грузии/Абхазии можно считать успешной. Во-первых, несмотря на провокации с обеих сторон, российский воинский контингент в Абхазии в течение 14 лет смог поддерживать мир в зоне конфликта. Во-вторых, при проведении миротворческой миссии в Грузии РФ стремилась строго следовать основным принципам миротворчества: беспристрастности, нейтральности, открытости; поддерживала грузинское руководство в вопросе территориальной целостности Грузии; активно подключала к абхазскому урегулированию государства – участники СНГ, ООН и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Начиная с 2004 г. значительно обострились российско-грузинские отношения, что осложнило переговорный процесс. С этого времени российское руководство все больше склонялось на проабхазские позиции в решении грузино-абхазского конфликта; во многом это было вызвано сближением Грузии с Западом и ее стремлением войти в НАТО. В конце концов, Тбилиси в качестве решения абхазского и осетинского вопросов выбрал силовой путь решения проблемы.

Грузинские военные формирования в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. незаконно вторглись на территорию Южной Осетии. Начало этой крупномасштабной операции предвещало, что Абхазия станет объектом следующего нападения.

13 августа Президент Грузии М. Саакашвили заявил о решении денонсировать соглашение о присутствии российской миротворческой миссии в Абхазии и объявить российские войска в Абхазском регионе оккупационными войсками. На это МИД России заявил, что РФ продолжит выполнение миротворческой миссии в Абхазии и Южной Осетии, руководствуясь своими международными обязательствами и чувством ответственности за поддержание мира и стабильности в регионе.

26 августа 2008 г. Президент РФ Д. Медведев подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии [См.: 3]. Абхазия приветствовала решение России, но Грузия отнеслась к этому негативно, обвиняя РФ во всяческих нарушениях международного права. 9 сентября 2008 г. между Россией и Абхазией были установлены официальные дипломатические отношения, а 17 сентября Российская Федерация подписала договоры о дружбе и сотрудничестве.

В августе 2008 г. Россия ввела свои войска в Грузию без соответствующего мандата Совета Безопасности ООН. Постоянный представитель России при ООН В.Чуркин заявлял, что Россия вынуждена использовать неотъемлемое право на самооборону, закрепленное в уставе ООН, вследствие незаконного применения военной силы Грузии против Российской Федерации, ее граждан и военнослужащих, находящихся на территории Грузии на законных основаниях. Были и другие немаловажные причины ввода войск в зону конфликта. Например, причина внутреннего характера - стабильность на границе, в приграничных территориях и в приграничных государствах. Но Грузия считала, что у России были другие интересы. Как писал Э.Шеварнадзе: «Сегодня я еще сильнее убежден в том, что Россия готова испробовать все средства ради того, чтобы удержать Абхазию, настолько велики амбиции и российские стратегические интересы на Черном море» [4. С. 356].

На наш взгляд, непосредственной причиной признания независимости Абхазии является агрессивность Грузии, ее стремление восстановить свою территориальную целостность любым путем. В сложившейся ситуации Россия вынуждена была поступить так, как она поступила. Россия долгие годы пыталась установить мир и порядок в столь важном для нее регионе. Как сказал Д.А. Медведев в своем Заявлении от 26 августа 2008 г.: «Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей», соответственно, это единственная возможность сохранить стабильность, мир и порядок [См.: 1]. Правильность решений России определяется недружественной позицией Грузии, безоговорочной ориентацией Абхазии на Россию и широкой поддержкой российской общественности курса правительства.

В 1992 – 2008 гг. Российская Федерация активно участвовала в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Ключевой целью России являлось сохранение мира и стабильности в зоне конфликта, примирении противостоящих сторон, а также обеспечение собственных интересов и целей в данном регионе. Несмотря на значительные успехи миротворческой миссии РФ в Грузии решить конфликт дипломатическим путем не удалось, что привело, в конечном счете, к русско-грузинской войне 2008 г. Сразу после конфликта Россия признала Абхазию и Южную Осетию, ясно дав понять Западу, что Москва будет защищать российских граждан и их деловые интересы, где бы они ни находились.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: