Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей.




Относительно недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.

Вплоть до 1973 года на уровне стран - участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:

1. право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

2. право на защиту экономических интересов;

3. право на возмещение причиненного ущерба;

4. право на информацию и просвещение;

5. право на представительство (право быть услышанным).

В "Общих положениях" Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой - побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.

В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:

* защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью;

* защита экономических интересов потребителей;

* оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям;

* информирование и просвещение потребителей;

* консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы.

Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой Программе устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.

Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 году одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:

1. "О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей" от 23 июля 1986 г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию "Европы народов";

2. "Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности" от 15 декабря 1986 года. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.

В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г одобрил. постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).

Таким образом, политика и практика ЕЭС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные защите интересов потребителей в Сообществе, окажут положительное влияние на становление и совершенствование национального законодательства по защите прав потребителей.

(к содержанию)

РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ "РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫДЛЯ ЗАЩИТЫИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

Начало непосредственной разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х годов, когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 году Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

 

В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

В разделе I "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей" перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается:

а) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;

б) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;

в) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;

г) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;

д) способствовать созданию независимых групп потребителей;

е) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;

ж) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

Указанные принципы развернуты в последующих разделах Руководящих принципов.

В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей, что обусловливается необходимостью учета каждым правительством экономических и социальных условий своей страны, а также издержками и преимуществами защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей сельского населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы:

а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;

б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;

в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;

г) просвещение потребителей;

д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;

е) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:

1. Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.

2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов (в частности -правительствам следует регулярно проводить обзоры законодательства, касающегося единиц мер и весов, и оценивать адекватность механизма контроля за его соблюдением).

3. Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.

4. Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено. В качестве примера приводятся сельские районы и упоминаются соответствующие складские и торговые сети, стимулирование развития потребительской самопомощи и потребительских кооперативов.

5. Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.

6. Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения (предпочтительно в качестве одного из разделов изучаемых дисциплин).

7. Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение (особенно в развивающихся странах).

В разделе IY Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по вопросам улучшения условий приобретения потребителями основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация об этих товарах были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.

 

Основные понятия законодательства о защите прав потребителей

 

Рассмотрим некоторые понятия, касающиеся защиты прав потребителей, используемые законодателем. Так, Закон о защите прав потребителей раскрывает следующие термины.

Потребитель. Как видно из преамбулы названного Закона, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами. Разъясняя эти понятия, Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать либо который заказывает, приобретает товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК ПМР потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.

Действие Закона не распространяется на потребителей –физических и юридических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд. Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.

Режим использования имущества может измениться, поэтому при возникновении спора следует исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами. В некоторых случаях пользоваться товаром (услугой), а значит, считаться потребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем), например, при покупке оружия, при поездке железнодорожным транспортом или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.

Не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем, например командированный, проживающий в гостинице.

Изготовитель, исполнитель, продавец. При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", - предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК ПМР. Согласно ГК ПМР (ст. 51) юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность согласно ст. 2 ГК ПМР является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они, в принципе, не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.

Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 51 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.), вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.

Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия в отличие от иных коммерческих предприятий могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Большинство коммерческих организаций обладают общей правоспособностью, т.е. могут совершать любые не запрещенные законом сделки.

Все организации для занятия определенными видами деятельности, установленными законом, должны иметь лицензии. Сделка, совершенная юридическим лицом с нарушением его специальной правоспособности (внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке.

Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК ПМР, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу) и не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законодательством, в том числе Законом о защите прав потребителей, для предпринимателей.

Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от организационно-правовой формы организации.

Изготовитель согласно Закону о защите прав потребителей должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона.

Исполнителями согласно Закону являются организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами вышеуказанного Закона.

Продавец - предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд, потребителям по договору купли-продажи независимо от вида последнего.

Стандарт. Согласно определению, данному в Законе о защите прав потребителей, под стандартом понимаются не только собственно государственные стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), в частности санитарные нормы и правила, государственная фармакопея, временные фармакопейные статьи на лечебные цели, строительные нормы и правила и другие документы.

Согласно положению о Министерстве здравоохранения и социального развития ПМР, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, одной из основных задач данного органа является разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая разработку и утверждение федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждение в пределах своей компетенции государственных стандартов (фармакопейных и временных фармакопейных статей) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) под санитарными правилами понимаются государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под гигиеническим нормативом указанный Закон понимает установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Недостаток товара, работы, услуги. Наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев: 1) несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке. Речь идет об общеобязательных требованиях, которые, как правило, утверждаются гос. органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом. Юридические формы, в которых утверждаются эти общеобязательные требования, содержатся в определении понятия "стандарт", которое сохранилось в Законе без изменений; 2) несоответствие условиям договора. 3) несоответствие целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется; 4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора; 5) несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

Три последних критерия введены в определение понятия "недостаток" для устранения недопустимой несогласованности между этим понятием и критериями качества товара. Таким образом, в Законе о защите прав потребителей приведены в соответствие с критериями качества товара, предусмотренными ст. 486 ГК ПМР.

Существенный недостаток. На понятие "существенный недостаток" распространяются все характеристики, данные Законом в определении понятия "недостаток". Это означает, что для признания недостатка существенным прежде всего необходимо наличие недостатка.

Наличие существенного недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих признаков:

1) недостаток является неустранимым, т.е. не может быть устранен по техническим или иным объективным причинам (особенность конструкции изделия, невозможность предоставления гостиницы оговоренного класса и т.п.);

2) недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени. Этот недостаток также имеет технический характер. Например, низкая ремонтопригодность изделия, в результате чего для ремонта требуется разобрать все изделие и собрать заново. Затраты времени, следовательно, трудозатраты и их оплата могут оказаться экономически несоразмерными, нерентабельными;

3) недостаток, который выявляется неоднократно. Этот критерий в прежней редакции отсутствовал. Что имел в виду законодатель, сказать трудно, поскольку следующий за этим недостаток представляется аналогичным;

4) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, т.е. выявляется неоднократно;

5) другие подобные недостатки.

Следует отметить, что наличие двух первых критериев существенности недостатка может определяться либо по нормативным и техническим документам на данный товар (услуги), либо по заключению специалиста (эксперта). Таким образом, недостаток становится существенным практически тогда, когда он не может быть устранен по тем или иным причинам, указанным в Законе.

Как видно из сказанного, понятие существенного недостатка имеет общий характер, а последний критерий является юридически не определенным. Поэтому розничный продавец (исполнитель) заинтересован в том, чтобы в договоре поставки товаров (оказания услуг) были конкретизированы составляющие понятия "существенный недостаток" применительно к определенному виду (марке, типу и т.п.) товара (услуги) (например, какие недостатки считаются неустранимыми, какие недостатки не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, что следует считать неоднократностью выявления недостатка, какие конкретно иные подобные недостатки делают их существенными).

Включение таких условий в договор тем более целесообразно, что изготовитель несет ответственность за существенные недостатки, если они обнаружены в пределах установленного срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен.

Безопасность товара (работы, услуги). Государственный стандарт РФ ГОСТ Р.1.0-92 (п 3.17) определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды.

Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.

Требования по безопасности товара устанавливаются на указанных стадиях его жизни применительно к обычным условиям. Поэтому, например, пользование товаром в необычных условиях может рассматриваться как нарушение потребителем установленных правил и повлечь для него отрицательные последствия.

Безопасные условия пользования, хранения, транспортировки и утилизации, как правило, указываются в нормативной документации по стандартизации и в сопроводительной технической документации.

Под новым для Закона термином "безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)" следует понимать безопасность технологии выполнения работы (оказания услуги) для потребителя, его имущества и окружающей среды.

Безопасность лица, непосредственно выполняющего работу (оказывающего услугу потребителю), обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства.

Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованием стандарта;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: