ТЕПЛОВОЙ СТАЦИОНАРНЫЙ РАСЧЕТ НА МАКСИМАЛЬНОМ РЕЖИМЕ




Механические факторы нагружения

 

В случае решения задачи по механике деформируемого твердого тела необходимо задание условия закрепления и нагрузок. При расчете диска на установившемся взлетном режиме задаем контурную нагрузку, которая заменяет реакцию от центробежных сил и угловую скорость, соответствующую оборотам ротора ВД на этом режиме.

 

Контурная нагрузка:

где число лопаток рабочего колеса;

напряжение в корневом сечении пера лопатки, МПа;

площадь корневого сечения лопатки,

плотность материала ЭП-742,

площадь радиального сечения разрезной части обода, ;

радиус до центра тяжести разрезной части обода, м;

радиус до разрезной части обода, м;

ширина разрезной части обода, м;

окружная скорость диска, рад/с:

где частота вращения диска, об/с;

Статический расчет на прочность

Открываем сохраненную модель диска с валами. Задаем вид расчета – статический (STATIC), тип элементов - четырехузловой PLANE182. В опциях элемента задаем осесимметричность.

Создаем сетку. Сетка приведена на рисунке 3.1

Рисунок 3.1 – Сетка конечных элементов

 

Прикладываем контурную нагрузку 231,2 МПа, задаем окружную скорость 1497,5 рад/с. Закрепляем модель от перемещений вдоль оси вращения. Проводим расчет. Результаты расчета приведены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Поле эквивалентных напряжений

Так как диск с валами соединен болтом, то при расчете максимальных напряжений в отверстии нужно учитывать коэффициент концентрации.

 

Таблица 3.1 – Напряжения в характерных точках отверстия под болт

Номер узла Максимальное напряжение в модели, Па Коэффициент концентрации Действующие напряжения, Па
  2,45
  2,45
  2,45

 

ТЕПЛОВОЙ СТАЦИОНАРНЫЙ РАСЧЕТ НА МАКСИМАЛЬНОМ РЕЖИМЕ

 

Открываем сохраненную модель диска с валами. Задаем вид расчета – термический (THERMAL), тип элементов - четырехузловой PLANE55. В опциях элемента задаем осесимметричность.

 

Расчет граничных условий:

 

1) Задание температуры среды:

 

2) Расчет коэффициента теплоотдачи:

 

Рассчитанные значения ГУ занесены в таблицу 4.1

 

Таблица 4.1 – Значение ГУ на участках диска

N R, м U, м/с Tcp, C μ, Па*с λ, Вт/м*К Re Nu α, Вт/м3*К*час Е, Мпа
  0,06736 100,8   2,75E-05 0,0403 3,60E+06 3640,98   1,829E+11
  0,10277 153,8   2,76E-05 0,0405 8,23E+06 7052,92   1,822E+11
  0,15156 226,8   2,79E-05 0,0410 1,72E+07 12744,89   1,808E+11
  0,20545 307,5   2,84E-05 0,0418 2,99E+07 19818,50   1,786E+11
  0,25798 386,1   2,90E-05 0,0428 4,41E+07 26987,26   1,756E+11
  0,28027 419,5   2,93E-05 0,0433 5,03E+07 30001,64   1,741E+11
  0,29053 434,8   2,94E-05 0,0436 5,32E+07 31371,25   1,734E+11
  0,25676 384,3   2,90E-05 0,0428 4,37E+07 26821,13   1,757E+11
  0,19286 288,7   2,82E-05 0,0416 2,68E+07 18121,74   1,792E+11
  0,15403 230,5   2,79E-05 0,0411 1,78E+07 13055,32   1,807E+11
  0,09633 144,2   2,76E-05 0,0405 7,26E+06 6379,06   1,824E+11
  0,10213 152,9   2,76E-05 0,0405 8,13E+06 6985,00   1,823E+11
  0,06572 98,4   2,75E-05 0,0403 3,43E+06 3502,06   1,829E+11

 

Полученные коэффициенты теплоотдачи и температуры среды прикладываем к линиям соответствующим поверхностям деталей. Результаты расчета представлены на рисунке 4.1

Рисунок 4.1 – Поле температур на максимальном режиме

 

5. РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ, С УЧЕТОМ СТАЦИОНАРНОГО ТЕПЛА

 

Проводим расчет аналогичный тому, который описан в пункте 4.

Далее меняем вид расчета с термического на стационарный, тип элемента с PLANE55 на PLANE182. Во вкладке Preprocessor-Element Type-Switch Elem Type выбираем Thermal to Structural. Задаем температуру, рассчитанную в термической части данного расчета: Define Loads-Apply-Thermal-From Therm Analy выбираем файл с именем рабочего файла и расширением rth. Задаем контурную нагрузку, обороты и закрепление и проводим расчет. Результаты расчета приведены на рисунке 5.1.

 

Рисунок 5.1 – Термонапряженное состояние диска

 

Так как диск с валами соединен болтом, то при расчете максимальных напряжений в отверстии нужно учитывать коэффициент концентрации.

 

Таблица 5.1 – Напряжения в характерных точках отверстия под болт

Номер узла Максимальное напряжение в модели, Па Коэффициент концентрации Действующие напряжения, Па
  2,45
  2,45
  2,45

 

6. РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ, С УЧЕТОМ СТАЦИОНАРНОГО ТЕПЛА В SOLID WORKS

 

В программе Solid Works была построена сборка диска с валами КВД и ТНД. Далее создан сегмент с . К построенной модели приложили граничные условия и провели термический расчет.

Используя данные проведенного термического расчета, провели структурный, задавшись частотой вращения, контурной нагрузкой на ободе диска и закрепив модель от перемещений.

Результаты расчета представлены на рисунке 6.1.

 

Рисунок 6.1 – Расчет напряженного состояния в Solid Works

 

Таблица 6.1 – Напряжения в характерных точках отверстия под болт

Номер узла Действующие напряжения, Па
 
 
 

 

Напряжения в характерных точках, рассчитанные в программах ANSYS и SOLID WORKS различаются, так как в программе SOLID WORKS для расчета была использована трехмерная модель, а в программе ANSYS двухмерная.

 

7. НЕСТАЦИОНАРНЫЙ РАСЧЕТ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ

 

Открываем сохраненную модель диска с валами. Задаем вид расчета – термический (THERMAL), тип элементов - четырехузловой PLANE55. В опциях элемента задаем осесимметричность.

 

Рисунок 7.1 – Расчетная схема нестационарного режима

 

Рисунок 7.2 – Изменение температуры газа в зависимости от частоты вращения

 

Исходные данные для расчета:

1 участок – Земной малый газ – 840с

N T, С Коэф.теплоотдачи
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2 участок – Переходной участок – 10с

N T Коэф.теплоотдачи
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3 участок – Взлетный режим – 240с ГУ аналогичные переходному режиму.

Во вкладке Solution-Analysis Type выбираем Transient. Далее там же Sol’n Control. Задаем параметры расчета первого участка:

- время окончания расчета 840с;

- временной шаг 10с;

- характер приложения нагрузки – ступенчато (Stepped);

- запись каждого расчетного шага;

Далее прикладываем температурные нагрузки.

Записываем параметры первого участка Load Step Opts-Write LS File-1.

 

Далее Sol’n Control. Задаем параметры расчета второго участка:

- время окончания расчета 850с;

- временной шаг 1с;

- характер приложения нагрузки – линейно (Ramped);

- запись каждого расчетного шага;

Далее прикладываем температурные нагрузки.

Записываем параметры второго участка Load Step Opts-Write LS File-2.

 

Далее Sol’n Control. Задаем параметры расчета третьего участка:

- время окончания расчета 1090с;

- временной шаг 10с;

- характер приложения нагрузки – ступенчато (Stepped);

- запись каждого расчетного шага;

Далее прикладываем температурные нагрузки.

Записываем параметры третьего участка Load Step Opts-Write LS File-3.

 

Проводим расчет Solve-From LS Files. Задаем первый LS файл – 1, последний LS файл – 3 и шаг расчета 1 – считать каждый LS файл.

Результаты расчета приведены на рисунке 7.3.

Рисунок 7.3 – Поле температур

 

Рисунок 7.4 – График изменения температуры со временем на ступице

(узел 445) и на ободе диска(узел 617)

 

 

8. РАСЧЕТ ТЕРМОНАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ

 

Проводим расчет аналогичный тому, который был проведен в пункте 7.

Далее меняем вид расчета с термического на стационарный, тип элемента с PLANE55 на PLANE182. Во вкладке Preprocessor-Element Type-Switch Elem Type выбираем Thermal to Structural. Во вкладке Solution-Loads Step Opts выбираем Read From File. Считываем первый участок – записываем 1.

Задаем температуру, рассчитанную в термической части данного расчета: Define Loads-Apply-Thermal-From Therm Analy-выбираем файл с именем рабочего файла и расширением rth - указываем 1 LS файл. Задаем контурную нагрузку, обороты и закрепление. Записываем параметры первого участка Load Step Opts-Write LS File-1.

Аналогично два других участка и проводим расчет Solve-From LS Files. Задаем первый LS файл – 1, последний LS файл – 3 и шаг расчета 1 – считать каждый LS файл.

Результаты расчета приведены на рисунке 8.1.

Рисунок 8.1 – Поле напряжений

Рисунок 8.2 – График изменения напряжений со временем на ступице

(узел 446), в районе болта(узел 1914) и на ободе диска(узел 616)

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были проведены расчеты напряженно-деформированного и термонапряженного состояния диска в статике и динамике. Получено из статического расчета на прочность поле эквивалентных напряжений с максимальными значениями 1540МПа, в районе под нижним лабиринтным кольцом. В результате стационарного анализа термонапряженного состояния получено поле температур с максимальным значением 581oС в замковой части диска, а также эквивалентные напряжения с максимальным значением 1770МПа. Был проведен нестационарный анализ термонапряженного состояния и получены графики изменения температуры и напряжений по времени в трех точках: в замковой части, средней и в отверстии диска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: