Памятка для подготовки к пересказу текста




Алгоритмы.

Задание 1.Чтение текста.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

· выразительность речи во время чтения;

· соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;

· искажение / верное прочтение слов;

· темп чтения.

Признаки выразительного чтения

· умение соблюдать паузы и логические ударения, переда­ющие замысел автора;

· умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окра­ски;

· хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

· замены,

· пропусков,

· перестановки,

· добавления,

· искажения,

· повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.

4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.

5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.

7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Интонационная функция знаков препинания

№п/п Знаки препинания Роль Интонация
1. Точка Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.
2. Восклицательный знак. Передает соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения. Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.
3. Вопросительный знак. Передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.
4. Многоточие. Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершенности высказывания. Требует длительной паузы.
5. Запятая. Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.
6. Точка с запятой. Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения. Означает соединительную паузу. Голос понижается, но пауза короче, чем перед точкой.
7. Тире. Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире – понижается. Требует значительной паузы.
8. Двоеточие. Означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно этот знак является сигналом ее продолжения. Должна быть соединительная логическая пауза между поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части (перед двоеточием) – повышение тона.
9. Скобки. Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания. Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.
10. Кавычки. Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.
11. Абзац. Расчленяет текст с целью выделения его компонентов. Выделяется удлиненной разделительной паузой.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Памятка для подготовки к пересказу текста

1. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

2. Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.

3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.

4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.

5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).

2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)

3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).

4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).

5. В виде части предложения.

6. Введите цитату не полностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: