Технологическая карта сюжетно-ролевой игры __________________________ (возрастная категория детей ______________________________)
(разработала Серегина Татьяна Сергеевна, старший воспитатели МБДОУ г.Владимира «Детский сад № 84»)
Задачи: 1) Воспитательные: воспитываем отношение к чему-либо по теме игры 2) Развивающие: ¾ развиваем интерес к конкретной сюжетно-ролевой игре, воображение, самостоятельность, инициативность, коммуникативную компетентность (умение договариваться, согласовывать игровые замыслы и действия, учитывать мнение партнера по игре и т.п.); ¾ развиваем игровые умения и навыки: § в младшем дошкольном возрасте– парное взаимодействие, умение брать на себя роль и обозначать ее в речи, осуществлять игровые действия в соответствии с ролью, использовать предметы-заместители; § в среднем дошкольном возрасте – умение придумывать замысел игры, входить в воображаемую ситуацию, распределять роли, брать на себя роль, действовать в соответствии с ней до конца игры, подбирать игровые атрибуты, вести ролевой диалог, развивать сюжетную линию игры; § в старшем дошкольном возрасте - умение придумывать замысел игры, входить в воображаемую ситуацию, распределять роли, менять роль по ходу игры, вести ролевой диалог, развивать несколько сюжетных линий игры, вводить новые игровые темы и роли, умение создавать предметно-игровую среду, творчески осваивать и перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры. 3) Обучающие:формируем представления о чем-либо по теме игры | |||
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры(предварительная работа) | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре(предметно-игровая среда) | Роли / Игровые действия | «Банк идей»: варианты игровых ситуаций |
¾ Чтение художественной литературы ¾ Экскурсии ¾ Продуктивная деятельность, творческая мастерская – изготовление атрибутов к игре ¾ Беседы, рассказ воспитателя об игре детей, проблемные ситуации ¾ Рассматривание чего-либо ¾ Игры-инсценировки, сюжетно-дидактические игры ¾ Творческие, дидактические, имитационные и др. игры ¾ Составление рассказов ¾ Планирование игры с детьми (моделирование) Ориентируемся на роли и игровые ситуации(как подготовить ребенка к реализации роли или развитию сюжета?) | ¾ Образные игрушки ¾ Предметы оперирования ¾ Маркеры игрового пространства ¾ Предметы-заместители, неоформленный игровой материал Ориентируемся на роли – что нужно для реализации той или иной роли? | Перечисление игровых ролей и вариантов игровых действий в соответствии с ролью (кто и что делает в игре?) | Варианты игровых ситуаций, тем, сюжетных линий: ¾ Что может произойти в игре? ¾ С какой другой игрой она может пересечься? Можно использовать прием «А если…», наводящие вопросы, рассуждения, вводить новые роли, события |
Примерное содержание сюжетно-ролевой игры (краткий ход, план основных игровых действий) |
Как играть? Записывается ход основных игровых событий, действий, их последовательность (что сначала, что потом) 1. 2. 3. |
Взаимодействие с родителями в процессе игры |
¾ Рекомендации по взаимодействию с ребенком дома по теме игры ¾ Помощь в чем-либо, изготовление атрибутов ¾ Совместная деятельность (день открытых дверей, «гость группы», мастер-класс, творческая мастерская и пр.) ¾ Просветительская работа (консультация, семинар-практикум, тематическое родительское собрание и т.п.) ¾ Наглядная информация (маршрутный лист, буклет, памятка, ширма, рубрика в родительском уголке, картотеки и др.) |
Алгоритм использования технологической карты для организации (сопровождения) сюжетно-ролевой игры |
Шаг 1. Определение темы игры и возрастной категории детей, формулировка конкретных задач, изучение и корректировка содержания технологической карты Шаг 2. Вовлечение детей и родителей в игру, мотивация Шаг 3. Организация предварительной работы с детьми, обогащение ее содержания, моделирование игры с детьми, совместная «доработка» плана игры (обсуждение ролей, атрибутов, содержания, сюжетных линий, игровых ситуаций, игровых действий) Шаг 4. Подготовка предметно-игровой среды: подбор и изготовление необходимых атрибутов для игры, оформление игрового пространства Шаг 5. Сюжетно-ролевая игра (сначала совместная с педагогом, где взрослый – играющий партнер, потом самостоятельная, где взрослый координатор игры или наблюдатель, поддерживающий игровую инициативу детей) |
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «________________________» (возрастная категория детей _________ лет)
|
|
Задачи: | |||
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре(предметно-игровая среда) | Роли / Игровые действия | Банк идей: варианты игровых ситуаций, тем |
Примерное содержание сюжетно-ролевой игры (краткий ход, план основных игровых действий) | |||
Взаимодействие с родителями в процессе игры | |||
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Автомастерская «Безопасное колесо» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)
|
Задачи: § воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, уважение и ценностное отношение к труду взрослых; § поддерживать интерес к играм с элементами ПДД, вызвать желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре; § расширять представления о труде транспортников, знакомить с профессиями автослесаря, автомеханика; § закреплять представления о транспорте, правилах дорожного движения, формировать элементарные навыки безопасного поведения на дороге (нельзя ездить на неисправном автомобиле); § формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре. | |||
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре(предметно-игровая среда) | Роли / Игровые действия | Банк идей: варианты игровых ситуаций, тем |
§ Виртуальная экскурсия «В автомастерской» § «Гость группы»: встреча с папой-автолюбителем: показ автомобиля, инструментов, рассказ об устройстве машины, о том, как ее чинить § Рассматривание картинок с изображением деталей машин и инструментов для их ремонта § Загадывание загадок про машины и их детали, чтение рассказа Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» § Дидактические игры «Узнай автомобиль по силуэту», «Подбери инструменты», «Подбери колесо к машине», «Почини машину» § Продуктивная деятельность: совместное изготовление техталонов § Игра-соревнование «Кто быстрее соберет автомобиль» § Игровые задания в уголке ИЗО: ¾ «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль» ¾ «Мастерская по покраске автомобилей» § Игра на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?» § Творческие задания «Если машина поломалась…», «Хороший механик» | ¾ Ширма-трансформер ¾ Вывеска, картинки по теме игры ¾ Накидки или жилеты для работников автомастерской ¾ Транспортные игрушки (машины) ¾ Трос для эвакуации машин ¾ Инструменты для ремонта машин, запчасти ¾ Инвентарь для мойки автомобилей ¾ Оборудование для заправки автомобилей бензином ¾ Телефоны, дорожные знаки, стойки для огораживания места ремонта машины, «деньги» ¾ Предметы-заместители, неоформленный игровой материал ¾ Напольный строитель | § Водители (клиенты): ведут автомобили, рулят, подают сигналы, заезжают на техническое обслуживание и ремонт. § Водитель эвакуатора: получает от диспетчера заказ на буксировку автомобиля, буксирует автомобиль до станции технического обслуживания § Диспетчер:принимает телефонные звонки, получает вызовы от водителей о поломке, передает заказы водителю эвакуатора. § Мастер-автослесарь:осуществляет техническое обслуживание и ремонт, меняет колеса, красит машины, определяет сроки и стоимость технического обслуживания и ремонта, берет деньги за услуги. § Мойщик автомобилей: моет автомобиль, определяет сроки и стоимость мойки в зависимости от загрязненности, берет деньги за услуги. § Заправщик автомобилей: заправляет машины бензином, берет деньги за услуги. § Автоинспектор: проверяет техталоны, направляет на техосмотр. | ¾ «Ремонт машины в автомастерской» ¾ «Техосмотр проходим дружно – всем шоферам это нужно!» ¾ «Чисто моем мы машины и накачиваем шины!» ¾ «Авторемонтная бригада на выезде» ¾ «Колеса меняем, бензином заправляем» ¾ «Если с машиной случилась беда – эвакуатор поможет всегда!» ¾ «Мастерская по покраске автомобилей» ¾ «Поломка автомобиля на дороге» |
Примерное содержание сюжетно-ролевой игры (краткий ход, план основных игровых действий) |
1) Автомастерская открывается 2) Рабочие готовят инструменты для ремонта машин 3) Приезжает клиент, рассказывает автослесарю о своей проблеме с машиной (надо поменять колеса, накачать шины, отремонтировать мотор, покрасить автомобиль, пройти техосмотр и пр.) 4) Автослесарь осматривает машину, чинит ее, после починки клиент расплачивается и уезжает 5) Другие клиенты заезжают на бензозапраку (рабочий заправляет их машины бензином) или на автомойку (сотрудник автомойки моет машины) 6) В это время поступает звонок на телефон: на дороге сломалась машина. На место поломки выезжает эвакуатор, доставляет сломанную машину в автомастерскую, автослесарь осматривает ее и ремонтирует, водитель приобретает нужные запчасти 7) Поступает следующий звонок на телефон: клиент просит осмотреть и отремонтировать его машину в гараже (она не заводится или прокололось колесо). Авторемонтная бригада выезжает на ремонт машины по заказу 8) «Вечером» автомастерская закрывается |
Взаимодействие с родителями в процессе игры |
1) Оказание помощи в сборе или изготовлении атрибутов к игре (картинки, инструменты, транспортные игрушки и пр.) 2) Оказание помощи в показе автомобиля и рассказе о его устройстве – в качестве «гостя группы» пригласить папу-автолюбителя 3) Консультация «Автокресло выбираем – безопасность соблюдаем!» 4) Рекомендовать родителям дома: § сходить вместе с ребенком в автомастерскую или гараж; § познакомить ребенка с устройством автомобиля, с инструментами для его ремонта; § показать, как меняют колесо или чинят сломавшиеся детали; § объяснить необходимость технического осмотра автомобиля; § рассказать, что может случиться на дороге, если машина неисправна; § понаблюдать за работой эвакуатора или посмотреть видеосюжет об этом и др. |
Маршрутный лист для родителей по теме сюжетно-ролевой игры «______________________________________»
(разработала Серегина Татьяна Сергеевна, старший воспитатели МБДОУ г.Владимира «Детский сад № 84»)
Мама, папа, помогайте – с нами весело играйте! Тема сюжетно-ролевой игры: «_____________________________________________________» Срок подготовки и проведения игры: с ___________ по ___________ 20___ года | ||
Основные задачи: | Мы хотим узнать: | Для этого мы: |
¾ Будем беседовать о … ¾ Будем читать рассказы и стихи по теме ¾ Пойдем на экскурсию … ¾ Соберем и будем рассматривать коллекцию ….. ¾ Пригласим в гости папу, который расскажет нам о …. ¾ Поиграем в разные игры ¾ Построим……. | ||
Дома всей семьей мы можем: | Нам нужна ваша помощь: | Итоговое событие: |
¾ Рассмотреть с ребенком ……. ¾ Познакомить ребенка с некоторыми правилами дорожного движения, с ….. ¾ Сходить с ребенком на прогулку к дороге и понаблюдать за ….. ¾ Посетить автомастерскую или сходить с ребенком в гараж, показать и рассказать, как ремонтируют автомобиль ¾ Посмотреть всей семьей мультфильм / видеофильм ….. ¾ Почитать рассказы и стихи о ….. | ¾ В сборе …… ¾ В изготовлении ……. ¾ В показе автомобиля, его деталей и инструментов для ремонта…. ¾ В постройке улиц города… | Сюжетно-ролевая игра «________________________» состоится __________ в _______ Очень рады мы друзьям – приходите в гости к нам! |