Методические указания к проведению игр на уроках математики в 1 классе.




Александровой Софьи НОЛк-219

Какие дидактические игры можно использовать на этапе закрепления таблиц сложения и вычитания? Опишите методику проведения игр на уроке.

Цель, сущность дидактической игры.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.

Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью. В играх-упражнениях она выражена явно.

Методические указания к проведению игр на уроках математики в 1 классе.

Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса.

Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Игра может быть проведена на любом этапе урока.

Все отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.

По изучению «Нумерация чисел от 1 до 10» используются такие игры «Составим поезд», «Построим домик» и др. В разделе «Табличное сложение и вычитание» можно применять большое количество игр, направленных на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.)

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

 

· Числовые домики

Цель. Обобщение приёмов сложения и вычитания в пределах 10. Оснащение. Числовые домики и карточки с примерами.

Содержание. На доске висят изображения домиков с номерами 7 и 8. ученик заселяет новостройки жителями (примерами), соответствующими номеру каждого дома. Карточки с примерами лежат на столе. Ученик, сосчитав пример, записанный на карточке, вставляет его в кармашек соответствующего домика.

Примеры: 1 + 6 3 + 5 4 + 4 10 – 2 3 + 4 10 – 3 2 + 5 9 – 2

· «Составь круговые примеры»

-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По

Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8+2=10 1+7=8 4+5=9

 

· "Занимательные квадраты"

Цель: закрепление навыков сложения и состава чисел в пределах 20.

Предлагаю сложить числа, расположенные в рядах, столбиках, по диагоналям. Учащиеся убеждаются, что сумма во всех случаях получилась одинаковой.

                     
                 
                 

 

· "Математический лабиринт"

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.

Помогите Мишке проехать по математическому лабиринту до бочки с медом.

На левой стороне доски располагается рисунок с изображением "медведя", с правой стороны - "бочонок с медом". Между ними произвольно разбросаны кружочки с примерами: 8+6; 13-7; 8+5; 14-3; 14-8; 18-8; 13-8. Детям предлагается соединить стрелочками примеры, решив их и помочь "Мишке" добраться до заветной "Бочки меда".

· Игра «Проверь Незнайку»

Цель. Закрепление переместительного свойства сложения.

Оборудование. Рисунки вагонов «домино»

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что в класс пришел Незнайка, сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предлагает детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют следующие примеры:

Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки. Меняют вагоны местами. Снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.

 

· Игра «Глаз-фотограф»

Цель. Закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10.

Содержание игры. Учитель при изучении любой таблицы сложения и вычитания отводит определенное время на их запоминание. Чтобы оно стало более продуктивным и целенаправленным, он вводит элемент игры. Учитель говорит детям, что в этой игре он проверит, у кого глаз, как фотограф, сфотографирует таблицу сложения и вычитания (ученик должен запомнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5—7 мин ответы примеров стираются, учитель спрашивает по порядку учащихся, они воспроизводят таблицу сложения и вычитания вразбивку (примеры составляют дети).

· Игра «Каждой игрушке - свое место»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания чисел.

Оборудование. Рисунки игрушек.

Содержание игры. Учитель размещает на магнитной доске рисунки игрушек в 2 ряда, в центре полочку с номерами. Место каждой игрушки дети узнают, решив пример, записанный под игрушкой, и поставят ее на свое место на полочке.

 

· Игра «Сколько нас без одного?»

Цель. Учить детей приему вычитания по 1.

Содержание игры. Учащиеся выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего семь ребят. «Нас семь», — говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?» Все ученики класса должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Класс: «Осталось пять» и т.д.

· Игра «Лучший летчик»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Оборудование. Рисунки самолетов.

Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняет у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к намеченной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты.

«Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика».

(В. Корыстылев, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, ниже их — рисунки самолетов. Выше каждого примера 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

 

 

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает к доске 3-х летчиков, остальные — контролеры. Каждый из них производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (проводит линию к правильному ответу). Каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся ее итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примера, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок звезды. Допущенные ошибки анализируются.

· Игра «Кто из них прав?»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Оборудование. Куклы, наборное полотно, таблички с цифрами.

На наборном полотне выставляются изображения: Буратино, матрешки, мартышки.

Содержание игры. Учитель пишет на доске или составляет из цифр на наборном полотне пример и предлагает решить его учащимся:

5 – 3= (11 – 3=).

Около кукол учитель ставит таблички с цифрами.

Например, на табличках 3, 2, 1. Учитель спрашивает: «Кто из них прав? Кто решил пример правильно?» Учащиеся должны доказать правильность ответа одной из кукол, решив пример (с помощью дидактического материала).

· Игра «Навстречу друг другу»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Содержание игры. Учитель заранее записывает на доске пять—семь примеров, причем примеры записываются в строчку с промежутком для ответа. Например: 4+5= 3 - 2= 7 - 2= 8 + 2= 4 - 3= 6 + 2 =

(или 14 + 15 = 9 + 3 = 20 - 12 = 15 - 7 = 20 - 15 = 8 + 4 = 18 + 2 =).

К доске выходят два ученика, учитель открывает примеры и дает команду начинать решение. Один ученик начинает решать слева, а другой — справа, т.е. навстречу друг другу. Кто решит правильно больше примеров, тот выиграл.

· Игра «Карусели»

Цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.

Оборудование. Картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш. Вылепленные детьми из пластилина фигурки разных зверюшек.

Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют пару примеров на сложение:

3+2 = 5 2 + 3=5

Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составлять пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

 

· "Помоги зимующим птицам"

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.

На доске картинки с изображением зимующих птиц и кормушка. У каждого ученика на парте конверт, в котором находится по 6-7 карточек с кружочками "зернышек". Дети знают, что птицам зимой голодно и, поэтому их надо подкармливать. На "зернах"-кружочках желтого цвета записаны примеры. Их нужно решить, если правильно решен пример, дети кладут "зерно" в кормушку.

 

· Волшебная яблоня

Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка. Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок. Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.

Содержание. На доске висит изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере. 2 + □ = 5 4 + 2 = □ □ – 3 = 6 и т. п. Ученик вспоминает примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывает яблоко с этим числом и вставляет в окошечки.

· Игра «Цепочка»

I вариант

Цель. Воспроизведение примеров прибавления и вычитания единицы по памяти.

Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т. д.

II вариант

Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т. д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.

 

· Игра «Составим поезд (I вариант)»

Цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я — первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один — это три». И т. д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного — два. Два без одного — один». И т. д.

Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.

Игра «Составим поезд (II вариант)»

Цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга — кладут правую руку на плечо впередистоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще I (девочка).

Учитель записывает пример вида:

5 + 2 = 7

5+1+1

Дети проговаривают прием прибавления 2. Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:

5-2=3

5-1-1

Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

 

· Игра «Одни да один»

Цель. Учить детей приему прибавления и вычитания по 1.

Содержание игры. Учащиеся выстраиваются в ряд лицом к классу (количество учащихся определяется числом, до которого они умеют считать).

Первый ученик делает шаг вперед и говорит: «Я - один. Второй ученик делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два». Третий ученик делает шаг вперед и говорит: «Два да один будет три» и т.д.

В игре учащиеся уясняют, что каждое последующее число образуется из предыдущего путем присчитывания одной единицы.

 

· Игра «Маятник»

Цель. Учить детей приему прибавления и вычитания по 1.

Содержание игры. Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? (Время.) Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.

Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида:

5 + 2=…, 7—3=…, 6 + 4=…, 9 — 3= и т. д.

Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т. д.

Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.

Аналогично дети, покачиваясь, отсчитывают по 1.

Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами.

· Игра «Арифметический бег по числовому ряду»

Цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания 2, 3, 4 с опорой на числовой ряд (выставляются цифры на наборном полотне).

Содержание игры. Перед началом игры учитель проводит беседу: «Прибавляя единицу, какое число получаем? (Следующее.) Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько чисел мы продвинемся от него вправо по числовому ряду? (На 2 числа.) Если вычтем из числа 2 единицы, то на сколько чисел продвинемся влево от него по числовому ряду? (На 2 числа.) И т. д. Называя числа и составляя примеры, учитель предлагает детям бежать глазами вправо по числовому ряду, если к числу прибавляют несколько единиц, или влево, если из него вычитают. Например, 7 + 3. На какое число в числовом ряду надо посмотреть сначала? (На число 7.) Затем куда глазами побежите? (Вправо.) Сколько чисел надо отсчитать от числа 7, не считая его? (3 числа.) Третье число будет ответом. Если из 7 надо вычесть 3, то куда побежите глазами от числа 7? (Влево.) Сколько чисел надо пробежать влево, не считая числа 7? (3 числа.) Третье число слева от числа 7 будет ответом».

Далее учитель составляет пары примеров на сложение и вычитание, дети называют результат каждого примера:

4 + 3=7 5 + 4 = 9 7 + 3=10 4-3=1 5-4=1 7-3= 4 т. д.

· Игра «Математическая рыбалка»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания впределах 10, воспроизведение их на память.

Оборудование. Рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

 

· «Составь меню для Робина-Бобина-Барабека»

Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый.

Изменился человек,

Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Ест он фрукты с овощами.

10 килограммов он

Вносит за день в рацион.

Что ж при этом он съедает?

Кто из вас скорей узнает?

На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:

6-4= 2+6=

2+7= 10-5=

8-3= 8-7=

2+4= 9-6=

9-3= 10-6=

Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.

 

· «Лесная школа.»

-закрепление таблицы сложения.

Вот так чудо из чудес,

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Волк учитель очень строг.

Кто какой пример решал?

Кто, ребята, отгадал?

Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4. Например, ответ:2, пример 6-4.

· Игра «День и ночь»

Цель. Воспроизведение приемов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.

Содержание игры. Учитель записывает числовой ряд на доске: 0123456789 10. Предлагая детям примеры, при слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, ли влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например, «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День! (6)».

· «Веселый счет»

Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».

· «Полет в космос»

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: