Метод сокращённой системы фонем




I. Характеристика концентрического метода обучения произношению детей с нарушениями слуха. Особенность действующего в современных коррекционных учреждениях I и II вида вариантааналитико-синтетического метода состоит в его концентрическом характере. Это выражается в своеобразном подходе к формированию у детей произносительной структуры слов и в связи с этим к отбору речевого материала для его планомерной отработки в устной форме. Концентрический метод обучения произношению разработан Ниной Феодосьевной Слезиной под руководством Фёдора Фёдоровича Рау (1952). В основу концентрического метода положена закономерность усвоения произносительной стороны речи в норме. Это означает, что недоступный для ребёнка речевой материал (лексические единицы) в течение определённого времени может воспроизводиться приближённо. Первоначальное обучение произношению глухих без речи состоит из двух концентров. 1 концентр реализуется в начале работы по обучению произношению и предполагает овладение детьми 17-тью основными звуками языка; 2 концентр предполагает закрепление произносительных навыков детей. Итак, первоначально от детей требуют точного воспроизведения 17-ти основных звуков. Эти звуки составляют сокращённую систему фонем. Среди основных звуков 5 гласных: а, о, у, э, и, а также 12 согласных: п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (l), р. Данные звуки являются основными, поскольку они чётко различаются по артикуляции. Перечисленные звуки наиболее легки для усвоения, чем другие, близкие к ним.

По отношению к звукам, не входящим в число основных, временно допускаются их замены. Данные замены считаются регламентированными.

Для детей школьного возраста действуют нижеследующие регламентированные замены (см. таблицу).

Основные фонемы (звуки) а о у э и п т к ф с ш х в л (l) р м н
Заменя емые фонемы (звуки)         ы й п б б т д д к г г ф с з з ц щ ж ч   х в л р м н

Примечание: курсивом обозначена мягкость

III. Использование сокращённой системы фонем в процессе работы с глухими детьми дошкольного возраста.

В дошкольный период состав регламентированных замен несколько расширен по сравнению со школой (Эмилия Ивановна Леонгард). Здесь к регламентированным отнесены замены

- звуков р и л полумягким l;

- х согласным к;

звука ш на лабиализованное с;

звука в глухим ф.

Замены, не предусмотренные сокращённой системой фонем, появившиеся в речи детей спонтанно и не являющиеся грубыми дефектами, отнесены к допустимым.

Отличаясь от регламентированных замен, допустимые укладываются в определённые нормативы:

- замена звука и на звук э;

- межзубная артикуляция звуков т, н, с (включая замену звука ш) межзубным лабиализованным с;

- замена вибранта р фрикативным или одноударным р;

- замена звуков т, к на п;

- замена п согласным м;

- замена фрикативного с взрывным т;

- замена ш щёчным ш или лабиализацией без голоса;

Замены, в которых грубо нарушен характер артикуляции, считаются дефектными. К ним отнесены следующие:

- ы-образные и э-образные гласные;

- сонантность (замена ряда согласных звуков полугласным Й);

- боковые артикуляции звуков;

- универсальное озвончение (замена всех глухих согласных звонкими);

- закрытая гнусавость (замена носовых согласных ротовыми);

- горловое р.

В самостоятельной речи детей с нар. слухом к 4 – 4,5 годам могут сосуществовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменён звуком т, а в слове стол звук с произносится с межзубной артикуляцией). Кроме того, в первое время обучения ребёнка с нар. слухом в ДОУ разрешается упрощение произношения длинных или сложных по своей структуре слов путём их усечения, редукции. Так, в речи дошкольников в конце 1 года обучения временно допускается редуцированное воспроизведение звукового состава ряда слов. Например: СУП – УП; УШИ – У; ШКАФ – АФ; ДАЙ – ТА и т.п. Известно, что данного рода редукция слов имеет место в норме, на ранних этапах формирования речи детей.

IV. Полисенсорный характер метода сокращённой системы фонем.

С точки зрения использования различных анализаторов концентрический метод является мультисенсорным (полисенсорным), т.е. предполагает более полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов, пригодных для приёма речевых сигналов. Применительно к формированию произношения мультисенсорный метод выражается в широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней (в том числе при помощи технических средств обучения). Таким образом, из существующих в русском языке 42 –ух фонем глухой ребёнок первоначально (в соответствии с концентрическим методом и сокращённой системой фонем) усваивает только 17, а 25 могут замещаться.

Задание. Составьте и заполните схему «Виды замен звуков и характеристика видов».

   

Кохлеарная имплантация

Кратко об истории развития метода кохлеарной имплантации

Еще в семнадцатом веке Вольт высказывал предположение о том, что слуховое ощущение может быть обеспечено электрической стимуляцией. После этого прошло около двух столетий до тех пор, когда Djourno и Eyries во Франции в 1957 году и Zollner и Keidel в Германии в 1963 году задумались о кохлеарной имплантации как о концепции, развили конкретные идеи и провели первые эксперименты.

Через несколько лет в печати появились статьи с данными экспериментов на животных. Факты, полученные в этих экспериментах о том, что электроды могут быть введены в улитку с минимальной травмой, что их длительное пребывание, а также электростимуляция могут не вызывать гибели или восходящей дегенерации вышележащих отделов слухового анализатора, позволили ряду исследователей сделать следующий серьезный шаг в развитии клинического направления кохлеарной имплантации: провести по несколько операций глухим людям.

Первые работы о попытках электродного протезирования улитки у людей (F.Simmons,1966) вызвали много вопросов и противоречивых суждений. Имплантация электродов сопряжена с целым рядом трудностей, связанных с малыми размерами улитки, опасностью травмы ее внутренних структур, спиралеобразным направлением завитков, возможностью коррозирования материала, как следствия электролиза, выбором подходящих изоляционных материалов и т.д. Поэтому понятен первоначальный пессимизм в отношении возможностей внутриулиточной имплантации и определенное преувеличение опасностей, к которым она могла бы привести.

Следующие десять лет наиболее полноценно работали группы под руководством W.House (США), G.Clark (Австралия), C.Chouard (Франция), K.Burian (Австрия) и др.

Примерно с 1976 года одни группы (например, в США и Франции) перешли к широкому клиническому внедрению метода на достигнутом ими уровне. Усилия были сконцентрированы на том, чтобы провести операции максимальному количеству больных, хотя бы и на сравнительно ранней стадии конструирования кохлеарных протезов.

Другие группы, в том числе и московская, под руководством М.Р.Богомильского (1982), не стремились к значительному увеличению числа имплантаций, видя главную цель в совершенствовании кохлеарных протезов. Для получения максимальной эффективности, модернизируя имплантируемые устройства от операции к операции, они вели с оперированными кропотливую работу по совершенствованию преобразователей и анализу других аспектов проблемы.

Возможности, преимущества и недостатки метода кохлеарной имплантации.

Имплант обычно обеспечивает:

· Восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к нормальным порогам слышимости. Технически не составляет труда понизить эти пороги вплоть до 0 дБ путем соответствующего программирования речевого процессора. Однако на практике компромисс между порогом слухового восприятия и разборчивостью речи обычно достигается с имплантом при порогах в 30-40 дБ.

· Значительное улучшение в определении нормальных, ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь, дверной звонок, звуки мотора или гудка автомобиля, телефонные звонки, шум водяной струи из водопровода, телефонные звонки, собачий лай и др.

· Психологический “прорыв” в мир звуков. Пациенты говорят: “Я начал слышать”, поскольку воспринимаемая ими громкость окружающих звуков обычно значительно превышает громкость тех же звуков при использовании даже оптимально подобранного слухового аппарата. Рассказывая о чем-либо в прошлом, используют выражение: “Когда я был глухой,…”.

Уровень слухового восприятия речи варьирует у имплантированных в очень широких пределах. И все-таки большинство заметно лучше понимают собеседника за счет комбинации повышенных слуховых возможностей и (поэтому) более быстрого и точного считывания речи с губ.

По данным международной группы Nucleus:

· около половины имплантированных имеют значительное улучшение распознавания речи на слух (без чтения с губ);

· около половины пациентов способны общаться по телефону.

Преимущества метода по сравнению с использованием оптимально подобранного слухового аппарата:

Многоканальный имплант может восстановить частотную селективность (способность выделения одновременно присутствующих в акустическом сигнале частот) слуха до такой степени, которая достаточна для распознавания речевых фонем. Слуховые аппараты этого обеспечить принципиально не могут.

Применение импланта исключает появление акустической обратной связи и, следовательно, обеспечивает возможность восприятия более тихих звуков разговорной речи.

Имплант способен передавать информацию о более высоких частотах речи. Не существует технических ограничений для кодирования необходимых высоких частот в речевом процессоре.

Недостатки метода:

· Чрезвычайная межиндивидуальная вариабельность результатов восприятия речи на слух, в связи с чем невозможен в настоящее время их точный прогноз.

· Электрическая стимуляция волокон слухового нерва принципиально отличается от звуковой стимуляции в случае нормально функционирующей улитки. Требуется время, иногда длительное, для “привыкания” к новым звукам.

· Возможны сложности со слуховым восприятием музыки или речи при скоплении людей, на больших расстояниях. Преодоление этого недостатка возможно с прогрессом в области электронных технологий.

· Высокая стоимость имплатных систем (на 2002 год для России изготовителями Nucleus цена снижена до 10 000 долларов США, - примечание составителей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: