1. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.
ВИД | ФУНКЦИИ | |
1) чувствительные 2) вставочные 3) двигательные | А) преобразуют раздражения в нервные импульсы Б) передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов В) осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге Г) передают их мышцам, железам и другим исполнительным органам |
1. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
ФУНКЦИЯ | ПРИМЕРЫ | |
1) рефлекторная 2) проводниковая | А) коленный рефлекс Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной В) разгибание конечностей Г) отдергивание руки от горячего предмета Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей |
2. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
ТИПЫРЕФЛЕКСОВ | ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ | |
1) условные 2) безусловные | А) передаются по наследству Б) не передаются по наследству В) приобретаются в течение жизни Г) врождённые Д) характерны для всех особей вида Е) индивидуальны для каждой особи |
4. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | |
1) симпатическая 2) парасимпатическая | А) сужает сосуды кожи Б) замедляет ритм работы сердца В) сужает бронхи Г) расширяет зрачки |
3. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.
ОТРОСТОК НЕЙРОНА | СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ | |
1) аксон 2) дендрит | А) проводит сигнал к телу нейрона Б) снаружи покрыт миелиновой оболочкой В) короткий и сильно ветвится Г) участвует в образовании нервных волокон Д) проводит сигнал от тела нейрона |
6. Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.
|
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | СВОЙСТВА | |
1) соматическая 2) вегетативная | А) иннервирует кожу и скелетные мышцы Б) иннервирует все внутренние органы В) способствует поддержанию связи организма с внешней средой Г) регулирует обменные процессы, рост организма Д) действия подконтрольны сознанию (произвольны) Е) действия неподвластны сознанию (автономны) |
7. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
ФУНКЦИИ СПИННОГО МОЗГА | ПРИМЕРЫНЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1) рефлекторная 2) проводниковая | А) коленный рефлекс Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной В) разгибание конечностей Г) отдёргивание руки от горячего предмета Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей |
8. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.
СТРОЕНИЕ | ФУНКЦИЯ | |
1) продолговатый мозг 2) передний мозг | А) содержит дыхательный центр Б) поверхность поделена на доли В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы Д) содержит центры защитных реакций организма — кашля и чихания |
9. Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.
|
ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) направляет импульсы к скелетным мышцам Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов В) обеспечивает перемещение тела в пространстве Г) регулирует работу сердца Д) регулирует работу пищеварительных желёз | 1) соматическая 2) вегетативная |
10. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы человека и отделом, выполняющим данную функцию.
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы Б) отвечает за выработку условных рефлексов В) содержит дыхательный центр Г) анализирует зрительные и слуховые раздражения Д) запускает реакцию кашля и чихания Е) контролирует тонкие движения пальцев | 1) продолговатый мозг 2) кора головного мозга |
11. Установите соответствие между системой органов человека и характерными для нее строением и функциями: пищеварительной и нервной.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ | СИСТЕМА ОРГАНОВ | |
A) в системе происходит расщепление пептидов Б) в системе происходит проведение электрического импульса B) состоит из клеток одной ткани Г) состоит из клеток нескольких тканей Д) клетки могут иметь длину более 1 метра Е) общая протяжённость у взрослого человека достигает 10 метров | 1) пищеварительная 2) нервная |
12. Установите соответствие между функциями и отделами головного мозга человека.
ФУНКЦИИ | ОТДЕЛЫ | |
A) координация движений Б) регуляция дыхания B) регуляция пищеварения Г) первичная обработка зрительной и слуховой информации Д) поддержание равновесия тела Е) осуществление ориентировочного рефлекса | 1) продолговатый мозг 2) мозжечок 3) средний мозг |
13. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы и отделом.
|
ФУНКЦИЯ ОТДЕЛА | ОТДЕЛ | |
А) иннервирует скелетную мускулатуру Б) подконтрольна сознанию В) автономна Г) центры расположены в промежуточном, продолговатом и спинном мозге Д) вне центральной нервной системы вторых узлов (ганглиев) нет | 1) соматическая нервная система 2) вегетативная нервная система |
14. Установите соответствие между эффектом воздействия отдела вегетативной нервной системы и отделом.
ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
A) расширяет зрачки Б) сужает зрачки B) повышает амплитуду сердечных сокращений Г) снижает кровяное давление Д) уменьшает вентиляцию лёгких | 1) симпатическая 2) парасимпатическая |
15. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы человека и отделом, выполняющим эту функцию.
ФУНКЦИЯ | ОТДЕЛ | |
А) расширяет зрачки, уменьшает слюноотделение Б) увеличивает частоту сердечных сокращений В) усиливает перистальтику кишечника Г) снижает артериальное давление Д) стимулирует секрецию пищеварительных соков Е) вызывает сокращение мышц, поднимающих волосы | 1) симпатический 2) парасимпатический |
16. Установите соответствие между особенностью регуляции и отделом нервной системы, который ее осуществляет.
РЕГУЛЯЦИЯ | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
A) регулирует работу скелетных мышц Б) регулирует процессы обмена веществ B) обеспечивает произвольные движения Г) осуществляется автономно независимо от желания человека Д) контролирует деятельность гладкой мускулатуры | 1) вегетативный 2) соматический |
17. Установите соответствие между особенностью строения, функцией головного мозга и отделом, для которого они характерны.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА | ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА | |
А) является продолжением спинного мозга Б) состоит из парных полушарий В) обеспечивает координацию движений Г) регулирует процессы дыхания, пищеварения, кровообращения Д) обеспечивает защитные безусловные рефлексы: чихание, кашель, рвоту | 1) мозжечок 2) продолговатый мозг |
18. Установите соответствие между функцией отдела головного мозга человека и отделом, для которого эта функция характерна.
ОТДЕЛ | ОТДЕЛ | |
А) регуляция непроизвольного дыхания Б) регуляция и контроль тонких движений пальцев В) анализ зрительных раздражений Г) регуляция сердечно-сосудистой деятельности Д) различение звуковых сигналов Е) регуляция пищеварения | 1) кора головного мозга 2) продолговатый мозг |
19. Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет.
ФУНКЦИЯ | ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) повышает частоту сердечных сокращений Б) уменьшает частоту дыхания В) стимулирует секрецию пищеварительных соков Г) стимулирует выброс адреналина в кровь Д) усиливает вентиляцию лёгких | 1) симпатический 2) парасимпатический |
20. Установите соответствие между путём проведения нервного импульса и функцией спинного мозга человека.
ПУТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА | ФУНКЦИЯ СПИННОГО МОЗГА |
А) переключение нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной В) восприятие нервного импульса чувствительным нейроном Г) передача нервного импульса из головного мозга в спинной Д) восприятие нервного импульса двигательным нейроном | 1) рефлекторная 2) проводниковая |
21. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом.
ПРИЗНАК РЕФЛЕКСА | ВИД РЕФЛЕКСА | |
А) имеет постоянные рефлекторные дуги Б) вырабатывается в процессе эволюции В) вырабатывается в течение жизни Г) не наследуется Д) рефлекторные дуги временные Е) групповой | 1) условный рефлекс 2) безусловный рефлекс |
22. Установите соответствие между функцией нервной системы и её видом.
ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ВИД НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) расширяет зрачки Б) уменьшает частоту сердечных сокращений В) уменьшает вентиляцию лёгких Г) усиливает потоотделение Д) стимулирует перистальтику кишечника Е) вызывает сокращение мышц, поднимающих волосы | 1) симпатическая 2) парасимпатическая |
23. Установите соответствие между примерами рефлексов и отделами центральной нервной системы, в которых находятся центры этих рефлексов.
ПРИМЕРЫРЕФЛЕКСОВ | ОТДЕЛЫЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
А) ахиллов рефлекс Б) подошвенный рефлекс В) сосательный рефлекс Г) зрачковый Д) дыхательный Е) мочевыделительный | 1) головной мозг 2) спинной мозг |
24. Установите соответствие между признаками структурных единиц и структурными единицами систем органов
ПРИЗНАК | СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА |
А) имеет отростки Б) имеет капсулу В) проводит электрический сигнал Г) есть извитой каналец Д) есть капиллярный клубочек Е) состоит из одной клетки | 1) нейрон 2) нефрон |
25. Установите соответствие между процессом, происходящим в структурной единице системы органов, и структурной единицей, в которой происходит данный процесс.
ПРОЦЕСС | СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА | |
А) фильтрация Б) возбуждение В) проведение импульса Г) обратное всасывание веществ Д) выделение гормонов-медиаторов Е) задержка крупных органических молекул | 1) нейрон 2) нефрон |
26. Установите соответствие между органами, и видами нервной системы, которые контролируют их деятельность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УПРАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНЫ | ВИДЫНЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) мочевой пузырь Б) печень В) бицепсы Г) жевательные и височные мышцы Д) кишечник Е) глазодвигательные мышцы | 1) соматическая 2) вегетативная |
27. Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ |
А) обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов Б) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, поворот головы В) регулирует деятельность дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем Г) регуляция мышечного тонуса и позы тела Д) обеспечивает защитные рефлексы чихания, моргания, кашля, рвоты Е) сбор и оценка всей информации, посту- пающей от органов чувств | 1) средний 2) продолговатый 3) промежуточный |
28. Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫГОЛОВНОГО МОГЗГА |
А) располагается непосредственно над спинным мозгом Б) обеспечивает точность и координацию движений В) содержит центр дыхания Г) имеет борозды и извилины Д) включает в себя гипоталамогипофизарную систему Е) располагаются центры голода, жажды, насыщения | 1) промежуточный мозг 2) продолговатый мозг 3) мозжечок |
29. Установите соответствие между веществами или отделами нервной системы и их влиянием на работу сердца человека: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЩЕСТВА ИЛИ ОТДЕЛЫНЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ СЕРДЦА | |
А. нейромедиатор ацетилхолин Б. симпатический отдел автономной нервной системы В. ионы кальция (Са+2) Г. гормоны адреналин и норадреналин Д. ионы калия (К+) Е. электрическая стимуляция блуждающего нерва | 1. усиливает 2. замедляет |
30. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД | |
А) врождённые, передаются по наследству Б) непостоянные, способны угасать В) характерны для всех особей данного вида Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель Д) приобретённые в процессе жизнедеятельности Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды | 1) безусловные 2) условные |
31. Установите соответствие между функциями и функциональными отделами нервной системы человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ | |
А) сужаются периферические кровеносные сосуды Б) активизируется перистальтика кишечника В) сужаются зрачки Г) сужаются бронхи Д) расширяются зрачки Е) учащается сердцебиение | 1) симпатический 2) парасимпатический |
1. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.
2. Где находится дыхательный центр безусловного рефлекса? Какова его основная функция?
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. Нервная система делится на центральную и соматическую.
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.
3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга.
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.
3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов. 2. Мост и мозжечок входят в состав переднего мозга. 3. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. 4. Продолговатый мозг регулирует координацию движения. 5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге. 6. Мозжечок снаружи покрыт корой.
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. З. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов — 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества — гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы — инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Главным центром регуляции жизнедеятельности организма человека является гипоталамус. 2. Он находится в среднем мозге. 3. Гипоталамус отвечает за нервную регуляцию жизнедеятельности организма. 4. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, гормоны которого управляют деятельностью других эндокринных желёз. 5. Основными гормонами гипофиза являются соматотропин и адреналин. 6. Первый ускоряет рост и деление клеток, а второй стимулирует сердечную деятельность в стрессовой ситуации.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.
9. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает. (4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
10. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Регуляция сердечной деятельности». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Любая деятельность органа, ткани, клетки регулируется нервно-гуморальными путями, и деятельность сердца не является исключением. (2)Сердце обладает собственной автоматией: узел в основании предсердий периодически генерирует импульс, вызывающий сокращение сначала желудочков, а затем предсердий. (3)Влияние нервной системы на деятельность сердца осуществляется за счёт парасимпатических и симпатических нервов. (4)Сигналы и симпатических, и парасимпатических нервов ускоряют работу сердца. (5)Отсутствие сигналов от этих нервов приводит к восстановлению частоты сердечных сокращений. (6)Гуморальная регуляция осуществляется гормонами адреналином и ацетилхолином, которые замедляют работу сердца. (7)Также на частоту сердечных сокращений влияет наличие ионов кальция, которые усиливают работу сердца.
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вегетативная нервная система». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Вегетативная нервная система — это часть нервной системы, которая иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды. (2)Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую части. (3)Симпатическая часть вегетативной нервной системы учащает ритм сердечных сокращений, повышает тонус скелетных мышц, сужает зрачок. (4)Её действие можно охарактеризовать выражением «реакции бей-беги». (5)Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы замедляет ритм сердечных сокращений, суживает зрачок, ослабляет моторику желудочно- кишечного тракта. (6)Она активизируется в моменты отдыха, расслабленности. (7)Имеются органы, которые иннервируются только симпатической частью вегетативной нервной системы, — потовые железы, гладкая мускулатура кожи, надпочечники и лёгкие.
12. Какую роль играет нервная система в организме человека? Укажите не менее трёх пунктов.
13. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.
14. В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?
15. Опишите, как происходит нервная и гуморальная регуляция дыхания.
16. Какие особенности физиологии и анатомии человека позволяют ему использовать для общения устную речь? Укажете не менее трёх особенностей.
17. Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
18. Опишите процесс синаптической передачи импульса между нервными клетками.
19. Опишите процесс мышечного сокращения с точки зрения работы мышечного волокна.
20. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
21. Приведите три примера регуляции гомеостаза в организме человека.
22. Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.
23. Где расположены ядра вегетативной нервной системы (центральной и периферической)? Назовите функции вегетативной нервной системы.
24. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.
25. При больших потерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями в организме обусловлены эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Почему? Какие еще реакции возникают при кровопотере?
26. Какие отделы центральной нервной системы управляют гладкой и поперечнополосатой мускулатурой в организме человека? В чём принципиальное различие этих типов управления?
27. Назовите виды торможения условных рефлексов и объясните причины их возникновения и основные отличия. Какое значение для организма имеет торможение условных рефлексов?