Виды власти с точки зрения ее социального уровня
· Власть в масштабе всего общества;
· Власть внутри того или иного коллектива;
· Власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
· Демократическая
· Недемократическая
· Виды власти по сферам общественной жизни:
· Духовная
· Социальная
· Экономическая
· Политическая
· Информационная
· Семейно-бытовая
· Религиозная и другие
Методы власти:
· Демократические и авторитарные
· Честные и нечестные(насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
· Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
· Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
· Господство
· Координация
· Руководство политическими процессами
· Управление делами общества и государства
· Организация политической жизни и политических отношений
· Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
· Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
· Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
|
· Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
· Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
· Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
· Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
· Международные организации (мегауровень),
· Центральные органы государства (макроуровень),
· Региональные организации (мезоуровень),
· Власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
· Легитимность (поддерживается основной частью населения)
· Легальность (законность)
· Результативность
Типы легитимности:
· Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
· Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. Харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
|
· Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
· Законодательную;
· Исполнительную;
· Судебную.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов »).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
· Законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
· Исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
· Судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.