Общие тенденции в развитии образования




Тема «Образование, его значимость для личности и общества»

Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.

Функции образования

Наименование функции Её содержание
Экономическая   Формирование социально-профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров → повышение производительности труда и создание новых технологий
Социальная Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, развития своей творческой деятельности

 

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

Сеть образовательных учреждений:

— дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады);

— общеобразовательные школы (гимназии);

— профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);

— учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)

— духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.);

— университеты, колледжи, технические школы;

— учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;

— учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:

— гуманистический характер образования;

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— право личности на свободное развитие;

— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

— общедоступность образования;

— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

— светский характер образования в государственных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

Общие тенденции в развитии образования

Наименование тенденции   Её сущность  
Демократизация системы образования   Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования   Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования   В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования   Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным
Гуманитаризация образования   Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека
Интернационализация процесса образования   Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования   Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: