Криминализация кибербуллинга в Российской Федерации




1 слайд Активное развитие сети «Интернет» привело к переходу значительной части жизни современного человека в виртуальное пространство. При этом «Интернет», а особенно социальные сети, в настоящее время являются уникальным инструментом в руках злоумышленников. Пользуясь отсутствием ответственности и какого-либо реального механизма противодействия агрессии и травли в сети «Интернет», пользователи бесконтрольно под видом «выражения своих мыслей» занимаются систематическим унижением и преследованиям непонравившихся им людей.

2 слайд Об актуальности данной проблемы говорят исследования различных организаций, в частности Лиги безопасного Интернета (российская организация, созданная с целью цензурирования криминальной информации в Интернете). По их данным по состоянию на сентябрь 2019 года под влиянием деструктивного контента находятся 39,2 млн аккаунтов, в том числе 7 млн аккаунтов несовершеннолетних. Травле и оскорблениям подвергается каждый второй несовершеннолетний. В кибербуллинг вовлечены более 12 млн пользователей, из них 2,5 млн несовершеннолетних[1].

По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в 2017 году почти половина российских подростков подвергались кибербуллингу. Так, 48% детей в возрасте 14—17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46% подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44% получали агрессивные сообщения[2].

3 слайд В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и распространением коронавирусной инфекции, по информации из средств массовой информации и письма Минздрава России от 07.05.2020 № 28-3/И/2-6111 «О направлении рекомендаций по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» выявлено, что также участились случаи неадекватного или предвзятого представления о деятельности медицинских учреждений, травли медицинских работников в сети «Интернет», а также людей, заразившихся коронавирусом.

Таким образом, в России уже давно назрела необходимость создания механизмов по предотвращению такого поведения в сети «Интернет». Последовав практики зарубежных стран, депутаты Государственной Думы разработали законопроект о борьбе с преследованием в сети «Интернет», который должен быть вынесен на обсуждение осенью 2020 года. Пока что не раскрывается текст самого законопроекта, однако, в интервью для «Российской газеты» и «ТАСС» первый замглавы комитета нижней палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский сообщил, что планируется введение уголовной ответственности и механизма судебного запрета[3].

4 слайд Для анализа возможных законодательных изменений, обратимся к определению понятия кибербуллинг. В письме Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации»кибербуллингописывается как преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. В недавнем письмеМинпросвещенияРоссии от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» буллинг определяется как проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей, а кибербуллинг- как одна из современных разновидностей буллинга - травля в социальных сетях.

В зарубежной юридической литературе также ведутся споры о значении понятия«кибербуллинг» и о том, каким законодательством следует адекватно пресекать подобные деяния. Этот термин часто используются для обозначения трех видов деятельности: непосредственное общение через электронную почту или текстовые сообщения; интернет-притеснения, когда преступник публикует оскорбительную или угрожающую информацию о жертве в Интернете[4].

Таким образом, можно сформулировать следующее определение:

Кибербуллинг - проявление агрессии в виде систематического унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

5 слайд Важной проблемой выступает вопрос о криминализации данных действий. Некоторые ученые предлагают вновь криминализировать статью 130 УК РФ, внеся в него актуальные изменения — для обеспечения защиты чести, достоинства и психического здоровья несовершеннолетних, поскольку оскорбления в отношении них могут повлечь за собой наступление общественно опасных последствий. Так предлагается определять оскорбления в отношении несовершеннолетних в статье 130 УК РФ как систематическое унижение чести и достоинства несовершеннолетнего лица, выраженное в неприличной форме, с использованием информационно-коммуникационных сетей (включая сеть Интернет)[5].

По нашему мнению, запрещение уголовным законом кибербуллинга не значительно сократит количество противоправных действий, так как большинство нарушителей – это несовершеннолетние, которые даже не достигли 16летнего возраста четырнадцатилетнего возраста, а также учеными-криминологами давно доказано, что криминализация и ужесточение законов не приводит к уменьшению преступности. Важно, что и раскрытие данных преступлений будет усложнено высокой анонимностью граждан в сети «Интернет».

Стоит упомянуть, что действующий Уголовный кодекс РФ содержит большое количество составов преступлений, охватывающих общественно опасные деяния и последствия кибербуллинга, например, статья 110 УК РФ — доведение до самоубийства (как тяжкое последствие проявленных систематических психологических издевательств над жертвой);статьи 110.1—110.2 УК РФ — склонение к совершению самоубийства, а также организация деятельности, направленной на побуждение к самоубийству;статья 119 УК РФ — угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (угрозы — одна из форм проявления буллинга);статья 128.1 УК РФ — клевета (распространение порочащих сведений о лице, например, с целью причинения ему моральных страданий).

Возможно, что для уточнения составов преступлений, предусматривающих ответственность за проявления кибербуллинга, следует дополнить их указанием на место совершения преступления – сеть «Интернет». Например, часть вторую статьи 1281 изложить в следующей редакции:

«Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-коммуникационной сети, в том числе сети «Интернет».

Тк сейчас публикация в инете квалифицируется по части 1

Возможно также дополнение ст. 117 Истязание следующей формулировкой:

«Причинение психических страданий систематическими насильственными действиями в сети «Интернет». Но опять же стоит вопрос о чрезмерном ужесточении уголовной ответственности за

Исходя из диспозициистатьи, состав истязания будет лишь в случае причинения физических или психических страданий следующими способами: либо путем систематического нанесения побоев, либо иными насильственными действиями.Иные насильственные действия как способ истязания означают любые насильственные действия, причиняющие потерпевшему не просто физическую боль, а физические или психические страдания.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях тоже предусматривает меры ответственности за проявление кибербуллинга - оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме (ст. 5.61 КоАП РФ); ответственность за одно-, двух- и многократное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, выраженной в неприличной форме и оскорбляющей честь и достоинство личности, явное неуважение к обществу и государству и т.д., если они не содержат в себе признаков преступления (ч. 3-5 в ст. 20.1 КоАП РФ), а также за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 20.3.1 КоАП РФ).

В заключении стоит упомянуть, что для эффективной борьбы с кибербуллингом необходима разработка различных правовых механизмов, в частности судебного запрета, но не установление уголовной ответственности и тем самым ужесточения уголовной политики.В данном случае следует также принять закон о кибербуллинге, внести в него законодательное определение термина и обязанность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления по предупреждению и профилактике агрессивного поведения в сети «Интернет», обеспечения безопасной образовательной среды и предотвращения насилия в образовательных организациях, блокирования и удаления информации, оскорбляющей честь и достоинство личности, в частности это касается таких государственных органов, как Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

 


[1]https://вбезопасныйинтернет.рф/news

[2] https://rocit.ru/news/responsibility-for-cyberbullying

[3]https://rg.ru/2020/08/10/zakonoproekt-o-borbe-s-travlej-v-seti-vnesut-v-gosdumu-oseniu.html
https://tass.ru/obschestvo/9125615

[4]Обеспечение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Материалы круглого стола (19 декабря 2017 г.).

[5]https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-detey-ot-kiberbullinga-voprosy-ugolovno-pravovogo-regulirovaniyaВалентина Алексеевна МАЛЬЦЕВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: