Теоретическая часть
Что такое обрубовка?
Обрубовка – это гипсовая фигура человеческой головы, обобщенная на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины академического рисунка.
Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения ….
Скопируйте таблицу, сохраните её в формате Документ Microsoft Word, ответьте на вопросы и отправьте для проверки 06.04.2020 до 20.00
1. Напишите хронологические рамки эпохи Возрождения. |
2. Какое второе (французское) название эпохи Возрождения. |
…знаменитым художником Альбрехтом Дюрером
3. Найдите портрет Альбрехта Дюрера (поставьте +) | ||
![]() | ![]() | ![]() |
А. Дюрер. Анализ формы головы (по принципу обрубовки).
…и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей.
Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные. Рисование обрубовочным способом помогает перейти от контуров к объемам и глубине. Художник, с одной стороны, учится замечать составные части целостного предмета, а с другой – обобщать и упрощать его формы. Рисунок обрубовки головы – это схема для облегчения работы художника. Метод нередко называют «зодческим». В процессе его применения, художник запоминает, что голова имеет форму яйца, нос – это призма, а глаз – шар. И в будущем, смотря на живого человека перед собой, он сможет выделить в его лице эти части, а затем объединить их в целое, создавая акцент на индивидуальных чертах и особенностях.
|
В основе метода лежит идея об упрощении любой сложной формы до уровня простых геометрических форм, и последующему тональному разбору данных форм в пространстве.
“Взгляд художника”
Как художник смотрит на окружающие нас предметы? Он смотрит как бы сквозь предмет и видит его «прозрачным». Так приходит понимание того, как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон. Необходимо «изучать» и «строить» любую форму которую мы рисуем. Понимать как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд. Если не осмысливать и представлять особенности формы головы, а ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то мы пойдем по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Обрубовка головы по Гудону
Жан-Антуан Гудон (1741—1828) — французский скульптор, мастер психологического портрета. Им была изготовлена учебная гипсовая модель Экорше (франц. écorché — "ободранный", "освежёванный" от écorce — "кора, корка") — пособие, изображающее фигуру (а также голову, или отдельные части тела человека) без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Это одно из лучших пособий для изучения анатомии человека. "Экорше" была отлита в 1776 г.
Скульптура оказалась настолько удачна, что в дальнейшем ее стали использовать для обучения художников и скульпторов. Также была изготовлена модель на основе экорше головы - "обрубовка головы по Гудону" или "голова обобщенных плоскостей", она же "обрубовочная голова" или просто "обрубовка".
|
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы. Она условно делит голову на шесть больших планов:
Передний
Задний
Два боковых
Верхний
Нижний
Практическое задание
Сделать рисунки простым карандашом переднего, заднего и двух боковых планов обрубовочной головы по фотографиям (см. выше). Каждый рисунок выполняется на отдельном листе формата А-4 (всего будет четыре рисунка), сфотографировать работы и выслать для контроля 10.04.2020. до 20.00
Образец выполнения практического задания:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Найти и выделить, руководствуясь правилом воздушной перспективы «ближе — насыщеннее, дальше — мягче», линии, которые ближе к нам, сделать их толще, а линии которые дальше, сделать тоньше. Для этого необходимо учитывать следующую схему: