Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.
В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.
1) Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).
2) Теологический подход отстаивает идею божественного предопределения устройства общества, которое призвано обеспечить человеку условия для личного совершенствования и служения Богу. Августин Аврелий выделял в человеческой истории два вида общественного устройства: «град земной», основанный на грехе и насилии (он отождествлялся с Римской империей) и «град Божий», в котором царствует добро – это высшая духовная общность, которая утверждается благодаря христианской церкви.
3) Идеалистический подход рассматривает общество как порождение духовной деятельности людей, сущность общественных связей видится здесь в комплексе идей. Этот подход восходит к учению Платона и получил наиболее яркое выражение в философии Гегеля, который представил человеческую историю как саморазвитие Абсолютной идеи. К идеалистическим учениям об обществе можно отнести теорию общественного договора, которая получила свое развитие в философии Нового времени (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Согласно этой теории, общество – это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного между людьми договора, благодаря которому осуществился переход людей из «естественного» состояния в «гражданское».
4) Материалистический подход в понимании общества получил свое наиболее значительное воплощение в философии марксизма. Материалисты утверждают, что первоосновой развития общества является материально-производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей человека. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом – из этого складывается общественное бытие. В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Основой общественного развития, по Марксу, является способ производства материальных благ, который складывается объективно и определяет структуру общества и характер общественных отношений. Все многообразие общественных отношений делится на первичные, или базисные – это материально-производственные отношения, и вторичные, или надстроечные – это отношения политические, правовые, нравственные, эстетические и др.
Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:
-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
-закон классовой борьбы.
В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.
Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.
Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.
Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).
Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.
С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:
-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);
-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;
-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);
-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.
Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.
Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:
-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;
-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;
-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:
-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),
-политические (*государство, партии),
-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).
Основные виды социальных общностей:
-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);
-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);
-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;
-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);
-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).
Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).
Основные концепции социальной структуры:
1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;
2)теория социальной стратификации, основным понятием которой является «страта» – социальный слой, объединяющий людей, имеющих сходные показатели по 4 основным критериям социального неравенства: доход, власть, образование, профессиональный престиж. Изменение положения в системе стратификации получило название социальной мобильности, которая может быть вертикальной (восходящей или нисходящей), приводящей к изменению статуса, или горизонтальной.
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическая деятельность;
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления (монархия, республика);
-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Государство выполняет множество функций.
Внутренние функции:
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.
Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.
Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.
Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.
Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.
Вопросы и задания:
1. Что такое общество в философском понимании?
2. Заполните таблицу
Основные философские подходы к пониманию общества
Наименование подхода | Суть | Ученые |
3. Что такое сферы общественной жизни, перечислите их.
4. Что включает в себя экономическая сфера?
5. Дайте определение понятиям «способ производства», «производительные силы»,
«производственные отношения»
6. Что является главным источником развития экономической сферы?
7. В чем проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.
8. Почему с точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества?