ИСПОДНЯЯ РУБАХА И ПЛАТЬЕ
Материал исподнего: лен фабричный беленый. Швы ручные.
Материал платья: лен фабричный золотистый, шелк для отделки рукавов. Швы ручные.
Письменные источники XIV в. подтверждают, что женщины носили сорочку под верхней одеждой. Описывая взятие и разграбление Торжка в 1373 г., летописец подчеркивает существование женской нижней рубахи: «А жен и девиц одираху и до последние наготы рекше и до срачицы, иже и погании не творят; и те истопишася в реце срама ради»..
Вырез сорочки круглый, без отделки и пуговицы.
Из-за фрагментарности сохоранения текстиля реконструируемого периода, на сегодняшний день невозможно полностью определить достоверный крой сорочек и платьев. Поэтому изпользуется в качестве версии туникообразный покрой с прямой становиной, перегибом на плечах, зауженными к запястью рукавами, боковыми клиньями и ластовицами. Длина - подол не касается земли при ходьбе.Ворот формировался круглым вырезом и центральным
Вырез платья круглый с вертикальным разрезом и гиреобразной стеклянной пуговкой.
Рис. справа: Икона «Рождество Богоматери», Новгород, XIV в.
ПУГОВИЦА
Стекло, на основе работ - Захаров С.Д., Кузина И.Н. «Древнерусский город Белоозеро. Классификация изделий из стекла» и Лядова А.Н. «Стекло Владимиро-Суздальской Руси»
ВЕРХНЕЕ ПЛАТЬЕ
Выбор кроя верхнего платья опирается на те же соображения, что и покрой вышеуказанных сорочки и льняного платья.
Материал: сукно золотистого цвета фабричного крашения, округлый вырез, без отделки и пуговиц, швы ручные. Основа версий для реконструкции – иконы "Святой Георгий с житием". Новгород, XIV в. и "Рождество Богоматери". Новгород, XIV в.
ПЛАЩ на фото не представлен, выглядит как прямоугольник из шерстяной ткани без подклада, встречается на изобразительных источниках.
ПОЯС
В комплект представлен пояс из шерсти, плетеный на дощечках с диагональным узором, по мотивам археологических находок в Новогороде.
ГОЛОВНОЙ УБОР, ОЧЕЛЬЕ И ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА
УБРУС – длинный льняной платок, ручные швы. Убрусы упоминаются в письменных источниках XI–XV вв. – летописях, берестяных грамотах и изобразительных источниках.
Материал – фабричный беленый лен полотняного переплетения. Ручной шов.
ОЧЕЛЬЕ шелковое, кудрявые височные кольца
(ромбощитковые височники заменены на кудрявые)
Очелье, как и убрус, является элементом женского головного убора, который упоминается в письменных древнерусских источниках и известен по археологическим материалам. В женских погребениях головные уборы представлены фрагментами текстиля, в том числе шелковые ленты.
Руконструкция опирается на работы:
Левашова В.П. "Височные кольца" и Сабурова М.А. "Женский головной убор у славян"
ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА реконструкция опирается на археологические находки и версии.
Перстнеобразные кудрявые височные кольца, согласно датировке А.А. Спицына, относятся к XIV-XV вв. / А А Спицын "Гдовские курганы в раскопках В. Н. Глазова. Материалы по археологии России.
Прорисовка по В.П. Левашова "Височные кольца", рис.6
СЕРЬГИ - позолота, стеклянные бусины ручной работы.
Реконструкция по археологическим находкам и изобразительным источникам, в частности - икона "Введение во храм", XIV в. Хорошо видно серьги в виде знака вопроса с бусиной. А также по изд. - Козлова А.В. «Некоторые восточные традиции украшений XIII-XV вв. в Великом Новгороде // Археология и история Пскова и Псковской земли.» - Псков, 2006. И М.В. Седова «Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XVв.» - Издательство Наука, Москва 1981.
КОЛЬЦА – голубое стеклянное кольцо, стекло ручной работы. Реконструкция по коллекции археологических материалов из раскопок экспедиции АН СССР на Неревском раскопе в 1955 г. Синее кольцо – реконструкция по Суздалю (Возможно – византийский импорт), но в Новгороде вещи из других регионов встречаются сплошь и рядом.
БУСЫ – стеклянные, выполнены по прорисовкам находок из научной работы Ю.Л. Щаповой «Стеклянные бусы Древнего Новгорода».