Система права
Система права - это обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) - нормы, отрасли, институты. (учебник Боголюбова)
Признаки системы права:
Объективность: право обусловлено реально существующей системой общественных отношений и, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие;
Единство и взаимосвязь норм: нормы права не могут функционировать изолированно, их регулирующая функция реализуется только во взаимосогласованной и общей направленности;
Наличие структурных элементов: в систему права входят нормы права (были рассмотрены в предыдущей теме), институты права, отрасли права.
Нормы права складываются в институты, совокупность институтов образует отрасль права, совокупность отраслей в итоге образует саму систему права.
Отрасль права
Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей.
Материальные отрасли закрепляют права и обязанности, а процессуальные посвящены защитеправ и обязанностей.
Материальное право - отрасли права, регулирующие юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов:
Ø Конституционное право;
Ø Гражданское право;
Ø Административное право;
Ø Уголовное право;
Ø Семейное право;
Ø Трудовое право;
Ø Экологическое право.
Процессуальное право - отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений:
Ø Гражданское процессуальное право;
Ø Уголовное процессуальное право;
Ø Арбитражный процесс;
Ø Конституционное судопроизводство - судопроизводство в Конституционном суде.[1]
Отдельно также выделяется международное право, которое не входит в правовую систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Публичное право - совокупность отраслей права, нормы которых направлены на обеспечение общего (публичного) или государственного интересам.
Публичное право закрепляет и регулирует порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирование и работу парламента, других представительных и правительственных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательством на существующий строй.
Частное право - собирательное понятие, означающее совокупность отраслей права, которые регулируя отношения между гражданами, их объединениями, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными подразделениями обеспечивают личный интерес отдельной личности и коллективов людей.
Различия частного и публичного права:
Линии сравнения | Публичное право | Частное право |
Интересы, которые обеспечивает | Общественные, государственные | Личные |
Предмет правового регулирования | Неимущественные отношения | Имущественные и неимущественные отношения |
Метод правового регулирования | Вертикально-властная связь между субъектами общественных отношений | Горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений |
Состав участников | Государственные органы власти и частные лица | Частные лица (физические и юридические) |
Примеры отраслей | Конституционное, административное, финансовое, процессуальные отрасли и т.д. | Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное. |
Кратко: публичное право - совокупность отраслей, регулирующих отношения власти и подчинения, а к частному праву обычно относят отрасли, регулирующие отношения, складывающиеся сфере частных интересов, частного предпринимательства.
Институт права
Институт права - это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определенного вида общественных отношений. Институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы.
Примеры:
В трудовом праве: институт приема на работу и увольнения, трудового договора, дисциплины труда и т.д.
В конституционном праве: институт гражданства, институт избирательного права, президентства и др.
Законотворческий процесс
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно народа по разработке и изданию, изменению или отмене нормативного правового акта. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Виды правотворчества:
· непосредственное правотворчество народа (например, при проведении референдума);
· правотворчество государственных органов и должностных лиц.
Законотворчество – это вид государственной деятельности, посредством которого воля государства выражается в конкретном законе.
Предзаконодательный этап - появление предложений по необходимости разработки нового закона.
Этапы законотворческого порядка:
1) Законодательная инициатива, внесение законопроекта в Государственную Думу | Кто имеет право законодательной инициативы? Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный суд РФ по вопросам их ведения. | |
2) Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (обычно осуществляется в три этапа - в трех чтениях) | Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведется основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений и т.д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Думы, которая рассматривается его в три чтения, в ходе которых текст законопроекта также может быть исправлен. | |
3) Принятие законопроекта | · Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. · Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации. Президент в обязательном порядке подписывает федеральный конституционный закон в течение 14 дней. | |
4) Утверждение принятого законопроекта в Совете Федерации | · Принятый Государственной Думой закон в течении 5 дней передан на одобрение Совету Федерации, которая одобряет закон в срок 14-ти дней, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. · В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. · В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. | |
5) Подписание закона Президентом РФ | · Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Он в течение 14 дней должен принять решение. · Президент обладает правом вето. Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и сочленов Совета Федерации | |
6) Промульгация (обнародование) закона Президентом РФ | Законы опубликовываются в течение 7 дней после подписания их Президентом в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если законом не установлен иной прядок. | |
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам [2]:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Использованная литература
1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 18
2. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 11 класс. Параграф 3.1;
3. Справочник Баранова. Тема 5.2
4. Словарь Боголюбова. 10-11 класс;
5. Учебник Воронцова. Базовый уровень. 11 класс. Параграф 38;
6. Конституция РФ. Ст. 104-110.
[1] Часть перечисленных отраслей права будет разобрана в дальнейших темах, краткое описание по каждой отрасли есть в справочнике Баранова (тема ниже).
[2] Статья 106 (Конституция РФ)