Содержание
1 Сущность и условия развития саморегулирования………………......3 - 6
2 Неполные контракты и теория фирмы
2.1 Неполные контракты…………………………………………….....7 - 9
2.2 Теория фирмы……………………………………………………10 - 12
Список использованной литературы…………………………...………......13
Сущность и условия развития саморегулирования
Становление саморегулирования обычно связывают с процессами снижения административных барьеров для бизнеса, повышение роли общественных и профессиональных объединений, увеличением числа участников рынка. При этом саморегулирование рассматривается в качестве дополнительного или самостоятельного регулятивного института наряду с государственным регулированием видов деятельности (лицензирование, экспертиза, надзор и т.п.).
В развитых странах саморегулирование и государственное регулирование рынка осуществляются параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Эволюционным путем происходило практическое накопление опыта преодоления несоответствий оказываемых услуг требованиям потребителей, вырабатывались и принимались стандарты, максимально учитывающие эти требования, формировалась система солидарной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями. В результате был накоплен опыт взаимодействия государства и бизнеса по удовлетворению требований потребителей товаров и услуг и в целом сложился институт саморегулирования.
Саморегулирование - это легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства.
Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях «под саморегулированиемпонимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил». Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
|
Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.
В 1995 г. понятие «саморегулируемые организации» впервые закреплено в российском законодательстве в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. № 3, относящееся к некоммерческим организациям, создаваемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами. На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг. После были созданы законодательные акты охватывающие и другие сферы деятельности:
|
- деятельность арбитражных управляющих;
- аудиторская деятельность;
- кредитная кооперация;
- оценочная деятельность;
- архитектурно-строительное проектирование;
- строительство;
- теплоснабжение и др.
Основная цель введения саморегулирования в различных сферах и областях предпринимательской и профессиональной деятельности состоит, с одной стороны, в проведении разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений, создании условий для формирования таких объединений, которые смогли бы противостоять административному давлению на бизнес, создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем, а с другой, - построить правильную коммуникацию во взаимодействии власти со сферой бизнеса и обществом, обеспечивающую условия для принятия сбалансированных управленческих решений и придающих всем участникам дополнительные возможности в реализации своих интересов. В действительности управления это означает, что внедрение института саморегулирования создает равноправного субъекта управления, участвующего в подготовке и принятия решений, регулирующих собственную предпринимательскую и профессиональную деятельность, но при этом и принимающего на себя дополнительную ответственность перед потребителями производимых товаров и услуг.
Создание благоприятных условий для создания полноценной системы саморегулирования возможно при реализации следующих мероприятий со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
|
- формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, что должно происходить не только в масштабе всей экономики, но и в масштабе отдельных секторов сферы потребительских услуг;
- стимулирование экономического роста на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
- поддержка формирования эффективных;
- разработка перечня функций, предполагаемых к передаче от соответствующих органов государственной власти саморегулируемым организациям;
- заключение договоров о сотрудничестве между государственными (муниципальными) органами и саморегулируемыми организациями в части разграничения функций, сотрудничества и др.;
- оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по вопросам их вступления в СРО посредством обсуждения в СМИ, проведения семинаров, круглых столов, обеспечения заинтересованных лиц справочно-методической и нормативной литературой;
- содействие развитию саморегулируемых организаций, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемых организаций в консультационных, юридических, информационных услугах;
- подготовка кадров для организации и управления саморегулируемыми организациями, повышение квалификации специалистов саморегулируемых организаций;
- включение представителей саморегулируемых организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- привлечение саморегулируемых организаций к решению вопросов социально-экономического развития областей, в том числе к разработке областных отраслевых программ;
- рассмотрение механизма предоставления преимущественного права получения субсидий из бюджетов всех уровней членам саморегулируемых организаций;
- создание при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления общественно-консультативных советов по взаимодействию с саморегулируемыми организациями;
- оказание отраслевыми министерствами помощи саморегулируемым организациям в разработке на основе федерального законодательства стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности этих организаций;
- привлечение представителей органов управления саморегулируемых организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере предпринимательства.
С целью реализации перечисленных направлений необходимо разработать план мероприятий по их реализации, включающий конкретные сроки и ответственных исполнителей.