Внешняя политика и «Стратегия продвижения на Север»




Экономическая политика и аграрная реформа

В сфере экономики, в отличие от Советского Союза, американцы оставили в наследство Ли Сын Ману сущую разруху: если Советский Союз всегда мог выделить для КНДР специалистов и средства решением Госплана, то заставить американского предпринимателя вкладывать деньги в такое рискованное предприятие как Корея того времени, было сложно. С другой стороны, мелкая торговля и блошиные рынки существовали, и возникновение черного рынка, во многом связанного с появлением американских потребительских товаров или обслуживанием американских войск, отмечают многие авторы[18]. В результате Ли должен был заниматься усилением государственной системы, отбросив все социальные программы.

Естественно, повлиял и раскол, который привел к падению объема производства в обеих частях страны, не говоря уже о нарушении сквозного транспортного сообщения и инфраструктуры связи. Если на Юге было сосредоточено 2/3 посевных площадей, то на Севере – 90 % источников электроэнергии, а многие отрасли северокорейской промышленности работали исключительно на сырье, добываемом на Юге. И когда после сепаратных выборов Северная Корея отключила электроснабжение Юга, в результате чего работа промышленных предприятий Южной Кореи остановилась.

19 декабря 1948 г. правительство приступило к «свободной продаже», т.е. приватизации примерно 2300 бывших японских предприятий. Эта акция позволила южнокорейским властям привлечь на свою сторону верхушку национально-буржуазных кругов, которая стремилась расширить накопление своего первоначального капитала за счёт льготных государственных акций[19].

В 1949 г. был принят Закон о распродаже возвращенного имущества (квиджок чэсан чхорибоп). Предприятия распродавались на аукционах, при этом участников торгов отбирала специальная комиссия, цена предприятия занижалась в среднем вдвое, а выплаты растягивались на 15 лет[20]. По сути, японское имущество передавалось доверенным частным компаниям, которые, по сути, играли роль политических фондов. Значительная часть чэболь сформировала свою экономическую базу в ходе подобных распродаж[21].

 

Аграрный вопрос решили половинчато. Конечно, левый Чо Бон Ам предлагал провести аграрную реформу, но, встретил сопротивление властей и ушел в отставку в феврале 1949 г., будучи обвинен в желании нажить политический капитал[22].

Тем не менее, Ли Сын Ман все-таки провел аграрную реформу и наделил крестьян землей, ликвидировав помещичьи землевладения в их классическом виде. Закон о земельной реформе прошел через Национальное собрание 21 июня 1949 г., однако вступил в силу только 25 марта 1950 г.

Согласно этому Закону, помещики должны были передать в Государственный фонд Земельной Реформы все земли, площадь которых превышала 3 чонбо. Выкуп оплачивался специальными облигациями корейского Банка, которые рекомендовалось вложить в развитие страны, а не проедать в качестве рантье.

 

Так как Южная Корея того времени была практически аграрной страной, это мероприятие очень сильно снизило противостояние крестьян и режима, и даже авторы советского учебника 1974г. отмечают, что он «способствовал расслоению южнокорейского крестьянства и в определенной степени притупил остроту классовых конфликтов в деревне». Из образовавшегося фонда примерно четверть земель стали государственными, а большая часть была продана крестьянам: в рассрочку и по рыночным ценам, крестьяне должны были в течение многих лет выплачивать эти деньги. Расчет был на то, что крестьяне получат землю и успокоятся, а помещики, которые не понесли от реформы материальный урон, вложат свои накопления в промышленность и торговлю.

16 февраля 1948 г. правительство Ли Сын Мана подписало с США «Договор о дружбе и торговле», по условиям которого на РК распространялось действие «плана Маршалла»[23]. К тому же 1949 г. крестьяне остались довольны высоким урожаем, а американская помощь стала позитивно влиять на экономику[24].

Тем не менее, продовольственный вопрос не был решен, несмотря даже на американскую помощь, и Южная Корея времен Ли Сын Мана постоянно испытывала нехватку зерна объемом в 1,5 – 2 млн. т.[25]

 

Идеология и образование

Помимо антикоммунизма, официальной идеологией режима был принцип «Единения Нации» (кор. Ильминчжуый). Таковой предполагал, что независимо от классовых, политических или региональных различий, все люди одной нации с одинаковыми традициями и культурой должны сплотиться в единую организацию. 21 декабря 1948 г. все разрозненные молодежные организации были объединены, а 15 декабря 1949 г. к ним специальным президентским декретом присоединили организацию Ли Бом Сока[26].

31 декабря 1949 г. был принят Закон об образовании, в котором его основными целями были названы воспитание знаний и привычек, необходимых для воспитания сильного тела и непреклонного духа; развитие патриотического духа для сохранения и развития национальной независимости и борьбы за мир; осознание национального наследия и развитие национальной культуры; поощрение творческой активности и научного образа мыслей; развитие любви к свободе и воспитание чувства ответственности для участия в общественной жизни; развитие эстетического чувства для эффективного использования свободного времени; стимулирование прилежания в труде для активного участия в экономической жизни. Статья 5 Закона специально подчеркивала, что образование не должно быть способом политической или партийной пропаганды. Была внедрена четырехступенчатая система обучения, рассчитанная на 16 лет: 6 - в начальной школе, 3 – в средней, 3 – в высшей и 4 - в университете, и подтверждена автономия учебных учреждений.

В 1949 г. была основана полувоенная организация под названием «Корпус Студенческой Национальной Самообороны», в которой старшие школьники и студенты младших курсов получали базовые военные знания[27].

 

Внешняя политика и «Стратегия продвижения на Север»

 

Образование КНДР и РК закрепило раскол общества и раздел страны, который не признавали оба корейских государства. До образования в 1948 г. демилитаризованной зоны (ДМЗ) четко проведенной демаркационной линии не было, временная граница между двумя Кореями была относительно условной, пересечь ее было легко. И, по мнению В. П. Ткаченко, на полуострове шла своего рода миграция, в результате которой все сторонники той или иной системы имели возможность перейти границу в нужную им сторону. Хватило трех лет для того, чтобы все приверженцы той или иной политической модели пересекли эту границу и обосновались там, где им хотелось, - ультралевые националисты и либеральная интеллигенция оказались на Севере, а те, кто не принимает коммунизм, на Юге.

К 1950 г. число граждан Южной Кореи, указавших свое северокорейское происхождение, оценивалось в 2 млн. человек. Опираясь на эту цифру, южане утверждают, что с Севера бежало 20 % тамошнего населения[28]. Однако неизвестно, когда именно все эти 2 млн. перешли границу, и от чего они бежали - от коммунистов или от разрухи. В то же время, какова была миграция в противоположном направлении, неясно, а данные о количестве тех, кто по политическим причинам сбежал с Юга на Север, опускаются.

Согласно конституции Республики Корея КНДР рассматривалась лишь как «территория, временно оккупированная антигосударственной группой», и еще в марте 1947 г. Ли Сын Ман открыто заявлял: «Я думаю, что немедленное создание сепаратного правительства Южной Кореи будет лучшей мерой борьбы с коммунизмом в Корее и лучшим способом объединения Севера и Юга»[29].

В феврале 1949 г. Ли Сын Ман демонстративно назначил губернаторов пяти северных провинций[30], имевших даже свои временные апартаменты у южных ворот г. Сеула[31], очень приличное жалование и свой штат клерков[32].

Затем он неоднократно призывал к походу на Север и «возвращению незаконно оккупированных территорий»[33], - ниже следуют самые известные высказывания президента РК на данную тему.

 

В донесении советского посла Т.Ф. Штыкова в Москву 13 июля 1949 г. сообщалось, что в связи с военными приготовлениями на Севере «...Ли Сын Ман заявил, что южане должны упредить северян и начать наступление в июле»[34].

В сентябре 1949 г. Ли говорил своему американскому советнику Роберту Оливеру, что корейский народ (читай: Ли Сын Ман) страстно желает военного похода на Север[35].

30 сентября 1949 г. в письме все тому же Роберту Оливеру Ли развивает мысль: «Я твердо убежден в том, что сейчас психологически наиболее подходящий момент для того, чтобы предпринять агрессивные меры и соединиться с лояльной в отношении нас частью коммунистической армии на Севере для того, чтобы ликвидировать остальную ее честь в Пхеньяне. Мы оттесним часть людей Ким Ир Сена в горный район и там постепенно заморим их голодом. Тогда наша линия обороны должна быть укреплена по рекам Тумынь и Ялу (Туманган и Амноккан). Наше положение улучшится на 100 процентов»[36].

(Кстати, после начала войны, в ходе дебатов в ООН осенью 1950 г,. это письмо фигурировало среди основных улик в пользу официальной версии КНДР о том, что войну начал режим Ли Сын Мана представители США пытались поставить под сомнение аутентичность этого письма, но его достоверность подтвердил сам Оливер, отметив, что он идею своего визави не поддержал).

В тот же день Ли Сын Ман заявил, что большинство корейцев стремится к ликвидации северного коммунистического правительства, но не делает этого из-за нежелания вызвать протест ООН[37].

В интервью, данном корреспонденту Юнайтед Пресс 7 октября 1949 г., Ли Сын Ман в очередной раз отметил, что объединение Кореи осуществимо только путем захвата Севера. В ультимативной форме он наставлял ООН: «Мы возражаем против каких бы то ни было переговоров с руководителями коммунистической партии Северной Кореи, т. к. мы боремся с коммунистической партией за демократию. Задача ООН заключается в оказании помощи демократическому правительству в борьбе с коммунистами»[38].

В декабре 1949 г. Ли Сын Ман снова заявил, что: «нам следует своими усилиями объединить Южную и Северную Корею»[39], а 19 июня 1950 г., (т. е. за неделю до вторжения), выступая в Национальном собрании, повторил: «Мы добьемся победы в горячей войне против коммунистического Севера».

Основная доля бюджета РК в 1949 г. шла на военные расходы и поддержание общественного порядка. Вообще, в этом году и Север, и Юг вдвое увеличили военные расходы[40].

 

С высказываниями такого рода выступал не только Ли Сын Ман, но и первые лица страны. Так, Ли Бом Сок заявлял в октябре 1949 г.: «В Северной Корее необходимо уничтожить режим, созданный при поддержке и помощи Советского Союза, созданные там вооруженные силы и провести на Юге Кореи всеобщие выборы»[41]. В другом, более раннем выступлении (март 1949 г.) премьер-министр прямо сказал, что «тот, кто желает переговоров Юга и Севера, является помощником коммунистов, поэтому надо разоблачать преступления таких ненадежных политических деятелей»[42].

В декабре того же года отметился представитель Ли Сын Мана в США Чо Бён Ок: «Наступило время сражения военных сил двух миров, которые не могут существовать рядом друг с другом»[43].

Весьма воинственно вел себя и министр обороны РК Син Сон Мо. 17 июля 1949 г. он сказал: «Мы располагаем силами, чтобы, как только будет отдан приказ, в течение одного дня полностью захватить Пхеньян и Вонсан», а 9 февраля 1950 г. подтвердил, что «мы находимся в полной готовности к борьбе за восстановление потерянной территории и только ждем приказа»[44].

Не менее известны и провокационные заявления генерала Ким Сок Вона, что при нападении на КНДР он будет «завтракать в Хэджу, обедать в Пхеньяне и ужинать в Вонсане»[45].

Реваншистские настроения были популярны в обществе. В конце августа 1949 г. посол США в РК Дж. Муччо отмечал: «Все больше и больше людей чувствуют, что единственным путем к объединению может стать движение на Север силой»[46].

 

Я специально привожу эти высказывания в довольно большом объёме, дабы моя аудитория поняла, что мы имеем дело не с ограниченным набором фактов, из которых легко выстроить «фальшивую тенденцию», а со спланированной кампанией, которая очень чётко отражает настроение не отдельных лиц внутри властной верхушки РК, а её подавляющего большинства. Несмотря на то, что подобная риторика не всегда одобрялась руководством США, и не всегда опиралась на серьёзные силы и возможности, её нельзя сбрасывать со счетов. Как минимум, с точки зрения обстановки, на фоне которой северокорейское руководство принимало свои собственные решения, исходя из уверенности в том, что Южная Корея начнёт войну при первой удобной возможности.

 

 


[1] Хендерсон отмечает, что, начав, таким образом, охоту на ведьм и создав для нее упрощенные правила суда и следствия, Ассамблея сама испытала «удар бумеранга», когда немного позже Ли Сын Ман теми же методами начал охоту на коммунистов внутри Ассамблеи.

[2] Henderson. С. 256.

[3] Авторы советского учебника, естественно, приписывают лоббирование этого закона народным массам, которые хотели наказать предателей.

[4] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 340.

[5] 12.11.1949 по инициативе Ли Сын Мана была создана Тэхан Кунминдан - Гражданская партия, которая стала его опорой в противовес Демократической.

 

[6] Толстокулаков И. А. Развитие демократического процесса… С. 90.

[7] Cumings B. Korea’s place... C. 489.

[8] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 99

[9] Как отмечали авторы «Сеульского Вестника», фраза о том, что «Северная Корея проявила благоразумие, сев за очередной стол переговоров», с формальной точки зрения может быть расценена как похвала Пхеньяну и стать поводом для репрессии.

[10] Cumings B. Korea’s place... С. 203.

[11] Россия и Корея (1945-1992). С. 34.

[12] Henderson. С. 163.

[13] Да, это данные о задержаниях, однако из того же источника мы знаем, что только 28404 человека были затем выпущены без предъявления обвинений.

[14] Курбанов С. О. Курс лекций... С. 440.

[15] Cumings B. Korea’s place... С. 223.

[16] Cumings B. Korea’s place... С. 217.

[17] Убийца Ким Гу окончил жизнь примерно 20 или 30 лет спустя при странных обстоятельствах, будучи забит до смерти неизвестными лицами, причем трость, которой его били, была брошена на месте преступления, и на ней было начертано «Орудие справедливости».

[18] Cumings B. Korea’s place... С. 80, 81.

[19] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 97

[20] Подобная стратегия распродажи государственной собственности весьма напоминает автору российские процессы середины 1990-х гг., благодаря которым появилась большая часть российских олигархов.

[21] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 414.

[22] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 339.

[23] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 98

[24] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 59.

[25] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 345.

[26] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 350

[27] Sung Chul Yang. С. 782-783.

[28] Seo Dae-sook. A preconceived formula for Sovetization. The Communist takeover of North Korea. Ed. Thomas T. Hammond. The Anatomy of Communist takeovers London, 1975.

[29] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 24.

[30] Кстати, такая практика назначения начальников гипотетических структур на Севере на случай его покорения сохраняется и поныне.

[31] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 103

[32] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 25.

[33] Круглый стол «Страницы прошлого». С. 13. В работах президента РК Ким Дэ Чжуна приводится немало ссылок на выступления Ли Сын Мана, публично призывавшего к походу на Север и решению проблемы объединения Кореи военным путем.

[34] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 125

[35] Курбанов С. О. Курс лекций… С. 448.

[36] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 49.

[37] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 53.

[38] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 53-54.

[39] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 35// АВПР. 102. Оп. 10. Д. 15. П. 12.

[40] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 39.

[41] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 25//Фонд 1ДВО Референтура по Корее. Опись № 9. Пор. № 13. Инв. № 043. Папка № 8. Информация из Северной Кореи (радиоперехваты из Сеула). Л. 22, 109.

[42] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 43.

[43] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 35 //Сеул Синмун. 30 декабря 1949 г.

[44] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 35. //АВПР. 102. Оп. 10. Д. 15. П. 1.

[45] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 70

[46] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 61.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: