Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны




Практикум по работе с заданием В7 к теме «Россия в XVII веке».

В7. Используя отрывок из работы историка, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Его имя в миру Никита Минов. Родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности уже в 19 лет стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского, был представлен царю и произвел на него сильное впечатление. Был приглашен в Москву, где вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц. Главными идеологами этой группы были духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич и окольничий боярин Ф. М. Ртищев, которые ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Именно в этом кружке он приобрел неограниченное доверие царя. 47 лет от роду по царской воле был избран шестым патриархом московским и всея Руси, а в зрелые годы достиг такого положения, что влиял на царя. Ключевский В.О. говорил о нем: «Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее». В начальный период его патриаршества он с жаром взялся за давно намеченное дело по исправлению богослужебных книг и введения единства церковных обрядов. Например, за «единогласие», которое вводили еще при его предшественнике - исполнять службу на несколько голосов ради ее ускорения запрещалось. Еще патриарх разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Затем на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) в присутствии двух восточных патриархов предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. Царь Алексей, все время смиренно слушавший патриарха, подошел к нему и тихо сказал: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю». Так он, не поддержанный частью духовенства, противившегося нововведениям и усилению власти патриарха, жестоко преследуя своих противников, стал виновником раскола - мощного религиозно-общественного движения XVII в. А на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву по приглашению царя, он был лишен патриаршего сана.

ВАРИАНТ №1.

1) описанные в отрывке события - это церковная реформа Никона, предпринятая в 1650-х — 1660-х годах;

2) кружок, о котором идёт речь в отрывке, это так называемый кружок ревнителей истинного благочестия;

3) нововведение Никона, о котором идёт речь, состояло в осуществлении церковной службы разноголосием;

4) к нововведениям патриарха относится троеперстие;

5) царь Алексей Михайлович не поддержал эти реформаторские действия патриарха;

6) «Решительные меры» патриарха Никона, которые указаны в отрывке, не были осуществлены.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

     

ВАРИАНТ №2.

1) описанные в отрывке событияотражаютдеятельность патриарха Филарета в 20-е — 30-е годы XVII века;

2) нововведения, о которых идёт речь: совершение троеперстного крестного знамения, введение в церквах единогласного пения и чтения;

3) приверженцы богослужебных традиций (староверы) пользовались всеми привилегиями и масштабной государственной поддержкой;

4) в дальнейшем сторонников Никона (в силу возникшего в результате церковной реформы раскола) стали называть раскольниками и преследовать;

5) царь Алексей Михайлович поддержал эти реформаторские действия патриарха;

6) «Решительные меры» патриарха, несмотря на раскол в РПЦ, были осуществлены.

.

Для работы по заданию используйте сравнительную таблицу.

Старорусская Церковь (Раскольники, староверы, старообрядцы) Официальная Русская Православная Церковь (никонианская)
1. Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам.
2. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку
3. Крест почитать только вомьмиконечный. Крест почитать только четырёхконечный
4. С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад. С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток.
5. Имя Спасителя писать: «Исус». Имя Спасителя писать: «Иисус».
6. «Аллилуйя» петь дважды. «Аллилуйя» петь трижды.
7. Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов.
8. Служить литургию на семи просфорах. Служить литургию на пяти просфорах.
9. В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». Нет информации

Вариант № 1. Ответ: 1,2,4.

Вариант № 2. Ответ: 2,5,6.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: