Практикум по работе с заданием В7 к теме «Россия в XVII веке».
В7. Используя отрывок из работы историка, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Его имя в миру Никита Минов. Родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности уже в 19 лет стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского, был представлен царю и произвел на него сильное впечатление. Был приглашен в Москву, где вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц. Главными идеологами этой группы были духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич и окольничий боярин Ф. М. Ртищев, которые ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Именно в этом кружке он приобрел неограниченное доверие царя. 47 лет от роду по царской воле был избран шестым патриархом московским и всея Руси, а в зрелые годы достиг такого положения, что влиял на царя. Ключевский В.О. говорил о нем: «Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее». В начальный период его патриаршества он с жаром взялся за давно намеченное дело по исправлению богослужебных книг и введения единства церковных обрядов. Например, за «единогласие», которое вводили еще при его предшественнике - исполнять службу на несколько голосов ради ее ускорения запрещалось. Еще патриарх разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Затем на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) в присутствии двух восточных патриархов предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. Царь Алексей, все время смиренно слушавший патриарха, подошел к нему и тихо сказал: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю». Так он, не поддержанный частью духовенства, противившегося нововведениям и усилению власти патриарха, жестоко преследуя своих противников, стал виновником раскола - мощного религиозно-общественного движения XVII в. А на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву по приглашению царя, он был лишен патриаршего сана.
ВАРИАНТ №1.
1) описанные в отрывке события - это церковная реформа Никона, предпринятая в 1650-х — 1660-х годах;
2) кружок, о котором идёт речь в отрывке, это так называемый кружок ревнителей истинного благочестия;
3) нововведение Никона, о котором идёт речь, состояло в осуществлении церковной службы разноголосием;
4) к нововведениям патриарха относится троеперстие;
5) царь Алексей Михайлович не поддержал эти реформаторские действия патриарха;
6) «Решительные меры» патриарха Никона, которые указаны в отрывке, не были осуществлены.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
ВАРИАНТ №2.
1) описанные в отрывке событияотражаютдеятельность патриарха Филарета в 20-е — 30-е годы XVII века;
2) нововведения, о которых идёт речь: совершение троеперстного крестного знамения, введение в церквах единогласного пения и чтения;
3) приверженцы богослужебных традиций (староверы) пользовались всеми привилегиями и масштабной государственной поддержкой;
4) в дальнейшем сторонников Никона (в силу возникшего в результате церковной реформы раскола) стали называть раскольниками и преследовать;
5) царь Алексей Михайлович поддержал эти реформаторские действия патриарха;
6) «Решительные меры» патриарха, несмотря на раскол в РПЦ, были осуществлены.
.
Для работы по заданию используйте сравнительную таблицу.
№ | Старорусская Церковь (Раскольники, староверы, старообрядцы) | Официальная Русская Православная Церковь (никонианская) |
1. | Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам | Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. |
2. | Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. | Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку |
3. | Крест почитать только вомьмиконечный. | Крест почитать только четырёхконечный |
4. | С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад. | С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. |
5. | Имя Спасителя писать: «Исус». | Имя Спасителя писать: «Иисус». |
6. | «Аллилуйя» петь дважды. | «Аллилуйя» петь трижды. |
7. | Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. | Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. |
8. | Служить литургию на семи просфорах. | Служить литургию на пяти просфорах. |
9. | В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». | Нет информации |
Вариант № 1. Ответ: 1,2,4.
Вариант № 2. Ответ: 2,5,6.