Способы представления результатов исследовательской деятельности
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:
- доклад;
- реферат;
- литературный обзор;
- рецензия;
- научная статья.
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
- краткие данные о методике исследования;
- анализ собственных научных результатов и их обобщение;
- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
- ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.
Реферат - сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».
Общие требования к разработке реферата:
¾ продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
¾ составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.
¾ разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.
¾ во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.
¾ последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
¾ проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.
¾ пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.
¾ не рекомендуется вести повествование от первого лица ед.числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме (проведенный эксперимент).
¾ каждая глава начинается с новой страницы.
¾ каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, если непрямое цитирование (пересказ мыслей автора своими словами), то необходимо также сделать ссылку на источник.
¾ обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.
¾ в конце работы сделайте обобщающий вывод.
¾ Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.
¾
Накопление и обработка научной информации
Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации.
Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике.
Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации.
Рассмотрим, в первую очередь, те издания, из которых может быть почерпнута необходимая для исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания.
Научные издания. Под научным, понимают издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.
Научные издания можно разделить на следующие виды:
¾ монография;
¾ автореферат диссертации;
¾ сборник научных трудов;
¾ материалы научной конференции
¾ научно-популярное издание.
Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы; принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ученой степени.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники; изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Учебные издания. Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.
К учебным изданиям относятся:
¾ учебник;
¾ учебное пособие;
¾ учебное наглядное пособие;
¾ учебно-методическое пособие;
¾ хрестоматия и т.д.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве учебника.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания.
Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия.
Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Учебное наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
Справочно-информационные издания. Справочным называют издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.
Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.