С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе




М. Алигер

 

Слово учителя В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас для нас в этом ничего особенного нет. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.

- Давайте познакомимся с основными этапами жизни и творчества писателя.

Маршак Самуил Яковлевич (1887 - 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в
судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом,который построил Джек»
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", Усатый –полосатый,Теремок. Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
» Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины,стихи его переведены многие языки мира

- Продолжаем знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя.

Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, он создает первый советский детский театр.
И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.


- Маршак работает в журналах для детей и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей. Благодаря ему, например, «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко.Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны.

 

- Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?

(Это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.

- Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.

После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:

Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.


Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.

Работа с пьесой.

- Одно из самых лучших произведений Маршакапьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных).

- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: