Цель, задачи, функции и направления деятельности методического объединения




 

-Создание соответствующей требованиям ФГОС НОО единой развивающей образовательной среды, побуждающей к самовыражению всех участников образовательного процесса.

 

-Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения следующих задач:

 

1) эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов;

2) ознакомление педагогов с современными педагогическими направлениями и технологиями;

3) сплочения и координации усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – улучшение образовательного процесса.

Методическое объединение выполняет следующие функции:

1) анализирует учебные возможности обучающихся, результаты образовательного процесса, в том числе внеклассной работы по предмету и внеурочной деятельности;

2) обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими продуктами;

3) планирует оказание конкретной методической помощи учителям начальных классов и учителям-предметникам;

4) организует работу методических семинаров и других форм методической работы;

5) анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;

6) согласовывает материалы для текущей и промежуточной аттестации учащихся;

7) обсуждает рабочие программы по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности в начальной школе;

8) проводит первоначальную экспертизу методической продукции;

9) изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности;

10) организует внеклассную деятельность учащихся;

11) принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;

12) организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;

13) рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;

14) организует работу наставников с молодыми спе­циалистами и малоопытными учителями;

15) разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.

Основными направлениями деятельности МО является:

1) планирование методической работы учителей начальных классов;

2) просветительская деятельность;

3) консультационная деятельность;

4) работников школы, работающих в начальных классах;

5) экспертиза и согласование методических продуктов педагогических осуществление промежуточного контроля освоения планируемых результатов начального общего образования;

6) анализ методической работы учителей.

 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания
Коллектив школы работал над темой «Учитель-ученик-совместность, сотрудничество, сотворчество- залог реализации принципов гуманистической педагогики»
Основная цель: обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников и ориентированного на саморазвитие личности школьника.
Исходя из этого, были определены следующие задачи:
- внедрение достижений передового педагогического опыта;
- внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы;
- предупреждение и преодоление недостатков и затруднений педагогической деятельности учителей;
- сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
- предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
- стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей.

Структура методической разработки состоит из объяснительной записки и основной частей.

Методическая разработка может иметь:

1.обложку;

2.титульный лист;

3.оглавление;

4.введение;

5.главы основной части;

6.заключение;

7.библиографический список;

8.приложения.

Обложка не является обязательным элементом методической разработки.

Титульный лист является первой страницей методической разработки и заполняется по строго определенным

правилам.

Выходные сведения в издательской продукции включают в себя следующие элементы:

– в верхней части полное наименование министерства; наименование образовательного учреждения;

– в средней части название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.); Фамилия,

имя, отчество, должность, квалификационная категория; в нижней части – место и год описания работы.

Заглавие отражает объект методической разработки (наименование). Название печатается прописными

(заглавными буквами).Подзаголовок – это вид документа или вид издания. Печатается строчными буквами, кроме первой прописной.

Допускается сначала указывать вид документа (методические указания, методическое пособие, методическая разработка

 

или другие), а затем учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также, могут приводиться и другие,

необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа по порядку содержит: фамилию, инициалы автора(ов), название работы,

место издания, год издания, количество страниц.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений и отражающее название данной методической разработки; организация утверждающая данную работу. Также ниже, приводится

фамилия и инициалы рецензента (ов).

После титульного листа помещается оглавление.

Оглавление (содержание)

Понятие «Оглавление» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки

оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке,

последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с

прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему

номером страницы в правом столбце оглавления.

Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного листа, или в конце

методической разработки – после списка литературы.

Введение (предисловие, пояснительная записка).

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать

тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в

педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых

моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и

обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1.актуальность и значимость данной методической разработки;

2.степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3.учебно-практическая или научная ценность;

4.объяснение того, какое место занимает данная методическая разработка (предлагаемая цель и задачи) в данном

курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5.особое внимание во введение уделяется учебной цели работы, то есть объяснение того какие знания, умения,

навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемой методической

разработкой.

В ведении также может быть в кратком виде представлена логическая структура методической разработки или

общий принцип работы с ней.

Основная часть.

В основной части методической разработки отражаются содержание и знания и умения, которые необходимы

пользователю для выполнения данной работы.

В содержании основной части необходимо точно отразить понятийный аппарат и полностью раскрыть тему.

По форме изложения она может содержать все положения пояснительной записки с существенной детализацией

позиций, связанных с конкретизацией разделов, тем и вопросов содержания разработки.

Применяются простые и целостные описания. Простое описание сводится к перечислению используемых форм

работы, методических приемов, к оценке отношения автора к своему труду, своих личностных качеств и характеристике

проведения учебно-воспитательного процесса, к представлению получаемых результатов различными количественными,

но непедагогическими параметрами. Необходим синтез многочисленных сведений, полученных на предыдущих ступенях

педагогической работы, в целостную систему, в конкретный методический опыт организации образовательной практики.

Целостное описание важно под углом зрения дальнейшего использования опыта и передачи его другим,

воспроизведение в новых условиях педагогической деятельности. Необходимо из опыта вынести основную мысль –

идею, знание построения учебно-воспитательной практики, на которой рассматривается опыт. Целесообразно раскрыть

систему средств, используемых для решения выделенных задач.

Основная часть МР должна состоять из теоретической и практической частей.

Теоретические указания. Если по данной дисциплине имеются учебные пособия, где необходимые вопросы

теории изложены на должном уровне, необходимо на него сослаться, если учебного пособия нет, то следует в

методической разработке поместить извлечение из теории, но не в доказательной форме, а в таком виде, который

требуется для выполнения данной работы.

 

В теоретическом разделе уместно также обращать внимание студентов на неточности, двусмысленности и

противоречия, встречающиеся в учебных пособиях, и давать верную трактовку или пояснения.

Здесь показывается умение кратко, ясно, логично, точно и аргументировано излагать материал.

Заключение методической разработки представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их

итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно

подменять механическим суммированием выводов.

Библиографический список составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую

работу автора.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но

является необходимой для более полного освещения материала.

При выделении видов исследовательской деятельности учителя-практика мы опирались на их описание, данное В.С. Безруковой в работе “Настольная книга педагога исследователя” [15]. Следуя классификации автора этой книги, мы также подразделяем всю исследовательскую деятельность учителей гимназии, сложившуюся в последние пять лет, на деятельность в системе “от науки – к практике” и “от практики – к науке”.

Научно-исследовательская работа в направлении от “науки – к практике” для гимназии стала наиболее распространенной, наиболее доступной, занимающей более 80% проведенных исследований. Сущность ее состоит в организации внедрения идей, состоявших в науке, описанных в ней и заимствованных из научных статей и монографий. Это направление В.С. Безрукова называет внедренческо-исследовательской деятельностью учителя.

Внедренческо-исследовательская деятельность учителей гимназии носит приспособительный характер: заимствованные рекомендации, разработки,

идеи адаптируются к конкретным условиям гимназии; как правило, это делается посредством интегрирования новаций в уже сложившуюся гимназическую практику, как части в целое.

В практику гимназии может внедряться идея любого уровня – методологического, теоретического, методического или технологического.

Введение в практику работы гимназии мировоззренческих идей стало научной проблемой буквально в последние три года. Здесь, во-первых, изменились взгляды и отношения учителей к самой науке. Господствовала боязнь, страх перед ней и даже недоверие к ее возможностям улучшать практику. Нередко это выглядело комплексом неполноценности учителя в сфере науки. Воспитание уважения к научным исследованиям и ученым несколько лет было главней задачей управления гимназией.

Во-вторых, внедрение мировоззренческих идей коснулось самого сложного – личного отношения учителя к миру и человеку в нем. Постепенный отход от материализма в его крайних формах, от марксизма-ленинизма в педагогике был связан с отказом от атеизма, классового подхода, от идеи первичности материи и вторичности сознания и признанием первичности духовно-нравственных основ воспитания и образования, роли религиозного воспитания и культурологического подхода ко всей системе образования.

В-третьих, к мировоззренческим идеям были нами отнесены принципы гуманизации образования и личностно ориентированного обучения как его составной части.

Внедрение этих новых идей шло постепенно, ибо мы имели дело с привычками, традициями и, самое главное, учительским сознанием и самосознанием. Происходило это через чтение литературы, прослушивание лекций, участие в семинарах и курсах повышения квалификации. Особенностью работы с идеями методологического характера было то, что их нельзя было навязывать, а можно было только предлагать. Никакого контроля нельзя было при этом допускать. Предлагая новые идеи, руководство гимназии понимало, что имеет дело со сложным явлением – перестройкой убеждений учителя, его добровольным выбором, что скорого результата ожидать не приходится. Идеи начинают незаметно влиять на слова, мысли, поступки и отношения учителя, постепенно вовлекая в новое миропонимание и учащихся. Технология такой мировоззренческой “методологической адаптации” включает в себя:

· рефлексию собственных методологических установок, определяющих характер и качество деятельности, а также эффективность учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся;

· выявление конкретных связей и зависимостей мировоззренческих взглядов учителя и совершаемых практических действий;

· вычленение “узких”, малоэффективных связей в системе работы и анализ их через личные мировоззренческие установки;

· подбор литературы или других источников и средств методологического просвещения;

· чтение (прослушивание) материала, осмысление его, выбор приемлемых позиций;

· сопоставление новых методологических идей со своими прежними, не позволяющими получать высокое качество образования и воспитания;

· мысленный эксперимент по смене личных взглядов и получение лучшего результата по формуле гипотезы: “Что произойдет, если я по-иному (как) буду относиться к …”;

· определение предполагаемых трудностей при смене мировоззренческих и теоретических позиций;

· выделение тех педагогических действий, которые не соответствуют новым мировоззренческим установкам и требуют замены;

· формирование вновь принятой методологической идеи в качестве общего принципа профессиональной деятельности;

· корректировка повседневной деятельности с позиций принятого нового принципа;

· наблюдение за ходом и качеством реализации нового принципа своей деятельности [15].

МЕТОДИЧЕСКОЕ:

  • Методика изложения какого-нибудь курса, раздела или темы
  • Методика организации курсового или дипломного проектирования

 

  • Методика организации выполнения лабораторной или практической работ
  • Методика организации самостоятельной работы
  • Методика опроса
  • Методика применения какого-либо новаторского метода для конкретного предмета
  • Методика проведения киноуроков по предмету
  • Методика использования технических средств обучения при изучении предмета
  • Методика организации воспитательной и профориентационной работы
  • Методика проведения открытого урока

Нормативно-правовое обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса

Нормативно-правовая база научно-методической работы представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих задачи и полномочия методической службы.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», ст. 32) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.К компетенции образовательного учреждения относятся: подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

 

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 19.03.01 г. определяет самостоятельность образовательного учреждения в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, а также устанавливает право работников на участие в управлении образовательным учреждением.

В федеральном законе от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» подчеркивается развитие научно - исследовательской и научно - технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования. «Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно - исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно - педагогических работников и повышение их квалификации».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. признает за государством обязанность обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения.

1. Нормативно – правовая документация по направлениям работы (отдельная папка), в папке МО картотека нормативно-правовой документации.

2. Положение о методическом объединении. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

3. Приказ о назначении руководителя МО

4. Функциональные обязанности руководителя методического объединения. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

5. Квалификационная характеристика кадрового состава методического объединения. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

6. Аналитический отчет о работе методического объединения за предыдущий год. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

7. График аттестации педагогических кадров (перспективный и текущий). (ПРИЛОЖЕНИЕ № 19)

8. График повышения квалификации педагогических кадров (перспективный и текущий) (ПРИЛОЖЕНИЕ № 20)

9. Цель, проблема и задачи работы школы на текущий год.

10. Цель, проблема и задачи работы методического объединения на текущий год.

11. Планирование работы методического объединения (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

а) Оформление титульного листа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6)

б) План работы методического объединения на новый учебный год. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).

в) Работа членов методического объединения над темами по самообразованию. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 8).

г) Участие членов методического объединения в инновационных процессах (если в учреждении есть инновационные площадки). (ПРИЛОЖЕНИЕ № 9).

д) Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению опыта. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 10).

е) Участие в методической работе школы, города. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 11).

ж) График проведения открытых уроков. Таблица взаимопосещения открытых уроков. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 12).

з) Информация о наставничестве. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 13).

и) Информация по проведению и результатам олимпиад (ПРИЛОЖЕНИЕ № 14).

к) План проведения предметных недель, недель педагогического мастерства. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 15).

л) Список публикаций педагогов за текущий год. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 16).

 

м) Результаты диагностики учителей методического объединения. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 17).

12. Протоколы заседаний методического объединения. Материалы выступлений. Методические рекомендации. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 18).

13. Материалы самоконтроля

14. Мониторинг работы участников методического объединения:

- контрольные работы

- качество обучения за четверть

- результативность участия в предметных олимпиадах, конкурсах и т.д

- достижения педагогов методического объединения (конкурсы профессионального мастерства, публикации, выступления, открытые уроки, мероприятия и т.д.)

 


 

Литература:

1. https://shkola.spb.ru/ (виртуальная школьная сеть)

2. https://www.nachalka.com/ (начальная школа)

3. https://n-shkola.ru/ (журнал «Начальная школа»)

4. https://www.it-n.ru/ (сеть творческих учителей)

5. https://nsc.1september.ru/index.php?year=2009&num=20 (электронная версия газеты «Начальная школа»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: