Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны. (2)Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путём поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3)Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить своё высокое божественное назначение. (4)И они готовы добиться своей цели. (5)В своём мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6)˂...˃ и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1.Основоположники мировых религий смотрят на мир с оптимизмом, потому что верят в торжество духовной силы, которая поднимет мир к вершинам подлинного совершенства.
2.Ранние библейские пророки считают, что общество должно выполнить своё высокое божественное назначение, поэтому оно не должно меняться.
3.Внешняя и внутренняя культура человечества никак не связана ни с прогрессом техническим, ни с прогрессом нравственным.
4.Основоположники мировых религий готовы добиваться своей цели для того, чтобы связать воедино прогресс технический с прогрессом нравственным.
5.Для того, чтобы общество смогло выполнить своё высокое божественное предназначение и стать подлинно совершенным, духовная сила должна восторжествовать над материальной.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
|
1.Прежде всего
2.Всё же
3.Несмотря на это
4.Поэтому
5.Итак
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗАТЬ (СВЯЗЫВАТЬ). Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом (5) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СВЯЗАТЬ, свяжу, свяжешь; связанный; сов.
1.что. Завязывая, соединить одно с другим. С. концы верёвки. С, вещи. в узел (увязать).
2.кого-что. Соединить, установить связь, общение, близость между кем-чем-н. С. посёлки железнодорожной веткой. Свяжите меня с вашим руководством. Друзья связаны на всю жизнь.
3.связанный, с чем. Сопряжённый с чем-н., влекущий за собой что-н. Дело, связанное с риском. Поездка связана с расходами.
4.связанный, с кем-чем. Близкий кому-чему-н., непосредственно относящийся к кому-чему-н. Места, связанные с памятью поэта.
5.что с чем. Установить, открыть связь, зависимость между чем-н. С. одно явление с другим.
6.кого-что. Лишить свободы действий, деятельности, стеснить чем-н. С. инициативу. С. кого-н. обещанием.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
намЕрение
дефИс
звОнят
кремЕнь
цемЕнт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
|
На вопросы мальчишка отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о вчерашнем случае.
Операция на сердце прошла УДАЧНО, хирурги прогнозируют благоприятный исход.
Последняя его выходка ПЕРЕПОЛНИЛА чашу терпения.
Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ОБОИХ дорожках
ЯРЧАЙШИЙ цвет
ЛУЧШЕ всего
ДВУМЯСТАМИ страницами
заслуженные ДИРЕКТОРА
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Трое неприятельских лошадей достались тут же в добычу победителю.
2) А в головах, пришпиленные булавками к стене, виднелись два акварельных рисунка.
3) Согласно действующим в торговле правилам, по истечению срока годности продукты должны быть сняты с продажи.
|
4) Побывав в Москве XVII века, иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
5) Нас увлекали совершенно разные предметы: как химия и биология, также и физика, казавшаяся нам хранительницей всех законов неживого мира.
6) Сейчас очень актуальна проблема нравственности, то есть вопросы нравственной среды человеческого обитания, о которой следует беспокоиться так же, как о чистоте земли и воздуха.
7) Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, учитывается авторская позиция.
8) В сообщении было написано, что я прошу прощения.
9) Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистской традиции.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
осн..щённый
инц..дент
ан..малия
з..рница
ук..ризненный
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
з... подозрить, нед... выполнить
пр... морский, пр... выкнуть
и... быточный, во... хождение
по... бросить, о... пилить
пр... мудрый, без пр... крас
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
тюл..вый
претерп..вающий
зате..ть
заманч..вый
остр..нький
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
обман…шься
добыва...мый
законч...нный
выстро…шь
усил..нный
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В предместье живут отнюдь (не)богачи.
На снег, (не)тронутый никем, легли тени.
(Не)распроданные игрушки уценили.
Дуня (не)лишена обаяния.
Вася никогда (не)стремился к славе.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
(В)ДАЛЕКЕ огни то скрывались, то показывались опять, а потом вдруг исчезли, словно их КТО(ТО) накрыл платком.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьются волны, вдали на рейде стоят корабли с убра(2)ыми парусами, а на тёмном небосклоне мерцает серебря(3)ый диск луны.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В саду было множество красивых и редких цветов и несколько плодовых деревьев.
2) Василий считался не только опытным но и весьма перспективным сотрудником.
3) В воскресенье мы опять пойдём гулять в парк или отправимся в музей или посмотрим новый фильм в кинотеатре.
4) Во дворе дети увидели только собаку на цепи да десяток кур.
5) Предлагаемый вам учебник будет полезен как начинающим музыкантам так и профессионалам.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(у), на месте которых (-ой) в предложении должны стоять запятые(ая).
В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.
(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:
− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!
(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.
− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.
(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.
(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..
− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!
(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.
(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…
(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…
(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.
(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…
(По Б. Волохову*)
*Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан».
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик был родом из деревни, поэтому он так тонко чувствовал природу и любил землю.
2) Учения закончились победой морских пехотинцев, закрепившихся на важной высоте.
3) Рассказчик после высадки на берег остался с гранатомётчиками и должен был метать гранаты в атакующие танки.
4) В больших военных учениях принимали участие моряки, сапёры и авиаторы.
5) Сержант Садык Джураев доброжелательно отнёсся к рассказчику.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложении 3 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 2.
2) Предложения 16–18 содержат описание.
3) В предложениях 24–26 представлено рассуждение.
4) В предложениях 40–41 представлено повествование.
5) В предложениях 44–48 представлено повествование.
22. Из предложений 35–39 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 30–37 найдите такое, которое связано с предыдущим притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Представленный фрагмент текста полон контрастов, благодаря которым становится очевидна основная авторская идея. Оттого совсем не удивительно, что наряду с яркими, выразительными тропами, такими как (А)_____ (предложения 46, 49) и (Б)_____ («как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне…» в предложении 48), в тексте используется такое лексическое средство выразительности, как (В)_____ («махну» в предложении 7, «ковырял» в предложении 15, «махина» в предложении 36). Среди синтаксических средств выразительности можно отметить (Г)_____ (предложения 4, 19, 35)».
Список терминов:
1) метафора
2) восклицательные предложения
3) парцелляция
4) разговорные слова
5) ряд однородных членов предложения
6) термины
7) сравнение
8) метонимия
9) ирония
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.