Влияние на другие иконографические типы




Реферат

Православной культуре

Обучающейся 22 группы

Минкиной Ирины

Тема: Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери

 

 

Вейделевка

 

Введение

1 Оригинал

1.1 Жизненный путь

1.1.1 Появление на Руси

1.1.2 Переезд в Москву

1.1.3 Чудеса

1.2 Местонахождение

2 Иконография

2.1 Оборот

2.2 Датировка и сохранность

2.3 Стиль

2.4 Оклады

3 Списки

3.1 Влияние на другие иконографические типы

Примечания
Литература

 

Введение

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной.

 

Оригинал

Жизненный путь

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом[1].

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевёз Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

  • 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея;
  • 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.
  • 1.2. Местонахождение

Икона в интерьере церкви в Толмачах

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году её изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

 

Фрагмент

 

Фрагмент

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»


2. Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон[2].

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона[3].

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская»[4] позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления [1][ нет в источнике ], оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.

 

 

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057—1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)»[5][ неавторитетный источник? ].

Списки

«Волоколамская Владимирская икона Божией Матери». 1572 г. ЦМиАР.

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

  • Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
  • Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
  • Псково-Печерская «Умиление» (1524)
  • Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)
  • Красногорская (Черногорская) (1603)
  • Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

 

Влияние на другие иконографические типы

«Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского». Симон Ушаков. 1668 г. ГТГ.

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.

Фрагмент Владимирской иконы взяла в качестве логотипа американская кинокомпания Icon Productions, принадлежащая Мелу Гибсону. В числе фильмов студии — «Страсти Христовы» и «Анна Каренина»


Примечания

  1. Л. А. Успенский. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви - www.sedmitza.ru/text/440326.html. — Коломна: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6
  2. Богоматерь Владимирская. Икона - artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14294&cat_ob_no=. Коллекция: мировая художественная культура. Российский общеобразовательный портал. Изд-во «Просвещение».
  3. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  4. Г. А. Богданов, Е. М. Кристи, В. В. Филатов, С. В. Филатов. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: [Учебник для реставрационных отделений художественных училищ - www.icon-art.info/pic.php?lng=ru&pic_id=659] / Под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр.искусство, 1986.
  5. Владимирская икона - icon-art.narod.ru/artikle8.html

Литература

  • Alpatoff M. und Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenenepoche. — Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, Bd. XLVI, Hf. II. Berlin, 1925, S. 140—155 [рус. текст: Византийская икона комниновской эпохи. / Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. — С. 9—29]
  • Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. — Прага, 1928
  • Lazarev V. Storia della pittura bizantina. — Torino, 1967, p. 204, 257
  • Кочетков И. А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003, № 3 (13). — С. 44—62.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: