Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены».




Текстуальные совпадения с «Путем актера» убираются без специальных оговорок.


[1] Марков П. А. О театре. В 4‑х т. Т. 2. М., 1974, с. 306.

 

[2] Марков П. А. О театре. В 4‑х т. Т. 1. М., 1974, с. 397.

 

[3] Там же, с. 398, 399.

 

[4] Алперс Б. В. Театральные очерки. В 2‑х т. Т. 2. М., 1977, с. 56.

 

[5] Андрей Белый. О себе как писателе. — Рукописный отдел Гос. Публичной б‑ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, запись от 27 февраля 1933 г.

 

[6] «Лит. наследство», 1963, Т. 70. М. Горький, с. 310.

 

[7] Vous êtes — настоящее время второго лица множественного числа глагола être — быть (франц.).

 

[8] Нижеследующая мысль о двух стилях принадлежит не мне и приводится здесь лишь как пояснительный пример. Кроме того, она была прочитана мной давно и я не помню точной ее формулировки. (Примеч. Чехова.)

 

[9] L’ours — медведь (франц.).

 

[10] «Хочу есть макароны!» (итал.).

 


[i] {120} Публикуется по тексту первого издания: Чехов Мих. Ал. Путь актера. Л., «Academia», 1928.

Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены».

[ii] Врач-психиатр В. В. Ольдерогге.

 

[iii] Студия Чехова была создана в 1918‑м и просуществовала до 1922 г. В октябре 1921 г. Чехов от руководства студией отказался.

 

[iv] Сын от первого брака, с А. Н. Хрущевой-Сокольниковой, у Ал. П. Чехова были сыновья Николай и Антон.

 

[v] Чехов был принят в Суворинский театр осенью 1910 г. и проработал в нем два сезона — до июня 1912 г. Роль царя Федора была впервые им сыграна 22 октября 1911 г.

 

[vi] Чехов имеет в виду актрису К. И. Дестомб, и в информационном разделе «Журнала Литературно-художественного общества» также указывалось, что «30 октября утром роль царицы Ирины играет г‑жа Дестомб». В программе же спектакля, о котором рассказывает Чехов, значится актриса И. В. Мандражи.

 

[vii] Речь, по-видимому, идет о вечерах, посвященных истории русского театра, организованных Н. Н. Арбатовым силами студентов Театрального училища имени А. С. Суворина в 1907 г. (см. Летопись М. Ч.).

 

[viii] Чехов мог видеть Б. С. Глаголина в роли Хлестакова на сцене Суворинского театра в 1909 г. Рецензент «Петербургской газеты» (1909, 17 сент.) писал: «Хлестаков у Глаголина не фат. Нет, это простодушный юноша с ветром в голове. Он не добр и не зол, он не обманщик, но он безумно молод. И когда он врет в третьем акте, когда берет деньги у чиновников в четвертом акте, когда у него все выходит “вдруг” — тут не хитрость, не фатовство. Это говорит в нем легкомысленная, безусая, увлекающаяся зеленая молодость».

 

[ix] Гастроли МХТ в Петербурге начались 26 марта 1912 г.

 

[x] Чехов был зачислен сотрудником в филиальное отделение МХТ 16 июня 1912 г.

 

[xi] Общество содействия устройству фабричных, заводских и деревенских театров, созданное в 1911 г. при участии В. В. Готовцева, и Дом имени Поленова (Дом театрального просвещения), созданный в 1915 г. художником В. Д. Поленовым частично на собственные средства, разные учреждения, хотя преследовали они аналогичные цели.

 

[xii] Фильм «Трехсотлетие царствования дома Романовых» вышел на экраны в феврале 1913 г.

 

[xiii] {121} В апреле 1913 г. Чехов приехал в Петербург с труппой МХТ на гастроли.

 

[xiv] Ал. П. Чехов умер 17 мая 1913 г.

 

[xv] Студийная книга хранится в музее МХАТ (КС, 13771). Ее страницы заполнены записями Л. А. Сулержицкого, записями, стихотворениями, рисунками Е. Б. Вахтангова, Чехова, А. А. Гейрота и других студийцев.

 

[xvi] Имеется в виду гастрольная поездка МХТ в Киев в мае 1914 г.

 

[xvii] Этот случай произошел 13 декабря 1917 г.

 

[xviii] Имеются в виду гастроли МХАТ в Западной Европе и Америке в 1922 – 1924 гг.

 

[xix] Сугубый интерес к вопросам актерской техники возник у Чехова со времени его знакомства с системой Станиславского. Впоследствии, в предисловии к своей книге «О технике актера», вышедшей в 1946 г. в Нью-Йорке, говоря о ее истоках, он напишет, что «подгляд начался в России» (см. наст. изд., т. 2).

 

[xx] С лекциями Р. Штейнера, специально посвященными звуку, жесту, цвету, эвритмии, Чехов познакомился уже после закрытия своей студии, по-видимому, в 1926 г. (см. наст. изд., п. 62).

 

[xxi] Театрами Пролеткульта, общественными самодеятельными организациями, как правило, руководили профессиональные актеры и режиссеры. В Москве насчитывалось 17 районных театральных студий.

 

[xxii] Спектакль, о котором вспоминает Чехов, состоялся 11 апреля 1921 г. После него студия, получив официальный статус и название Студия М. А. Чехова, была включена в сеть государственных студий при Наркомпросе.

 

[xxiii] Впервые после отпуска по болезни Чехов сыграл в спектакле «Праздник мира» роль Фрибэ 12 октября 1918 г.

 

[xxiv] См. наст. изд., п. 38.

 

[xxv] Репетиции «Эрика XIV» интенсивно шли в феврале — марте 1921 г. Наибольшее количество репетиций «Ревизора» с Чеховым Станиславский провел в январе, а затем в марте — мае того же года.

 

[xxvi] Генеральные репетиции «Эрика XIV» состоялись 19, 21, 25 и 26 марта.

 

[xxvii] Последний спектакль «Потопа» с участием Вахтангова в роли Фрэзера состоялся 14 февраля 1922 г.

 

[xxviii] Н. А. Чехова умерла весной 1919 г.

 

[xxix] Первые зарубежные гастроли студии проходили летом 1922 г.

 

[xxx] Эти заседания состоялись 22 и 23 сентября 1922 г.

 

[xxxi] Более подробно об этом педагогическом приеме см. во вступительной статье М. О. Кнебель к первому тому настоящего издания и в ее книге «Вся жизнь» (М., 1967, с. 126 – 128).

 

[xxxii] 5 июня 1924 г. Первая студия получила помещение Нового театра (ныне Центральный детский театр), а с 13 августа стала называться МХАТ 2‑м.

 

[xxxiii] Первая поездка Чехова в Италию состоялась летом 1925 г.

 

[xxxiv] Стихотворение А. К. Толстого.

 

[xxxv] {254} Публикуется по подлиннику (машинопись с авторской правкой. — Музей МХАТ, ф. М. Чехова). Написаны для американского «Новою журнала», где появились в 1944 – 1945 гг. Хронологически охватывают жизнь Чехова с детских лет до первых гастролей по США в 1935 г. Воспоминания не окончены.

Последний фрагмент, отделенный от остального материала тремя звездочками, печатается по тексту альманаха «Воздушные пути» (Нью-Йорк, 1963). Редактор-издатель альманаха Р. Н. Гринберг предварил эту публикацию следующим объяснением: «В 1944 году нью-йоркский “Новый журнал” печатал мемуары “Жизнь и встречи” […]. Мы предполагаем, что политическое настроение значительной части эмигрантского общества в середине 40‑х годов, вызванное военными успехами сталинских армий, заставило редакторов журнала отказаться {255} от одной части 15‑й главы этих воспоминаний. В девятой книге “Нового журнала” на 20‑й странице [см. с. 181



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: