Проектное задание №4. Пояснительная записка
Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по математике часто не хватает времени на решение и разбор таких задач. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный кружок.
Актуальность введения курса элективного курса «Решение олимпиадных задач» для учащихся 7 классов определяется необходимостью создания оптимальных условий для развития математических способностей учащихся школы и их специальной подготовки к олимпиадам и конкурсам по математике.
Программа элективного курса нацелена на выявление и развитие математических способностей у учащихся, формирование устойчивого интереса к предмету, углубление и расширение знаний по математике, творческую реализацию способностей школьников. Целевые установки программы соответствуют стратегии развития образования школы и региона.
В основе работы курса лежит принцип добровольности. Для обучения принимаются все желающие учащиеся седьмого класса.
Содержание курса дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры учащихся, расширяет возможности для самореализации личности учащихся.
Отличительные особенности кружка:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении математических задач различного характера;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах.
Данная программа по математике адресована обучающимся 7 класса в возрасте 13-14 лет. Предполагает проведение занятий в группе количеством 15 детей.
Цели:
- создать условия для развития интереса учащихся к математике;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики.
Задачи:
- сформировать представление о методах и способах решения математических задач различного характера;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач.
Срок освоения программы составляет 9 месяцев (с сентября по май) в объёме 30 часов в год.
Формы организации обучения
Формы организации занятий разнообразны: беседы, дидактические игры, конкурсы, викторины, олимпиады.
Виды занятий: комбинированное занятие и практические работы, посвященные разрешению проблемных ситуаций, обсуждению коллективных и индивидуальных решений. Ученики самостоятельно и в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания.
Режим проведения занятий: 1 занятие (45 минут) в неделю, исключая праздничные дни.
Планируемые результаты:
· Предметные:
У обучающихся сформированы представления о следующих объектах:
Ø Натуральные числа, сложение и вычитание натуральных чисел;
Ø Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг),их признаки и свойства; Площадь и периметр фигур;
Ø Задачи на переливание, взвешивание и «движение»;
Ø Элементы комбинаторики, различные комбинации из трех элементов, таблица вариантов и правило произведения
Ø Системы двух уравнений с двумя неизвестными: уравнения первой степени с двумя неизвестными; системы уравнений; способ подстановки; способ сложения; графический способ решения систем уравнений;
Ø Алгебраические дроби: алгебраическая дробь, сокращение дробей;
приведение дробей к общему знаменателю; сложение и вычитание алгебраических дробей; умножение и деление алгебраических дробей;
Ø Одночлены и многочлены: степень с натуральным показателем; свойства степени с натуральным показателем; одночлен, стандартный вид одночлена; умножение одночленов; многочлены; приведение подобных членов; сложение и вычитание многочленов; умножение многочлена на одночлен; умножение многочлена на многочлен;
· Личностные:
Ø уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Ø уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Ø иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Ø уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Ø Обладать способностью к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
· Метапредметные
Регулятивные УУД:
ü самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебных действий; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
ü проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
ü самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; проявлять внимание, доброжелательность в споре дискуссии; сравнивать различные точки зрения; оценивать свои и чужие поступки.
Обучающиеся научатся:
v находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
v оценивать логическую правильность рассуждений;
v распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
v решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
v уметь составлять занимательные задачи;
v применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
v применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
v применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.