Выявление фронтальной поверхности




Выявить фронтальную поверхность означает:

Выявить ее истинный геометрический вид и характер поверхности, если она криволинейная в натуре;

Выявить ее положение в пространстве по отношению к основным координатам и к зрителю.

Фронтальная поверхность, о которой пойдет речь, представляет собой одну из сторон какого-либо объема. Зритель может двигаться или в направлении к поверхности (рис. 4) или вдоль ее (рис. 5).

Фронтальная поверхность характеризуется:

1. Соотношением ширины поверхности к высоте – высота и ширина равны или почти равны (рис. 1); поверхность вытянута по горизонтальной координате (рис. 2); поверхность вытянута по вертикальной координате (рис. 3).

2. Поверхность в плане может быть: прямолинейной (рис. 6) или циркульной кривой (рис. 7), ломаного очертания (рис. 8), сложной криволинейной формы (рис. 9), образованной сочетанием прямолинейных и криволинейных участков (рис. 10).

3. Силуэт может быть: симметричным и асимметричным (рис. 11, 12), по очертанию от прямоугольных до более сложных. Наиболее типичен для фронтальной поверхности прямоугольник. При наклоне боковых сторон плоскости могут восприниматься наклоненными от зрителя. При наклоне верхней стороны создается ощущение поворота плоскости от зрителя в одну из сторон – перспектива (рис. 13). Криволинейная изогнутость сторон создает иллюзию деформации поверхности (рис. 14).

4. Положение плоскости по отношению к зрителю может быть вертикальным (рис. 15), наклоненным на зрителя (рис. 16) или от него (рис. 17). Фронтальная поверхность сама по себе еще не обладает необходимой выразительностью. Задача состоит в том, чтобы подчеркнуть ее характер, положение в пространстве, сделать ее выразительной при направленном и рассеянном освещении.

5. Членение по характеру – полные (рис. 18) и неполные (рис. 19);

по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные (рис. 20); по очертанию – прямолинейные, криволинейные, сложные (рис. 21); по пластическому выражению – в плоскости (рис. 22), выступающие (рис. 23), заглубленные (рис. 24);

сопоставление контрастных по форме поверхностей (рис. 25);

контрастное и нюансное соотношение массы и пространства (рис. 26);

фактура и цвет (рис. 27).

Все перечисленные приемы выявления служат также средствами построения композиции данной поверхности.

Выявляя фронтальную поверхность, можно использовать одно или несколько перечисленных средств выразительности. При этом необходимо помнить, что чем меньше будет использовано средств, чем точнее и уместней они будут, тем яснее композиция, тем лучше она будет восприниматься зрителем.

 

 

1.3. Некоторые рекомендации при выполнении фронтальной композиции в технике макетирования

 

Для учебного макетирования используется бумага, картон, эглин, иногда пенопласт.

Лучший материал для упражнений – плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон.

Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом.

В работе над композицией из бумаги необходимо отметить несколько важных моментов.

Большое значение имеет бумага в выявлении пластики формы. Она обладает богатыми светотеневыми качествами (отражательная способность ее очень высока), поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом.

Это важно в заданиях, где выразительность композиции зависит от пластической разработки ее элементов: задания на построение и выявление фронтальной композиции. Темный картон, эглин не обладают этими качествами.

Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты макета к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения.

Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. От направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая ее поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельченную трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски, одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью шила или карандаша необходимо скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая – покрыта мелкими трещинами. Это подскажет вам выбор текстуры при выполнении объемно-пространственных структур цилиндрического характера.

Бумага – легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию, изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Любая композиция создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью резака. Стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края до края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба, которая неожиданно преобразует всю поверхность бумаги. Следует помнить, что глубина надреза не должна превышать половину толщины листа. В случае его недостаточной глубины лист либо не согнется, а сомнется, либо сформируется нечетко. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез заготовки.

Приступая к работе над композицией, можно первые эскизные пробы делать в графике, на листе бумаги, затем продолжать поиск уже в макете. Хорошие пропорции и тонкая проработка пластики элементов, гармония массы и четкость линий как неотъемлемая часть учебной композиции зависит от техники выполнения макета.

Макет нельзя делать из рулонной и деформированной бумаги. Бумагу предварительно необходимо натянуть на подрамник (исключение – акварельные и чертежные папки), в противном случае поверхности граней будут коробиться, а форму «поведет».

Инструменты:

1. Резак (инструмент для резания бумаги).

2. Шило (канцелярское) необходимо для следующих операций: прокалывания отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралевидных форм, нанесения клея, поддержка элементов конструкций при склеивании.

3. Ножницы. В комплекте можно иметь полукруглые медицинские ножницы.

4. Металлические линейки длиной 25-30 см или 50-100 см. при нанесении криволинейных надрезов можно использовать различные лекала.

5. Дыроколы, пробойники и т.д. (при необходимости достижения нужных эффектов).

Склеивание макета.

Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА, который обладает всеми качествами необходимыми в работе с бумагой. Быстрота высыхания – одно из преимуществ ПВА перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую на бумаге. Клей не имеет запаха, гигиеничен, легко смывается с рук.

Склеивают макеты несколькими способами.

Лучший из них – склеивание в «торец»: отрезок бумаги приклеивают перпендикулярно к поверхности другого отрезка. Иногда необходимо склеить «встык» два торца – при склеивании криволинейных элементов, при наращивании и т.п. Соединение «внахлестку» коробит бумагу, поэтому применять этот способ надо в крайнем случае. Стык как перпендикулярный, так и под углом можно делать отгибом бумаги, а так как линии макета должны быть предельно четки, надо обязательно делать надрез по линии сгиба: выступающий угол следует надрезать с лицевой, входящий (западающий) – с изнаночной стороны развертки.

Часто появляется необходимость обеспечит прочность макета, иначе может быть деформация углов и поверхностей. В таких случаях проклеивают каркас из полосок бумаги, аналогично подклеивают каркас и к нижней части стороне подмакетника.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные – по изготовленному из плотной бумаги лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа. От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: