ППрактика осознанности в жизни. Глава Первая.




Вся наша работа будет строиться на идеи целостности человека. Суть этой идеи в том, что любой внутренний процесс в человеке выражается сразу на нескольких уровнях. Для удобства мы можем взять несколько таких уровней, с которыми мы будем работать на практикуме.

Уровни:

Тело
Дыхание
Эмоции и Чувства
Энергия
Мысли

Рассмотрим ситуацию конфликта с любым человеком.
Этот конфликт будет выражаться напряжением или слабостью в каких-либо частях тела. Иногда мы можем ощущать жжение, давление, покалывание, холод и любые другие ощущения, сопровождающие ситуацию и ваше состояние сознания. Ощущения могут быть различны, но они обязательно будут присутствовать.
Дыхание в конфликтной ситуации не останется ровным и глубоким. Обычно оно учащается или замирает вовсе, часто становясь поверхностным.
Различия проявлений на уровнях тела и дыхания отличается в зависимости от того, какая эмоция испытывается в конфликтной ситуации. Гнев или Страх будут запускать разные процессы внутри человека.
Чтобы мы не делали, у нас никогда не бывает моментов, когда что-нибудь бы в нас не происходило. Ситуаций когда мы ничего не чувствуем не существует. Всегда нашему состоянию соответствуют какие-либо эмоции. Переживания не обязательно должны быть бурными и их часто бывает сложно различить без тренировки. Можно назвать это настроением или душевным состоянием. Это состояние тоже будет отражаться на вашем теле и дыхании.
Разные состояния тела, дыхания и эмоции соотносятся с течением внутренних энергий.
Мы можем увидеть и взаимосвязь мыслей с нашим состоянием. Во время депрессии вряд ли у вас будут радостные или мотивирующие мысли. Общий тонус вашего состояния будет выражаться и во внутреннем диалоге, где размышления будут выставлять мир в мрачном свете.
Наблюдая себя мы можем увидеть, что воздействие на один из наших уровней приводит к изменению и всех остальных. Так, если во время конфликта расслабить свое тело, то гнев начнет утихать, дыхание выравнивается, энергии начинают циркулировать иначе, а мысли становятся более мирными.
Тоже самое произойдет, если мы воздействуем на эмоции, вызывая в момент конфликта любовь и сострадание; либо если сумеем успокоить наше дыхание и перенаправить энергии; или же начнем размышлять более трезво относительно нашей ситуации.
Сложность в том, что существует определенное равновесие в человеке. Можно представить, что каждый из уровней человека - это гиря, которая кладется на одну из чаш весов. В ситуации конфликта все эти уровни ложатся на его сторону, и мы, работая только с одним из уровней перекладываем отдельную гирю на чашу внутренней гармонии. Тем не менее, перевес остается не на выгодной стороне. Чтобы перевесить другую чашу нам нужно много усилий. Эта задача упрощается, если мы работаем сразу с несколькими уровнями.. Например, успокаивая дыхание и расслабляя тело нам все проще становится изменить эмоциональное, ментальное и энергетическое состояние. Также и с остальными уровнями: чем больше их мы задействуем, тем проще нам управлять человеком целостно.

Наша практическая работа будет начинаться с осознания телесных процессов и их влияния на общее состояние человека. Тело обычного человека с трудом может находиться в покое. Если мы присмотримся к себе, то увидим множество напряжений и непроизвольных движений. Тело подобно нашему уму и другим уровням человека: ни на секунду ему нет покоя в блаженном умиротворении. Оно постоянно несет на себе отпечаток невротической тревоги.
Не так давно, нам с супругой довелось побывать на встрече с Непальским буддийским Мастером Джигме Ринпоче, который, размышляя о теме духовности, сказал такую простую, но впечатляющую вещь: “За годы практики одна из самых ценных реализаций, которую я достиг, это возможность просто сидеть. Сидеть и не испытывать никаких тревог. Сидеть и находиться в полном удовлетворении моментом сейчас. Переживать самую простую радость и удовлетворение, от того, что этот самый момент существует.”
Счастье, к которому стремятся все живые существа, как эмоциональное переживание, тоже отражается на уровне тела, энергий, дыхания и ума. Это состояние невозможно купить или заслужить какими либо свершениями, кроме как самопознанием и освобождением всего своего человеческого существа от невротических омрачений. Когда вы достигнете такого счастья, то ничто не сможет его у вас забрать. Из гармоничного состояния сознания человек способен свободно творить свою судьбу, выстраивать счастливые отношения с другими людьми, реализовывать весь свой потенциал.
С точки зрения тибетской йоги, когда тело без активности находится в уравновешенной позе (поза Вайрочаны), то энергия вся собирается в центральном канале, что приводит к переживанию ясности и блаженства.
Наверняка, те из вас, кто пробовал сидеть долго без движений и отвлечений могут поделиться опытом не столь приятным, как его описывают блаженные йоги. Во время сессии неподвижной тишины обычные люди начинают осознавать все свое напряжение и тревоги и хотят поскорее прервать эту пытку занявшись чем-нибудь другим. Энергия направляется не в центральный канал, а пытается найти разрядку хоть через какую нибудь активность тела, мыслей или чувств.
Так почему же для того чтобы просто сидеть и быть счастливым приходится учиться годами и подобным счастьем могут похвастаться немногие опытные практики? Постепенно рассматривая свое состояние нам станет это понятно.
За всем нашим беспокойством и напряжением конечно же стоят конкретные причины, но для начала нам полезно будет просто осознавать их проявления на уровне тела. Тело является самым плотным из уровней человека и это позволяет максимально эффективно его использовать как монитор происходящих внутри человека процессов. К тому же, управление телом нам понятнее и привычнее, чем управление дыханием, энергией, эмоциями и мыслями.

Значительно упростив сложную структуру устройства человека мы можем сказать, что все процессы внутри человека имеют бинарную (двойственную) природу. Например, у тела есть режим напряжения и расслабления. На уровне дыхания это вдох и выдох. Эмоции также могут быть возбуждающими и умиротворяющими. Иногда их называют стенические и астенические. Ментальные усилия тоже можно рассмотреть как режимы активности и пассивности. Все это можно представить в виде импульсов нервной системы.
Тут мы подходим к попытке понимания того, как должны гармонично работать все уровни. Так что же в человеке происходит не правильно? Многие духовные традиции пытаются осуждать эмоции, желания, мысли или действия. Но суть не в самих их проявлении, а в том, что они неуправляемо и без перерыва находятся в активности. Тело постоянно напряжено, дыхание тяжелое и поверхностное, эмоции бурлят всеми неприятными красками, а мысли проносятся как ураган отрывая нас от момента сейчас. В противоположность этому мы можем представить человека, который задействует напряжение и расслабление в теле, когда это необходимо для работы. Мысли тоже полезный инструмент для размышления и планирования своих действий. На эмоциональном уровне такой человек может испытывать покой и удовлетворение, но когда необходимо чувства адекватно реагируют обстоятельствам, не залипая на тревожащих моментах. Достаточно того, что человек прочувствовал реальный момент жизни и пошел дальше. Хорошим примером этого может быть какой либо драматический кинофильм. Например, одна из моих любимых драм детства “Зеленая Миля”. Во время просмотра фильма эмоционально здоровый человек испытывает тревогу, сострадание, радость и прочий спектр чувств. Но когда фильм окончен, т.е. человек выходит из ситуации, он тут же возвращается в умиротворенное состояние. Основываясь на этом примере мы можем сделать вывод, что эмоции сами по себе не могут быть чем-то нежелательным. Проблема возникает тогда, когда человек залипает на каких-либо переживаниях, не возвращаясь к состоянию покоя и счастья. Отпуская человек возвращается к своему естественному состоянию. В этот момент происходит восстановление нервной системы и потраченной энергии. Тело расслабляется, дыхание восстанавливает свой глубокий и неспешный темп, мысли затихают.
Наша практика начинается с самонаблюдения, во время которого мы осознаем, что происходит на каждом из наших уровней. В продолжение практики, добавляются упражнения, которые позволяют влиять на каждый из уровней, и, тем самым подкрепляют понимание работы. Так приобретается навык управления собой.

Завершается практика самоосвобождением: приведением всего нашего существа к естественной работе посредством устранения причин неосознанности. Простой пример этому может быть работа с напряжением в плечах. Вначале мы наблюдаем себя и осознаем, что наши плечи постоянно напряжены, и изучаем причины по которым это происходит. Затем учимся сознательно напрягать и расслаблять плечи. Поняв весь этот процесс мы устраняем причины неосознанного напряжения. Сейчас вам может быть не совсем понятно, как это все будет происходить, но понимание приходит только с практикой, к которой мы обязательно дойдем с вами. Без теоретического обоснования практиковать и правильно понимать результаты нашего самонаблюдения будет сложно.

Сейчас будет очень полезно внести различия между двумя терминами: самоконтроль и самообладание. Контроль подразумевает сдерживание, борьбу, подавление импульсов. Например, когда человек злится у него при контроле себя есть выбор: проявить свой гнев либо проявить сдержанность. Т.е. энергия может быть высвобождена или она может быть заблокирована. Самообладание же даёт нам больше возможностей. В этом режиме без волевого импульса человека вообще ничего не происходит. В ответ на раздражитель необходимо выбрать творческую ответную реакцию. Если человек не выбирает, то остается в покое, а если выбирает, то он может удивиться, развеселиться, расстроиться, разгневаться, испугаться и всё, что его душе угодно. Такая свобода возникает когда раздражающий внешний импульс проходит сквозь человека не вызывая внутреннего напряжения. Человек имеющий самообладание не имеет болевых точек, на которые можно было бы давить. У него нет рычагов, которыми можно было бы извне вызвать определенную реакцию. Человек с самоконтролем жесткий как стена. Человек с самообладанием безграничный и недосягаемый как небо. Самообладание может проявляться на всех уровнях человека: осознанные движения, осознанные чувства, осознанные мысли, осознанное энергетическое состояние. Другими словами, все уровни становятся творческим осознанным инструментом. Думаю, это звучит очень привлекательно, особенно для тех, кто пробовал осознавать или контролировать свои движения, речь, чувства и мысли. Контроль - это занятие утомительное и истощающее. После того как человек устает от контроля, вся сдерживаемая ранее энергия начинает вырываться хаотичными проявлениями.

Стоит рассмотреть еще один из важных постулатов используемых в духовных традициях йоги, буддизма, даосизма и суфизма. Этот постулат гласит, что человек СПИТ. Под сном подразумевается невротическая активность. Человек делает, думает, чувствует и действует механистически, соответствующе тому, как он сформировался. А сформировался он чаще всего благодаря различным детским травмам или бессознательным поведенческим импринтам полученным от родителей. Не смотря на то, что каждый поступок и реакция приписывается его собственному Я, на самом деле реагировать или поступать иначе он не может. Человек не выбирает любить ему ближнего или нет. Он не выбирает злиться ему или сострадать. Соврать или сказать правду. Иллюзия выбора развеивается, когда мы ставим себе сознательные цели. Например, не произносить местоимение Я в разговоре, проходить дверные проемы переступая их каждый раз с разной ноги. Самые простые упражнения показывают, что мы не владеем ни своими действиями, ни речью, ни тем более чувствами, мыслями или энергиями и уж тем более глубинными мотивациями. Но чтобы это увидеть нужно уже быть хоть немного бодрствующим, т.е. присутствовать в состоянии самонаблюдения продолжительное время. Делая первые шаги против течения своей механичности человек испытывает ужас и разочарование в себе, но только это приводит нас на путь ведущий к пробуждению от этого СНА. Когда мы читаем святые книги каждый из нас ощущает родство высших идеалов, которые пронизывают каждую страницу, но даже интуитивно ощущая всю истинность этих заветов,, мы не имеем возможности следовать таким примерам. Иначе бы оказалось достаточно просто прочитать книгу, и все бы возлюбили ближнего своего и жили как одна семья, заботясь друг о друге.
Разочарование в собственной осознанности и свободной воле - болезненный процесс, но сам факт разочарования (выхода из под чар неведения) уже является значительным шагом к пробуждению осознанности. Важно в ответ на такое открытие не попасть в ловушку уныния или гнева по отношению к себе. Отрицая себя, других и мир мы и попали в такое незавидное положение. Выходом же из этой ситуации будет развитие любви и сострадания к себе. Под любовью в данном контексте подразумевается активная сила, направленная на увеличение счастья и гармонии для себя, других и мира. Состраданием же мы называем открытость осознавания для любых неприятных переживаний, связанных с самим собой, другими людьми или миром. Например, мы можем сострадать себе, т.е. оставаться открытым к своим чувствам, разделять чувства по отношению к переживаниям друга, потерявшего свою любимую собаку. Также мы можем оставаться сострадающими в отношении загрязнений природной среды. Важно понимать, что истинное сострадание зажигает в нас любовь - энергию творческой активности. Тогда в нас возникает желание поддержать, помочь, исправить к лучшему. Можно сказать, что это стремление увеличить гармонию и счастье в мире. Кто-то может сказать, что сложно увеличить счастье и гармонию, не зная к чему приведет наша активность. Не слишком конструктивно насаждать добро миру.. Однако большинство из нас хоть раз имели опыт общения с любящими людьми. Такой человек обычно открыт для того, чтобы помочь, если это необходимо и этого более чем достаточно. Открытое сердце не отменяет необходимости мудрости в своих проявлениях. Так, когда мы сталкиваемся с открытием своего неосознанного состояния, любовь проявляется как активное стремление понять и применить знания на практике, чтобы освободить себя от невротического транса.

Следующий важный постулат для нашей работы можно обозначить термином БЕЗУПРЕЧНОСТЬ. Под безупречностью я понимаю не мораль и не педантичность в своих действиях; предположение, что безупречность - это возможность никогда не совершать ошибок не верна. Не совершает ошибок только тот, кто ничему не учится. Обучение всегда происходит от действий несовершенных к более искусным. Например, Мастер Георгий Иванович Гурджиев говорит, что безупречный человек может осознанно жить как животное в своей квартире и осознанно не заботиться о каких-то для него не важных моментах в жизни. (Можно почитать воспоминания о Гурджиеве в книге Фрица Питерса - Детство с Гурджиевым). Безупречность - это энергетический факт. Одни и те же действия совершаемые нами могут приводить к энергетическому опустошению или наполнять нас. Если каждый день приводит к тому, что мы становимся сильнее, накапливаем жизненные силы и большую осознанность, то можно сказать, что мы были достаточно безупречны. Если же мы сливаем всю энергию за день, опустошаем себя, истощаем свою нервную систему, то мы вряд ли находились в состоянии безупречности. Тут важно отслеживать, что приводит нас к опустошению? Какие бессознательные механизмы нами управляли? Чтобы понять это, мы будем учиться наблюдать, чувствовать и осознавать себя каждый день. Наблюдение за собственной небезупречностью дает нам практические цели для внутренней работы. У многих практиков нет ясного понимания над чем в себе нужно работать. Некоторые могут признать, что они не пробужденные, не имеют безупречности и глубокой осознанности, но в чем их отсутствие проявляется ответить могут не многие. Выявляя конкретные проблемы, мы можем использовать общую теорию, описывающую работу нашего сознания и найти методы их решения. Так практика становится не морализаторством и не мечтанием о Высшем Сознании и Бытии, а вполне понятной каждодневной работой над собой.

Далее мы поговорим про ОБРАЗ СЕБЯ. Это следующая идея необходимая для нашей работы. Образ себя - это определенный паттерн восприятия, чувствования, мышления и действия. Этот паттерн создает самосознание и мироощущение. Это представление о том, кто мы есть и о том, что из себя представляет мир. На основе этих представлений происходят все наши поступки. Образ себя обычно воспринимается как нечто объективное. У человека присутствует уверенность, что он именно такой, а не иначе. Самоидентификация строится на основе личной истории (определенном образом интерпретированные факты жизни, которые подтасовывают так, чтобы оправдать свой образ себя) и совокупности качеств ЭГО и КОНТР-ЭТО.
Качествами ЭГО мы будем называть все качества, которыми человек гордится в себе и которые пытается демонстрировать миру, чтобы получить от мира положительное подкрепление в виде признания.
Качества КОНТР-ЭГО - это качество, которые человек либо отрицает в себе вовсе, либо ненавидит, презирает, стыдится и так далее.
Для примера мы можем взять человека, который будет гордиться своей пунктуальностью, трудолюбием и надежностью. Это качества его ЭГО. Качествами КОНТР-ЭГО будет безответственность, ненадежность, легкомыслие и пр. Личная истории же его будет содержать скорее всего рассказ как ему приходилось тяжело работать и достигать успехов имея дело с ненадежными людьми. Подобный ОБРАЗ СЕБЯ является жестким панцирем, защищающим человека от реального контакта с самим собой, другими людьми и миром.

Человек представляет из себя абсолютную совокупность всех внутренних качеств, т.е. изначальная свободная творческая воля человека может проявляться через любые качества характера. Человек может быть ласковым или суровым, может быть дисциплинированным или беззаботным по собственной свободной творческой воле. В нас есть любые качества. Они даны нам как коробка с инструментами. Мы можем проявлять их или нет, но возможность этого у нас всегда есть. Осуждая какие-либо качества, мы отрицаем себя и других людей. Мы отходим от возможности безусловной любви и переходим к режиму любви по правилам. “Если ты будешь проявлять качества, которые для меня приемлемы то я буду любить тебя.” Эту фразу мы постоянно бессознательно твердим себе и другим. Но также зная, что в каждом из нас есть все, мы никогда не сможем полюбить, так как в глубине скрывается то, что мы осуждаем. Чтобы любить других полностью, нужно любить себя полностью, а чтобы любить себя полность, нужно любить других. Такая взаимосвязь дает нам возможность самопознания и простор для роста исходя из наблюдения за отношением к себе или другим людям.

Из этого также следует что ОБРАЗ СЕБЯ - это клетка, ограничивающая свободу проявления человека. Есть ситуации в которых хорошо быть улыбчивым и угождающим, а есть ситуации где нужно быть жестким и непреклонным. Создавая жесткий ОБРАЗ СЕБЯ мы теряем большую степень свободы и способности действовать адекватно обстоятельствам. Можно назвать ОБРАЗ СЕБЯ жизненной деформацией свободного духа, благодаря которой мы теряем свободу проявления и счастье от безусловной любви. Человек с жестким ОБРАЗОМ СЕБЯ будет очень скучным и предсказуемым. Им достаточно легко манипулировать, понимая его механические реакции. Например, можно надавить на чувство ответственности или на желание казаться добрым и отзывчивым. Отказать вам - будет означать несоответствие своему образу. Так многие люди часто делают то, что им не в радость, не понимая почему они не могут иначе.

Для нас сейчас также интересно, что этот ОБРАЗ СЕБЯ будет выражаться и на уровне ТЕЛА. Это будут определенные движения, жесты, мимика, интонации голоса, осанка и многое другое. Неосознанное мышечное напряжение в теле, энергетические блоки, зажатое дыхание и эмоциональный фон идущий от человека тоже указывают на его жесткий ОБРАЗ СЕБЯ. Например, человек ОБРАЗ СЕБЯ которого строится вокруг дружелюбности будет часто улыбаться, даже когда это не обязательно и ничего радостного сейчас не происходит. Человек с ОБРАЗОМ СЕБЯ основанном на ответственности будет находиться постоянно в физическом напряжении так как будто он титан несущий небо на своих плечах. Начиная работать с расслаблением тела, мы постепенно уже начнем отпускать рамки нашего образа себя. Человек, находящийся в расслабленности и не играющий в данный момент ни одну из своих ролей, может почувствовать себя запредельным этим ролям. Осознать себя как того, кто приводит игру к активности, того кто стоит запредельно всем ОБРАЗАМ СЕБЯ. Кем становится актер уходя со сцены? Есть ли у него какая-либо форма? Так постепенно мы приближаемся к осознанию себя настоящего, не связанного ОБРАЗОМ СЕБЯ. Я, вглядываясь в свою глубину, вижу бескрайнюю пустоту, из которой рождаются свободные импульсы творческой активности в форме воли, чувств, желаний и мыслей. Эта ПУСТОТА есть источник как действия, так и осознавания. ПУСТОТОЙ ее можно назвать только за неимением других более подходящих слов. С тем же результатом ее можно назвать ПРОСТРАНСТВОМ, ВНУТРЕННИМ НЕБОМ, ДУХОМ, АТМАНОМ, ДХАРМАКАЕЙ или как вам будет угодно. Сути того, что это есть не изменяет. Для творческого проявления мы всегда используем какой-нибудь образ. Сейчас, общаясь с вами, я использую образ ведущего. Это моя осознанная роль на данный момент. В других ситуациях у меня будут другие образы проявления, другие роли. Свободно менять свои роли, не застревая в них, и есть одна из наших творческих задач. Так мы можем раскрыть и воплотить в жизни весь наш потенциал. Научиться быть любым соответственно творческой необходимости. Но останавливаясь, важно уметь осознавать СЕБЯ как ИСТОЧНИК любого проявления, запредельного и вечно свободного от любого образа.

Сегодня у нас первое вводное занятие на котором я ставлю цель только затронуть основные вопросы, которые в дальнейшем мы будем более подробно разбирать и воплощать на практике.

Далее стоит подойти непосредственно к практике: попробуйте почувствовать кончики пальцев на обеих руках. Если не получается на обеих, то пока начните с одной. Пусть ощущения станут как можно более яркими. Побыв с этими ощущениями пару минут можно распространить осознанность на обе кисти целиком. Почувствуйте пальцы, ладони и тыльную сторону и запястье. Посидите так какое-то время максимально осознавая кисти своих рук. Пусть ощущения от рук станут как можно ярче. Отметьте для себя меняется ли ваше состояние с расслаблением рук?

Наше бессознательное плотно связанно с руками. Многие из вас слышали про автоматическое письмо или про виды арт-терапии основанные на лепке или рисовании. Иногда знахари и мануальные терапевты утверждают, что руки делают всю основную работу сами, и тут речь идет не о моторном навыке, доведенном до автоматизма, а о интуитивных автономных действиях. Возможно, вы чувствуете напряжение в кистях рук? Это может быть выражением психологической потребности контролировать или удерживать что-либо. Возможно, это неосознаваемый гнев, создающий тонус для сжатия кулаков. Выражение нашего бессознательного в кистях рук может быть очень разнообразным. Это может быть потребность ласкать, отдавать или просить, тянуться к чему-нибудь, отталкивать или защищаться.. Прислушайтесь к чувствам, которые возникают во время направления внимания на руки. Могут возникать какие-либо эмоции, желания или потребности. Желания не только получить, но и избежать чего-либо. Так мы делаем попытку выйти через физический уровень на осознавание уровня эмоционального.

Через руки легче всего настроиться на ощущение энергий, что нам в дальнейшем обязательно пригодится. Если вы в течении какого-то времени будете внимательно осознавать свои кисти, то скорее всего придет и чувствование энергий руками. Ощущение пульсации, вибрации и поля от предметов и людей обычно осознаются достаточно быстро. Часто бывают и самые непредсказуемые связи между руками и содержанием бессознательного. Попробуйте глубоко проникнуть вниманием в кисти рук. Почувствуйте, каждую косточку, мышцы, сухожилия, кожу, пульсацию крови в руках и их теплоту, холод, покалывание или вибрации. Кисти достаточно легко удерживать своим вниманием, поэтому они являются хорошим объектом для медитации.

Наблюдая руки вы начнете осознавать свои жесты и невротические движения. Первые сутки стоит уделить непрерывному ощущению кистей рук. Далее в течении недели распространите свое осознание на обе руки целиком. От кончиков пальцев до плеч. Старайтесь развивать непрерывное внимание. Внимание должно быть мягким и не напрягающим вас. Просто открывайтесь для осознавания рук. Не нужно потужных усилий. Вспоминайте о практике и будьте открытым для ощущений рук все время. Вы будете забывать про практику регулярно, но постоянно возвращайтесь к ней. Помните, что не стоит быть к себе слишком строгим. Человек существо крайне неосознанное, но мы с состраданием и любовью постепенно сможем взрастить эту осознанность. Ощущать руки можно и в момент засыпания. В этот момент будет хорошо видно не напряженно ли вы используете внимание. Если вы напрягаетесь и используете контроль, а не расслабление и открытость по отношению к ощущению рук, то вы просто не сможете заснуть. Также если вы будете делать эту практику на контроле и напряжении, вы будете ощущать усталость, раздражение и истощение вместо наполнения энергией, которое должно происходить благодаря этой практики. Расслабление и открытость осознавания ближе всего к деконцентрации. Это усилие приводит к тому, чтобы внимание расширялось и ум прояснялся. Контроль же это сужение внимания, удерживание его на объекте. Контроль это не то, что нам нужно в практике осознанности. Контроль помогает нам не лениться и помнить о практике, но он же может утомлять и сужать наше внимание. Попробуйте найти правильное усилие, которое будет похоже на открытость по отношению к ощущениям. Оно должно умиротворять, расслаблять и делать вас проще и радостнее. Контроль делает нас очень серьезными и важными, но это не то, что нам в данный момент нужно.

Ощущая каждую секунду обе руки целиком вы начнете расслаблять значительную группу мышц, а вместе с этим высвободится и психическая энергия связанная с телесным напряжением. К тому же, эта практика замечательный якорь осознанности. Как только вы забыли про практику можете быть уверенным, что вы потеряли осознанность. Бывает и так, что человек решил выполнять эту практику постоянно, но в следующий раз вспоминает о ней только через пару дней. Если в течении дня помнить про практику совсем не получается, то можно заводить себе будильники, которые бы напоминали вам про руки время от времени. Если вы хотите серьезно заняться воплощением этих знаний в жизни, то вам следует завести тетрадь, дневник практики, в котором вы будете отчитываться о проделанной работе. Лучше всего записывать ваши результаты перед сном. В дальнейшем, когда заданий наберется больше, необходимость дневника возрастёт.

Практика удержания внимания на теле пригодится нам и в осознанных сновидениях. Я использую осознавание своего тела в сновидениях для того, чтобы стабильно удерживаться внутри сна. Пока вы ощущаете сновиденное тело, связь с вашим физическим телом будет слабее и она не приведет вас к преждевременному пробуждению.

Практика чувствование рук в течении дня создаст отпечатки этих ощущений в вашем уме. Вы можете начать тренироваться в их воспроизведении по памяти. Попробуйте вспомнить как вы поднимаете руку и опускаете ее. Сядьте, положите руки на колени, а потом поднимите одну или обе руки. Осознавайте малейшие оттенки возникающих ощущений. Делайте это упражнение какое то время, а потом положив руки на колени, воспроизведите в памяти ощущения от этих движений. Вы можете потереть руки друг об друга, а потом попробовать повторить эти ощущения в уме. Если у вас будут получаться такие простые движения, то можете переходить и к более сложным пассам. Полезно запоминать и воспроизводить ощущения ощупывания своего тела. Это упражнение наверное самое эффективное для наших целей.

Так вы будете учиться важной практике, помогающей войти в осознанное сновидение. Суть ее в том, что в момент засыпания вы сможете воспроизводить фантомные ощущения и движения тела. Чем глубже вы будете погружаться в дрему, тем ярче эти ощущения будут становиться, и в какой-то момент ваше сознание полностью перейдет в тело созданное вашим умом. Это один из моих любимых способов входить в осознанное сновидение. Я поговорю о нем подробнее в части посвященной практике сновидений, но уже сейчас будет полезно начать к этому готовиться.

Следующее задание будет снова касаться практики осознанности в жизни. Суть его в том, что каждый раз проходя через дверные проемы вы должны переступать их осознанно. Для этого мы можем использовать вот такое упражнение: попробуйте проходить четные дни недели дверные проемы с левой ноги, а нечетные с правой. Если вам это упражнение покажется слишком простым, то попробуйте каждый новый дверной проем проходить с разных ног. Не забывайте про транспорт и другие возможности потренироваться.

Каждый раз проходя дверной проем вспоминайте про остальные задания. Проверяйте не забыли ли вы ощущать руки.

Если для вас это задание кажется слишком сложным, то выделите отдельное время и погуляйте по квартире осознанно проходя двери. Это поможет войти в практику. Это задание служит хорошим тестом вашей осознанности. Не расстраивайтесь, если у вас по началу получится хуже, чем вам хотелось бы. Помните про любовь и сострадание к себе во время нашей работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: