А) Главный герой представления - масса.




Тема: ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫСПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА СТАДИОНЕ

Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Это касается таких, например, жанров зрелищного искусства, как режиссура театра или театральная режиссура, режиссура балета или балетная режиссура, режиссура цирка или цирковая режиссура, и, конечно, режиссура спортивно-художественных представлений или спортивная режиссура и др.

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики и обобщения.

По своей архитектонике спортивно-художественные представления на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.

В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художественных представлениях нередко участвуют более 20 000 человек. Такая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влияние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:

а) Главный герой представления - масса.

Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, выступающих на поле стадиона. Вот они встали на свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на участниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подмяли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упражнения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоугольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интересом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.

Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения выполняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить все, что было связано с движениями всей массы участников. Попросим одного из участников массового представления проделать только что выполненное упражнение. Когда мы смотрим, как его выполняет один человек, кажется, что это совсем другое упражнение. Оно удивляет нас своей простотой и однообразием движений. Невольно возникает сомнение, это ли упражнение мы только что видели на стадионе.

Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения упражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представления особое значение приобретают такие действия участников, которые ведут к изменению положения и движения всей массы выступающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изменения, тем больший эффект и интерес они вызывают.

Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художественных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, - требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления - массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.

В связи с этим возникает вопрос о трудности упражнений, включаемых в массовый номер. Известно, что чем труднее упражнение, тем сложнее большой массе участников выполнить его синхронно, сохраняя при этом рисунок построения. Конечно, было бы очень эффектно, если бы все участники одновременно выполнили, например, сальто назад или другое сложное упражнение. Однако включение таких сложных элементов требует одинаково высокой подготовленности всех участников, а также длительной и кропотливой работы над согласованностью движений, что часто не окупается тем зрелищным эффектом, который можно получить от такого номера. Значит, не трудность упражнений является залогом успеха массового выступления, а глубокое проникновение режиссера в особенности выполнения упражнений большой массой людей, его умение найти простые и оригинальные средства, отражающие эти особенности и позволяющие эффектно показать главное действующее лицо представления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: