Другие диалекты языка слов поощрения




Я обсудил с вами только два основных диалекта языка слов поощрения. Но их гораздо больше. Вы можете попытаться написать Богу любовное письмо. (Да, можно на компьютере.) Я думаю, Богу это понравится. В конце концов, Он написал вам несколько таких писем (фактически двадцать одно послание апостолов). Почему бы не прочесть главу из Библии, подумать, что Он хотел сказать, и написать Богу письмо с ответом на Его слова? Если у вас есть поэтические способности, можно написать стихотворение. Если вы музыкант, то можете даже положить его на музыку. Если у вас хороший голос, вы можете спеть это для Бога и других людей (в случае отсутствия голоса спойте для одного Бога).

Существует бесконечное количество способов выражения любви к Богу посредством слов поощрения. Вы можете научиться диалектам этого языка, читая произведения людей, для которых данный язык любви – основной. Можно научиться этому у друзей по молитвенной группе или в моменты тихих раздумий. С молитвой, вдумчиво попросите великого Творца вложить в вас дух творчества, который поможет вам открыть для себя совершенно новые диалекты языка слов поощрения.

Как говорить на языке времени

Время, которое Карен проводит с Богом

Если ваш основной язык любви – время, вы предвосхищаете те моменты, когда оказываетесь наедине с Богом. Вам нетрудно будет понять Карен, которая сказала: «Самый важный для меня момент дня – время, проводимое с Богом». Когда я спросил, что она делает в это время, Карен ответила: «Обычно я читаю главу из Библии, подчеркиваю ключевые фразы или слова, а потом говорю с Богом о тех словах или фразах, которые подчеркнула. Порой я задаю Богу вопросы. Иногда благодарю Его. Случается, что я исповедуюсь в своих грехах, которые замечаю, читая главу. Потом я обычно читаю комментарии к этой главе, желая увидеть, что думали о ней другие. Иногда я нахожу там ответы на свои вопросы и вижу, что других людей волновали те же мысли, что и меня».

Карен старалась как можно больше дневного времени проводить с Богом. После комментариев она читала раздел одной из своих христианских книг. Хотя обычно тема этого раздела отличается от темы прочитанной ранее главы Библии, Карен говорит, что ее сильно вдохновляют размышления других людей, приведенных в таких книгах.

– Я говорю с Богом о том, что читаю в книгах, – сказала она мне. – Потом я долго молюсь, рассказываю Богу о событиях дня, своей семье, волнениях, прошу помочь мне, послать мудрость и наставить в течение дня. Иногда в конце я пою для Бога. Я не очень хороший музыкант, но думаю, что Бог слышит музыку моего сердца.

После общения с Богом я готова продолжать свои дела. Я говорю с Ним периодически в течение дня, но именно утреннее общение поддерживает мой дух. Без этого времени, проведенного с Ним, день проходил бы совсем иначе. Часто у меня возникает сравнение со своим браком, – сказала Карен. – Когда мы с Джимом каждый день проводим время вместе и делимся своими переживаниями, я чувствую единение с ним, и наши отношения в браке кажутся мне здоровыми. Когда, по какой-либо причине, нам не удается проводить время вместе, я чувствую отчуждение, мне часто кажется, что в наших отношениях что-то не так. Время с Богом дает мне то же самое – ощущение близости с Ним.

– Где и когда вы проводите время с Богом? – спросил я.

– Утром, когда мои домашние еще спят, – сказала она. – Только это время мне подходит. Я сажусь за маленький столик в углу прачечной. Там не очень красиво, но для меня это собор. Иногда после этого я начинаю стирать и смотрю на табличку, которую повесила на стене: «Помни, ты стираешь для Иисуса». Я обнаружила эту истину, когда общалась с Богом, читая Колоссянам 3:17.

Возможно, вы отождествляете себя с Карен. Если ваш основной язык любви – время, то у вас тоже должно быть определенное время, место и метод общения с Богом. Если же вы еще не установили для себя определенного времени, вам покажется очень привлекательным рассказ Карен. Она говорит на языке времени, и для нее это глубочайшее выражение любви к Богу, момент, когда она наиболее остро чувствует Его любовь к себе.

«Чудесные совместные прогулки»

Существуют и другие диалекты языка времени. Патрик любит гулять пешком. Ему не очень нравится способ общения с Богом, описанный Карен. Он любит двигаться, но его основной язык любви – время. Когда я спросил его, как он проводит время с Богом, Патрик без колебаний сказал:

– О, у нас бывают чудесные совместные прогулки.

– Я люблю учить стихи Писания, – продолжил он. – Один друг подсказал мне идею, и я уже несколько лет занимаюсь этим. Я пишу стих на обороте своей визитки. Друг подарил мне небольшой кожаный чехол для хранения этих карточек со стихами. Я беру их с собой на прогулку и повторяю стихи, обсуждая каждый из них с Богом.

Иногда стих побуждает меня исповедаться в грехе. Порой возникает желание попросить Бога помочь мне применить тот или иной стих в жизни.

Некоторые стихи, по словам Патрика, вдохновляли его помолиться о других людях.

Очевидно, метод проводить время с Богом, изобретенный Патриком, сильно отличается от метода

Карен, но это лишь разные диалекты одного языка любви. Главное, что они проводят время в разговорах с Богом.

Городской парк и домашний центр поклонения

Джулия говорит на третьем диалекте языка времени:

– У меня такая суматошная жизнь: приходится растить троих детей, работать полный рабочий день и стараться быть хорошей женой для Роба. Мне никогда не удавалось проводить время с Богом, хотя эта идея привлекала меня. Поэтому я выкроила три часа в неделю, в течение которых могу поговорить с Богом. Обычно это утро четверга, с 9 до 12 часов. Четверг – лучший день недели для меня; работодатель согласился выделить мне эти три часа в неделю – за мой счет, разумеется.

Для меня это лучшие часы недели. Не знаю, что бы я делала, если бы не могла проводить это время наедине с Богом. Летом я иду в городской парк. Там есть несколько столов для пикника, и один всегда свободен. Зимой я иду домой. Дети в школе, муж – на работе, и в доме тихо; наша гостиная превращается в центр поклонения.

Дома Джулия поет гимны, читает Писание, а также биографии верующих. По словам Джулии, чтение о других людях ободряет ее.

– Когда я пою и читаю, то разговариваю с Богом. Я поклоняюсь Ему, прошу о помощи и наставлении.

Иногда у меня возникает искушение сделать что-нибудь по дому в эти три часа, – признается Джулия. – Но до сих пор я не поддавалась, ведь это значило бы отказаться от самого замысла проводить время с Богом. Надеюсь, что когда-нибудь смогу ежедневно проводить с Ним время, но сейчас у меня получается только так. Без этого времени я не смогла бы выдерживать давление жизни. Меня действительно поддерживает мысль о том, что Богу наше совместное время так же нравится, как и мне. Я бы почувствовала, что бросаю Его, если бы отказалась от этого времени.

Очевидно, Джулия научилась говорить на определенном диалекте языка времени, который очень много значит для нее и обогащает ее отношения с Богом.

Из одного города в другой

Роберт был торговым представителем нескольких компаний. Он много путешествовал, но я знал, что он – преданный последователь Иисуса. Я знал также, что его основной язык любви – время, поэтому спросил его:

– Как вам удается развивать свои отношения с Богом, если вы все время в дороге?

– Никаких проблем, – сказал он. – Каждое утро, прежде чем покинуть отель, я десять минут слушаю Бога и говорю с Ним. В чемодане у меня есть маленькая книжечка для ежедневного чтения. Я читаю по стиху в день и комментарии к нему, а потом говорю с Богом о том, что прочел, о планах на день и прошу Его наставления.

Обычно вечером, после работы, я нахожусь уже в другом городе, часто – ужинаю с клиентами. Если погода хорошая, то после ужина гуляю в местном парке и беседую с Богом, молюсь о делах, о своей семье и о друзьях-миссионерах. После прогулки я сажусь и читаю главу из Библии, подчеркивая то, что мне кажется самым важным, и говорю об этом с Богом. Если погода не позволяет гулять, я иду в фитнес-центр отеля, чтобы немного поупражняться, а потом читаю Библию у себя в номере.

Когда я начинаю и заканчиваю день, осознанно беседуя с Богом, то чувствую свою близость к Нему. Я делаю так уже много лет и не могу представить себе, как можно не общаться с Богом каждый день. Для меня это во многих отношениях самая важная часть дня. Закончив читать Библию, я звоню жене и спрашиваю, как обстоят дела дома. Так что мы с ней проводим вместе время по телефону.

Другие диалекты языка времени

Я привел четыре примера разных диалектов языка времени, но существует и множество других. Какой бы образ жизни вы не вели, если ваш основной язык любви – время и вы искренне любите Бога, то обязательно найдете способ пообщаться с Ним. Время, место и способ общения могут быть разными.

Например, если в городе, где вы живете, есть собор или церковь, вы можете узнать, когда он открыт, и в удобное для себя время пообщаться с Богом в этом соборе. Если вы домосед, попробуйте провести с Богом время на улице, даже если погода не очень хорошая. Поговорить с Богом под дождем – разве это не новый опыт? В конце концов, это же Бог послал вам дождь.

Если вы – занятой человек, пропустите ленч, использовав его время для общения с Богом, – и это может оказаться лучший «ленч» в вашей жизни. В нашем скоростном мире иногда трудно найти время и место для общения с Богом, но, если сердце человека жаждет любить Господа и его основной язык любви – время, у него все получится. Ведь сердце таких людей вторит словам псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!»[111].

Именно это стремление сердца побуждает нас творчески выражать свою любовь к Богу на языке времени. Если время – не ваш основной язык любви, вы можете поучиться этому языку, пытаясь поговорить на одном из описанных выше диалектов.

Как говорить на языке подарков

Однажды на мой призыв собрать к следующему Рождеству тысячу долларов для ежегодного пожертвования нашей церкви миссионерам откликнулась молодая пара, вступившая в брак всего полгода назад. Я предложил простой план: откладывать каждую неделю по двадцать долларов, и так в течение пятидесяти недель.

Через год эта пара пришла ко мне в офис с конвертом, в котором лежало пятьдесят счетов на двадцать долларов каждый; они собирались положить его на тарелочку для пожертвований в следующее воскресенье. Молодые люди светились от радости, что помогают вести Божью работу по всему миру.

Жена сказала:

– Пару раз мы говорили друг другу: «Мы ведь могли бы взять немного из миссионерских денег, чтобы позволить себе что-то», но потом оба качали головами и говорили: «Нет, это наш подарок Богу. Мы не можем использовать его для себя».

Через неделю или две я был в гостях у пары, с которой знаком много лет; назову их Джен и Майком. Меня пригласили выступить в их церкви в воскресенье утром. В то время я еще был под впечатлением произошедшего в моей церкви во время ежегодного сбора пожертвований для миссий, особенно после этого урока о радости дарения.

Узнав о поступке молодой четы, Майк сказал:

– Позвольте мне рассказать нашу историю. Еще до того как мы поженились, нас обоих научили отдавать Богу 10 процентов дохода. Мы делали это, сколько себя помним, и когда вступили в брак, решили отдавать Богу 10 процентов своего дохода.

Дарение с благодарностью

– В конце первого года я сказал жене: «Ты знаешь, что ветхозаветный народ отдавал десятую часть дохода, но те, кто благословлен даром вечной жизни через Иисуса и имеет Святого Духа, Который дает силы жить, должны бы отдавать больше, чем в Ветхом Завете». Я спросил Джен, не думает ли она, что мы можем отдавать 11, а не 10 процентов. Она согласилась, и мы отдали 11 процентов в тот год, а когда он завершился, у нас осталось больше денег, чем год назад. Поскольку Бог так нас благословил, я предложил Джен отдать Ему 12 процентов.

Она охотно согласилась, и это стало нашим правилом. В конце каждого года у нас оставалось больше средств, чем год назад, и мы увеличивали сумму пожертвований на один процент.

– А сколько лет вы женаты? – спросил я.

Он улыбнулся:

– Сорок девять лет.

Я без труда подсчитал, что теперь они с женой отдавали Богу 58 процентов своего заработка. Для них обоих это была великая радость.

Больше, чем денежное пожертвование

Выражение любви к Богу на языке подарков не ограничивается пожертвованием денег. Иисус говорил, что чашка холодной воды, поданная жаждущему, – это выражение любви к Богу, которое Отец не оставит незамеченным[112]. Любовь к Богу часто проявляется в удовлетворении физических нужд Его творений – потребности в пище, питье, одежде и крове. Для многих и многих последователей Иисуса подобное дарение есть основное выражение любви к Богу. Ничто не доставляет им такого удовольствия, как удовлетворение физических нужд других. Когда местные бойскауты собирают продукты для нуждающихся, эти люди откликаются первыми. Когда по местному радио объявляют кампанию помощи жертвам наводнения, они первыми посылают одежду и прочие вещи.

С другой стороны, у меня есть друг, который редко откликается на такие просьбы, хотя его основной язык любви – подарки. Будучи инвестором, он регулярно отдает самые доходные акции христианским организациям. Ничто не доставляет ему большего удовольствия. Моему другу удается избегать высоких правительственных налогов на доходы, даря акции, и в то же время он делает добро христианам всего мира. Ему очень приятно заниматься таким обоюдовыгодным дарением.

Ободрение

Язык подарков включает в себя диалект, не имеющий никакой материальной ценности, но выразительно передающий любовь человека к Богу. Это дар слов ободрения.

Джим – небогатый человек. Он живет в маленькой ткацкой деревушке; дом его, которому семьдесят лет, нуждается в ремонте. Сундуки его пусты, но сердце полно любви. Джим – ревностный последователь Иисуса. Сам он говорит об этом так:

– Я потратил впустую первые пятьдесят лет жизни, позволяя алкоголю и наркотикам управлять собой. Но однажды вечером я отдал свою жизнь Христу, и миссионеры пригласили меня жить на свою ферму. Год, который я провел там, совершенно изменил мою жизнь. Я понял: мне не нужны алкоголь и наркотики, и Дух Святой хочет совершить что-нибудь хорошее через меня.

Следующие пятнадцать лет моей жизни были прекрасны. Я работал, купил себе дом, и, что лучше всего, у меня теперь есть семья, друзья из церкви, которые любят меня. У меня мало денег, и я не могу жертвовать церкви крупные суммы, но мои друзья говорят, что это неважно. Я даю им слова ободрения: беру стихи Писания, которые много значили для меня в эти пятнадцать лет, пишу их на карточках и даю людям, когда это кажется мне уместным.

Многие говорили мне, как важны были для них эти стихи. Я также молюсь с этими людьми. Вы знаете, молитва – чудесный способ ободрения.

Джим выражает свою любовь к Богу с помощью подарков.

Другие диалекты языка подарков

У меня есть еще один друг, который жертвует на определенные проекты. Он регулярно делает пожертвования для церкви, но больше всего ему нравится участвовать в проектах. Его внимание привлекла организация Джони Эриксон Тады «Колеса мира». Он купил для этой организации пятнадцать инвалидных кресел, и это лишь один из многих проектов, в которых он участвовал. Ему нравится делать конкретные подарки для определенных целей, которые он может себе представить, и именно такие дары кажутся ему величайшим выражением любви к Богу. Он говорит на одном из диалектов дарения, и многие люди хорошо понимают его.

Позвольте предположить: если ваш основной язык любви – подарки, то вам понравится учить новые диалекты этого языка; расширьте свои горизонты, учитесь дарить новые вещи новыми способами. Если вы обычно отдаете деньги, попробуйте жертвовать продукты. Если в основном вы делаете материальные подарки, займитесь нематериальными, такими как слова ободрения. Творчески подойдя к вопросу, вы сможете обогатить свой основной язык любви и научиться новым диалектам, которые помогут вам лучше выражать любовь к Богу. С другой стороны, если вам всегда было трудно делать подарки, воспользуйтесь одним из описанных выше диалектов и начните учиться языку подарков.

Как говорить на языке помощи

Двадцать лет тому назад Карл, работавший инженером-электриком, ушел на пенсию. С тех пор он построил спальни для молодежного лагеря в Гондурасе, новую столовую и кухню для семинарии на Филиппинах, два новых дома для миссионеров в Мали, Западная Африка, а также переоборудовал спальни и кухни в молодежном лагере в Перу, помог сделать выставочные стеллажи для книжного магазина в Гондурасе, построил дом для врача в Того, Западная Африка, и основал лагерь для международных добровольческих миссий в Албании.

Почему инженер на пенсии продолжает работать? Потому что он любит Бога, и его основной язык любви – помощь. Этот человек использует свои способности, чтобы провозгласить свою любовь к Богу и Его Сыну Иисусу. Помимо работы в других странах, он руководит строительством святилища новой церкви в Джорджии, а в следующем году будет заниматься тем же в Северной Каролине. Он построил книжные шкафы для пастора небольшой церкви в Нью-Джерси, помог переоборудовать классные комнаты для академии в Теннесси, а когда не в отъезде, активно ведет библейские классы в своей собственной церкви.

Карл сожалеет только об одном:

– Жаль, что я не ушел на пенсию раньше. Тогда я мог бы сделать больше.

 

Служение посредством приготовления пищи и строительства

Конечно, не обязательно уходить на пенсию, чтобы выражать любовь к Богу на своем языке любви, языке помощи. В этом языке много диалектов. Сколько я знаю Мэри, ее печь никогда не остывает. Для нее кухня – место поклонения. Она объявляет о своей любви к Богу, готовя пищу для других. Когда муж Мэри показывается у моей двери с пищей от нее, я знаю, что становлюсь свидетелем ее любви к Богу. Когда из-за выступлений меня нет в городе, а моей жене хочется поесть в компании, она заходит к Мэри, чтобы выпить мятного чая и перекусить тем, что Мэри приготовила в этот день. Недавно Мэри приготовила обед для всей своей группы библейского общения – сорока шести человек.

Для Мэри приготовление пищи – не труд, а удовольствие. Это ее способ любить Бога.

С другой стороны, мой друг Марк в жизни ничего не приготовил, но прекрасно говорит на языке помощи. Марк работает в авиакомпании, но на каждое Рождество и Пасху его можно видеть в церкви, на лесах над хорами. Он строит сцену для рождественских и пасхальных представлений. В течение двух недель он приглашает добровольцев и превращает их в профессиональных строителей. Конечный продукт может соперничать со сценами Бродвея.

Марк работает не ради денег, потому что ему не платят, и не для того, чтобы его похвалили. Он предпочитает оставаться в тени. Для него строительство сцены – один из способов выразить свою любовь к Богу. Тысячи людей благословенны на каждое Рождество и Пасху, потому что Марк говорит на языке помощи.

Если вспомнить о строителях, то не было более плодотворного из них, чем Миллард Фуллер, основатель организации «Жилье для человечества». Никогда не забуду своей первой встречи с Миллардом. Это был высокий стройный мужчина, обладавший энтузиазмом тренера побеждающей футбольной команды. Когда он закончил свою речь, те из нас, кто вызвался добровольцем, почувствовали, что начинается величайшее приключение в жизни. Неделю спустя, когда дом был закончен, мы собрались, чтобы освятить его и показать новому владельцу.

Миллард встал, чтобы произнести речь, и вместе с ключами от дома вручил новому владельцу Библию, на внутренней стороне обложки которой написал следующие слова (он прочел их, чтобы мы все слышали): «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»[113].

Он сказал, что основал «Жилье для человечества», стремясь показать людям любовь Бога, и он молится о том, чтобы все люди лично познали Иисуса Христа. Я понимал, что это не просто общественная благотворительность. Этот человек глубоко любил Бога. «Жилье для человечества» было его средством говорить на языке помощи.

Есть еще Джеймс Лэннинг. Должно быть, вы не знакомы с Джеймсом, но я никогда не забуду его. Около сорока лет тому назад я был пастором маленькой церкви в небольшом городке Северной Каролины. Джеймс был одним из диаконов этой церкви, будучи по профессии электриком и водопроводчиком. Однажды он отозвал меня в сторону и сказал:

– Послушайте, проповедник, если вам дома или в церкви нужно будет помочь с электричеством или водопроводом, не зовите электрика или водопроводчика; позовите меня. Я немногое могу сделать для Господа, но в электричестве и водопроводе разбираюсь. Так я благодарю Бога за то, что Он сделал для меня. Вы меня поняли?

Я понял и, когда требовалась помощь с электричеством или водопроводом, звал Джеймса. Было приятно видеть, как он любит Бога.

Люди, чей основной язык любви – помощь, используют все свои навыки для работы на благо Бога. Они подражают своему Учителю, о Котором сказано: «Он ходил, благотворя»[114]. Не все они имеют специальные технические навыки, но это рабочие пчелки, которые подметают листья, чистят сточные канавы, убирают снег, приносят пищу. Они служат другим, выражая таким образом свою любовь к Богу.

Недавно в бакалейной лавке мне встретилась мать с тремя детьми в возрасте восьми, десяти и двенадцати лет. Я спросил ее:

– Что вы с детьми будете делать этим летом?

Она ответила:

– Раз в неделю мы все будем ездить в город, в местную столовую для бедных, чтобы помогать готовить обед и убирать после него. Детям нравится, а я всегда мечтала это сделать.

Несколько лет тому назад я консультировал эту женщину вместе с мужем, поэтому знал, что ее основной язык любви – помощь. Ей нравилось выражать свою любовь к Богу таким образом.

Приятно было видеть, что она учит своих детей говорить на этом языке любви. Должен признаться, что большинство матерей, встреченных мной тем летом, возили детей в бассейн или на спортивные состязания. Как приятно видеть мать, которая учит своих детей любить Бога, любя ближнего! Помните, что существует много важных программ, подобных этой, в том числе «Еда на колесах» – доставка пищи старикам и больным.

Если помощь – ваш основной язык любви, я призываю вас научиться новым диалектам этого языка и активизировать свою любовь к Богу. Попытайтесь помочь учителю, отправьтесь в миссионерское путешествие, поработайте бесплатно для своей поместной церкви или больницы. Ваши возможности ограничены только вашей готовностью экспериментировать. Если помощь – не ваш основной язык любви, начните с какого-нибудь легкого дела и постепенно развивайте свою способность любить Бога, помогая другим.

 

Как говорить на языке прикосновения

Прикосновение к «неприкасаемым»

В возрасте семнадцати лет Лиза побывала в Лос-Анджелесе в короткой миссионерской поездке. Ее не оставило равнодушной положение проституток – женщин, с которыми большинство людей предпочитает не иметь ничего общего. Чувствуя Божье призвание, она поступила в Библейский институт Моуди в Чикаго. Она стала искать среди крупных городских служений организацию, которая помогала бы проституткам, но такого служения не существовало[115].

И Лиза организовала такое служение – Дом спасения. Каждую ночь, с 9 вечера до часу дня, Лиза и ее коллега по миссии ходили по улицам Чикаго в поисках проституток, которым они могли бы помочь. За ними следовали двое мужчин из команды – на случай, если их придется защищать. Подход Лизы был прост: построить отношения и создать безопасное место, где бы могли быть удовлетворены физические и духовные потребности этих женщин. В Лизином Доме спасения женщины, для которых прикосновение было средством эксплуатации, узнали тепло любящих объятий. В последние несколько лет заботливые прикосновения Лизы и ее помощников помогли многим женщинам ощутить любовь Бога.

В любом обществе есть категория неприкасаемых людей. В Палестине I века это были прокаженные и блудницы. Прокаженные жили отдельно от остального общества и были вынуждены кричать: «Нечистый, нечистый!», когда видели, что другой человек приближается к ним. Блудниц ненавидели настолько, что религиозные вожди могли прийти к выводу, будто Иисус не может быть пророком и при этом позволять такой женщине «обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовать ноги Его, и мазать миром» [116].

В западном обществе тоже есть неприкасаемые. Мы не говорим об этом открыто, но наше поведение показывает, что некоторых людей мы предпочтем не трогать. Категории таких людей различны. Для некоторых это проститутки; для других – больные СПИДом. Некоторые боятся бездомных; иные – насильников, слабоумных, калек или представителей религиозных культов.

Божья любовь не обращает внимания на созданные людьми барьеры. Те, кто действительно любит Господа, должны передавать Его любовь неприкасаемым, прикасаясь к ним.

Несколько недель тому назад я говорил со старым другом, которого давно не видел. Раньше, посещая со своей женой мой семинар, он сообщил, что его основной язык любви – прикосновение. Когда мы встретились, я спросил:

– Что интересного ты делал этим летом?

Он незамедлительно ответил:

– Мы с сыном Бобби каждый понедельник вечером работали в миссии спасения. Это было так замечательно! Мы пожимали руки всем, кто приходил в миссию; хлопали по спине и обнимали их; если кто-то из них хотел помолиться, мы становились рядом на колени, клали руки им на плечи и молились за них.

Кое-кто из моих друзей не верит, что мы это делали, но для нас с Бобби данное занятие было самым интересным за все лето. Я знаю, что большинству этих людей не часто пожимают руки, их не часто обнимают и хлопают по плечу. Мне казалось, что мы были представителями Бога и показывали им Его любовь.

Я не стал спрашивать, является ли прикосновение основным языком любви его сына Бобби, ясно одно: Бобби учится говорить на этом языке, когда они с отцом прикасаются к неприкасаемым.

Вам страшно прикасаться к людям?

Часто страх перед заразными болезнями мешает людям дотрагиваться до неприкасаемых.

«Я не хочу приближаться к больным СПИДом, так как боюсь заразиться» – это очень распространенное отношение. Не говорю, что, стараясь любить других, должны пренебрегать опасностями (хотя СПИДом нельзя заразиться, обнимая или хлопая по плечу). Я спросил отца Бобби, заботятся ли они о своем физическом здоровье.

– Ну, – сказал он, – мы принимаем обычные меры предосторожности. Мы моем руки, прежде чем идти в миссию, стараемся не трогать руками свои носы и рты, стираем одежду и принимаем душ сразу же, как приходим домой. До сих пор у нас не было никаких проблем с этим.

Следить за своим здоровьем и следовать нормам гигиены очень важно, особенно для тех, кто работает с людьми, страдающими инфекционными заболеваниями, но страх не должен мешать нам выражать Божью любовь, прикасаясь к Его творениям, живущим на дне общества.

Прикосновения в учреждениях

Несколькими днями позже я встретил Мэри, которая раз в неделю возила свою тринадцатилетнюю дочь помогать в доме престарелых.

– А что вы делаете? – спросил я.

– В основном мы просто любим их, – сказала она.

– А как вы выражаете свою любовь? – уточнил я.

– Думаю, самое важное – прикасаться к этим людям, – сказала она. – Просто поразительно, сколько стариков протягивают к нам руки, когда мы проходим мимо. Они жаждут пожать нам руку. Когда мы собираемся уходить, те, кто может встать, подходит к нам, чтобы обнять. Конечно, тех, кто не может встать, я тоже обнимаю. Вы меня знаете, я люблю обниматься.

Для Мэри объятие – выражение любви.

Люди, живущие в учреждениях, таких как дома престарелых, тюрьмы и больницы, часто лишены любящих прикосновений. У некоторых нет родственников, которые навещали бы их, у других родственники не любят обниматься. Поэтому они невероятно открыты для любви со стороны каждого, кто прикоснется к ним. Мэри говорит: «Я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь отвернулся или отстранился, когда я стараюсь обнять его. Мне кажется, что они ждут нашего прихода, потому что жаждут обняться с нами».

Молитва и прикосновение

Конечно, выражение Божьей любви посредством прикосновения не ограничивается объятьями с теми, кто живет в учреждениях. Джим очень любит молиться. Он считает, что помолиться о ком-либо – лучшее, что он может сделать для этого человека. Если вы попросите его о чем-то помолиться, он не запишет это на клочке бумаги, чтобы помолиться позже, а скажет: «Давайте помолимся об этом сейчас же».

Когда Джим молится о ком-то, он всегда касается этого человека. Некоторым он протягивает руку, другим кладет ее на плечо.

Его молитвы просты, но выразительны. Закончив молиться, он обычно хлопает человека по спине и обнимает его.

Один человек сказал мне:

– Когда Джим кладет мне на плечо руку и молится за меня, мне кажется, что Бог положил руку мне на плечо и внимательно слушает слова Джима.

Очевидно, для этого человека прикосновение Джима было прикосновением Бога.

Объятия

Кингу Брауну восемьдесят два года, и несколько месяцев назад он пригласил нас с Кэролайн пообедать с ним и его женой. Через неделю после его звонка мы встретились в ресторане с Кингом и Френсис, его супругой на протяжении пятидесяти с лишним лет.

Кинг был в костюме, и к пиджаку был приколот значок, который я видел на нем каждый раз, когда мы встречались, – все тридцать лет. Там было написано: «Объятия – это контактный спорт».

Кинг и Френсис рассказали нам историю своей любви. Мы поговорили о пятерых сыновьях этой пары и их семьях. В ходе разговора к нашему столу подошла одна дама, с которой мы с Кэролайн знакомы много лет. Она поприветствовала нас, и я представил ее Кингу и Френсис. Кинг тут же встал и собрался обнять эту даму. Ее реакция была немедленной и резкой – она отступила назад и сказала:

– Единственный человек, которому я позволяю обнимать себя, – это мой муж.

Было видно, что Кинг потрясен этим. Он сел и сказал:

– Я ценю это.

Дама продолжила объяснять причины своего поведения, и он снова заявил, что ценит ее мнение.

Когда она ушла, Кинг сказал нам:

– За шестьдесят лет она – второй человек, отказавшийся от объятия. Два случая за шестьдесят лет – не так уж плохо.

Мы знакомы с Кингом и Френсис более тридцати лет. Я никогда не встречал человека, который говорил бы на языке прикосновения лучше, чем он. Когда мы уходили из ресторана, я с удовольствием наблюдал, как он помог Френсис надеть пальто, похлопал ее по спине и держал за руку, когда они шли к машине. У них было пятеро детей, они пятьдесят лет состояли в браке, но он продолжал выражать свою любовь нежными прикосновениями.

Основным диалектом языка прикосновения для него было объятие. Он обнимал всех, кого встречал: молодых и старых, мужчин и женщин, замужних и одиноких. И, если они начинали разговаривать, уже через пять минут речь заходила о Боге. Кинг, насколько я его знаю, всегда страстно любил Бога.

Однажды Кинг мне сказал: «Вы удивитесь, узнав, сколько людей говорят мне, что мое объятие – первое за месяц. Не думаю, что люди понимают, какой силой обладает объятие». Я думаю, Кинг прав, и согласен, что два отказа за шестьдесят лет – неплохой результат.

Когда вы понимаете, что люди сотворены по образу Бога и Он страстно любит их, а вы – Его представитель на земле, выражающий эту любовь, прикосновение становится не просто знаком социального милосердия. Оно становится самым осмысленным выражением Божьей любви. Если прикосновение – ваш основной язык любви, я надеюсь, что вы сможете стать «Божьей рукой» на плече многих людей.

Правильное прикосновение

Относительно общества, в котором распространена сексуальная эксплуатация, придется особо подчеркнуть, что выражения искренней любви через прикосновения всегда должны идти во благо тем, к кому прикасаются. Если вы хотите манипулировать человеком и удовлетворить свои собственные чувственные желания, прикосновение прекращает быть выражением любви. Те, кто пользуется языком прикосновения для эксплуатации, перестали быть сосудами Божьей любви.

Позвольте добавить, что, несмотря на распространение подобной эксплуатации в современном обществе, мы не должны позволять своему страху быть неправильно понятыми, мешать нам выражать любовь на своем родном языке прикосновения.

Один мой друг недавно вернулся из Кении, расположенной на востоке Африки. Он рассказал мне о разговоре с женщиной, муж которой стал христианином. Друг спросил:

– Что наиболее заметно изменилось в вашем муже, когда он стал последователем Иисуса?

Женщина без колебаний ответила:

– Он перестал бить меня.

Истинные последователи Иисуса используют прикосновение только для передачи Божьей любви ближнему, но ни в коем случае не для причинения ему вреда.

Назначение этой главы – призвать вас обогатить свои отношения с Богом, используя новые диалекты своего основного языка любви и, возможно, осваивая второй или третий язык Божьей любви. Надеюсь, что, когда вы станете говорить на новых языках и диалектах, ваша любовь к Богу окрепнет и станет ярче.

9. Когда любовь кажется далекой

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ предполагает воспитание. Если мы любим, то будем наставлять любимых. Когда мы с психиатром Россом Кемпбеллом писали книгу «Пять путей к сердцу ребенка», то включили в нее главу о любви и дисциплине, заметив, что действительно любящий родитель обязательно будет воспитывать своего ребенка. Научить детей держаться в определенных рамках значит подготовить их к ответственной жизни во взрослом мире.

Мы сделали два основных наблюдения. Во-первых, ребенок, скорее всего, взбунтуется, если его воспитывают, не удовлетворяя при этом потребность в любви. Поэтому мы призвали родителей говорить с ребенком на его основном языке любви до и после дисциплинарных действий. Во-вторых, мы заметили, что ребенок наиболее чувствителен к тому способу воспитания, который связан с его основным языком любви. Если, например, основной язык любви ребенка – слова поощрения, то слова, осуждающие его поведение, произведут на него слишком большое впечатление. Когда ребенка воспитывают подобным образом, он может почувствовать отчуждение от родителей и даже прийти к выводу, что они не любят его [117].

Воспитание от любящего Бога

Как ребенок иногда не понимает родителей, воспитывающих его, так и взрослые порой не понимают воспитательных действий Бога. Здесь работают те же два основных принципа. Во-первых, скорее всего, мы восстанем против Божьей дисциплины, если наша потребность в любви неудовлетворена. Если мы не чувствуем Божьей любви к себе, Его воспитательные действия могут показаться нам слишком строгими. Во-вторых, когда Божий метод воспитания непосредственно взывает к нашему основному языку любви, он производит на нас максимальное впечатление.

Воспитание, которое возвращает нас к Богу

Когда нам больше всего нужно Божье воспитание? В те моменты, когда мы отходим от Бога и можем причинить вред себе и окружающим. То же происходит на уровне родителей и детей. Однако, отходя от Бога, мы вряд ли чувствуем Его любовь. Возникает дистанция между нами и Творцом. Поэтому, когда Он начинает воспитывать нас, мы часто воспринимаем Его методы как слишком строгие.

Мы можем обвинять Бога в несправедливости, но именно наше отдаление от Него привело к возникновению этой дистанции. Когда мы близки к Богу, Его воспитательные действия воспринимаются как акт любви, а не суд.

Поскольку по природе своей мы более чувствительны к воспитатель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: