ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ
«Сопровождение студента в образовательном процессе вуза»
Задание 1.
Педагогическая ситуация:
Современная, личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует теорию и практику педагогической поддержки и сопровождения обучающихся на разных этапах их обучения в вузе. Одним из наиболее сложных для студентов является адаптационный период обучения в вузе. Современный педагог должен знать основные особенности студенческого возраста и основные (типичные) проблемы современного студенчества и уметь строить образовательный процесс в логике педагогической поддержки.
Цель:
Использовать теоретические знания магистрантов для проектирования и реализации программ сопровождения студентов в период адаптации к образовательному процессу в вузе.
Представьте аналитическую записку «Основные трудности студентов в период адаптации к обучению в вузе».
Для выполнения задания:
А) проанализируйте основные трудности, испытываемые студентами в первоначальный период обучения в вузе (адаптационный). Эти трудности могут быть как-то сгруппированы. Продумайте основы для группировки.
Б) Обратитесь к типологии студентов-первокурсников:
- выпускники школ
-студенты, имеющие среднее профессиональное образование
-студенты, прошедшие армейскую подготовку
-студенты, имеющие перерыв в образовании
-студенты, получающие второе высшее образование
-студенты-иностранцы.
Проанализируйте, какие из выделенных проблем могут быть важными для этих групп студентов. Анализ может быть представлен в различных формах: презентация, схема, матрица, текст и др.
Задание 2.
Ознакомьтесь в пособии (Петрухина О.А. Методические материалы к курсу «Педагогика и психология студенчества. Сопровождение студента в образовательном процессе» - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008) с материалами Модуля МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (см электронный ресурс):
А) Положение о службе практической психологии… и Положение о психологической службе ОмГПУ …..
Б) Модели сопровождения (Раздел 2 с. 61-85), представленные различными вузами Российской Федерации.
- Проанализируйте и дайте экспертную оценку существующим моделям сопровождения студентов в вузе, учитывая компоненты:
-цели и задачи,
-способы реализации сопровождения,
-формы сопровождения.
Проанализируйте сходство и различие представленных моделей. Какую из служб Вы считаете наиболее отвечающей современным требованиям? Материалы целесообразно представить в виде таблицы.
№№ | Аспекты анализа | Служба 1 | Служба 2 | Примечание |
1. | цели и задачи | |||
2. | способы реализации сопровождения | |||
3. | формы сопровождения |
- Опишите службу сопровождения одного из вузов г.Омска или Вашего города.
- Разработайте и представьте модель службы сопровождения студентов в вузе.
Задание 3.
Задание на выбор:
А) Предложите методику изучения информационных образовательных запросов студентов, реализовав которую вы сможете обновлять информационную базу вуза.
Б) Предложите методику опроса студентов, позволяющую оценить степень удовлетворенности качеством преподавания по какой-то дисциплине.
Задание 4.
Используя материалы предложенных в электронном варианте пособий (Н.А.Лабунская, В.В.Лоренц, Пособия(Петрухина О.А. Методические материалы к курсу «Педагогика и психология студенчества. Сопровождение студента в образовательном процессе» - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008), разработайте и представьте вариант индивидуального образовательного маршрута студента.
Задание 5.
Каким должен быть современный студент, способный проектировать и реализовывать свой индивидуальный образовательный маршрут?
Ответ сформулируйте в виде эссе, характеристики студента, которые Вы можете предложить в контексте рассмотрения следующих вопросов:
- Какие возможности возникают у учащихся или студентов при обучении по индивидуально-образовательным маршрутам?
-Какие сильные стороны приобретает система обучения по индивидуально-образовательным маршрутам?
-Каковы Ваши прогнозы для данной системы обучения, каким станет студент, обучающийся по индивидуально-образовательному маршруту, в отличии от студента начала XXI века?
-Какие риски ожидают нас на пути реализации данной системы обучения, какие слабые стороны она приобретает?
Определите, с какими утверждениями вы согласны в большей степени:
Совершенно согласен | Согласен | Совершенно не согласен | |
Преподаватель е должен оказывать помощь студенту в проектировании индивидуального образовательного маршрута | |||
Студент сам должен проектировать индивидуальный образовательный маршрут | |||
Индивидуальный образовательный маршрут не важен для качества образовательного процесса | |||
Индивидуальный образовательный маршрут не нужен студенту | |||
Не очень понятно – как моя дисциплина встраивается в индивидуальный образовательный маршрут студента |
Задание 6.
Проведите анализ и составьте SWOT-ТАБЛИЦУ:
Сопровождение студентов в образовательном процессе вуза
Сильные стороны | Слабые стороны | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Возможности/Эффекты | Риски | |
1. | ||
2. | ||
3. |