МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 6 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Учебный год
Письменная речь … является важнейшей
Глобальной способностью,
Открывающей перед ребенком
Широкие возможности
для его многогранной духовной, культурной,
познавательной жизни, для обогащения общени я.
Ш. Амонашвили «Школа Жизни»
Природа письменной речи, в отличие от устной, имеет свою неповторимость и управляется собственными законами. Она более отвлечена, качественна и совершенна, но лишена ситуативности, звучания, экспрессии. Это речь человека с самим собой. Такие особенности письменной речи требуют ее специального формирования в детях, воспитания мотивов письменной речевой деятельности, усвоения форм письменного общения. Это, со своей стороны, обусловливает особый подход к методическим средствам, системе упражнений, к созданию стимулирующей и мотивирующей среды.
В психологии известно, что в результате овладения письменной речью в культурной жизни ребенка возникает совершенно новая, высшая ступень. Речевая письменная деятельность как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, для расширения и возвышения сферы общения; обращает школьника на самопознание и самовоспитание.
В данных ниже таблицах представлены содержание и педагогические пути для воплощения идеи формирования речевой письменной деятельности как средства самовыражения и самовоспитания школьника. Каждая ячейка таблицы раскрывается в педагогическом процессе путем широкого использования современных методических приемов: осознания и усвоения внутренней структуры шрифта в графических схемах, применения и способов материализации и моделирования, развития в детях воображения, фантазии, образности, логичности мышления при знакомстве с образцами художественной литературы и первых попытках самовыражения в письменной форме. И все это строится на началах сотрудничества и совместных поисков и открытий учителя и детей.
|
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Свою неавторитарность учитель проявляет в любом своем поступке: он один из множества равноправных членов классного коллектива. Такие приемы на уроке, как учет желаний детей (кого бы вы хотели послушать? что бы еще вы желали делать на уроке? и т.д.), нашептывание ответа (чтобы другие дети не подпадали под влияние громкого ответа кого-то одного), знакомство детей в начале урока с учебными задачами, которые затем последовательно решаются на уроке, — приглашают их к сотрудничеству в построении урока и свидетельствуют об уважении мнения детей, о желании учителя советоваться, сотрудничать с ними.
Напряженный темп урока, его четкий ритм не позволяют детям расслабиться, отвлечься, отключиться, заняться другими делами.
Педагогический акцент переносится с системы знаний на раскрытие способностей и умений каждого ребенка в его учебно-познавательной деятельности. Общение строится не столько на разъяснениях, указаниях, замечаниях учителя, сколько на поисковых действиях каждого ребенка, ведущих его от успеха к успеху, пусть незначительному с позиции взрослого или постороннего, но для него очень важному, который помогает ребенку преодолевать трудности и продвигаться каждый раз хоть на шажок вперед. Путь от успеха к успеху, предложенный В.А.Сухомлинским, обретает магическую силу, он сохраняет и укрепляет в детях мотивацию учения, делает стабильным положительное отношение к учебной деятельности.
|
Заседания Круглого стола проходили 1раз в четверть.
Тематика:
1. Природа письменной речи, её законы. Общий подход и основные аспекты педагогического процесса формирования речи.
2.Развитие умения контроля и самоконтроля в процессе учебно-познавательной деятельности школьника.
3. Приобщение к красоте слова посредством художественных текстов.
4. Познание мира через чтение.
В ходе творческих дискуссий были определены компоненты педагогического процесса по формированию письменной речи:
1. Беседы о письменной речи.
2. Составление предложений из разрозненных слов.
3. Запись текста условными знаками.
4. Словесный «снежный ком».
5. Обогащение (пополнение) лексического запаса.
6. Интонирование речи (предложения, текста).
7. Беседы об особенностях русского рукописного шрифта.
8. Подготовительные письменные упражнения (квазиписьмо).
9. Составление графической схемы слова, словосочетания, предложения и письмо по ней.
10. Письмо словосочетаний, предложений с последующей корректировкой написанного по графической схеме.
11. Формирование умения контроля и самоконтроля в процессе выполнения письменных упражнений.
12. Оценка письменных работ учителем.
13. Работа детей над ошибками.
14. Представление детьми воображаемых ситуаций и их речевое оформление.
|
15. Прослушивание художественных текстов (приобщение к красоте слова, к духовности, доброте).
16. Описание аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций в жизни детей.
17. Составление детьми рассказов по сюжетным картинкам. Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
18. Беседы о письменной речи.
19. Составление предложений из разрозненных слов.
20. Запись текста условными знаками.
21. Словесный «снежный ком».
22. Обогащение (пополнение) лексического запаса.
23. Интонирование речи (предложения, текста).
24. Беседы об особенностях русского рукописного шрифта.
25. Подготовительные письменные упражнения (квазиписьмо).
Творческой группой учителей
(Чернякова В.А., Колчина Н.В., Михайлова А.Н., Токарева И.А., Ляхова А.И.) подготовлено Практическое пособие для уроков развития речи.