Заключение по результатам
Исследования стиля руководства в отделе
по защите прав потребителей
Результаты исследования подтверждают, с одной стороны, гипотезу о том, что в чистом виде стили руководства практически не встречаются, а, с другой стороны, теорию о ситуационном руководстве.
Индивидуальный стиль руководства представляет собой своеобразный сплав из традиционно выделяемых стилей-компонентов - авторитарного (директивного), демократического (коллегиального) и либерального (попустительского) (схемы стилей руководства начальника отдела по защите прав потребителей и его заместителя см. в приложении).
Определение структуры стиля руководства начальника отдела
Преобладает коллегиальный компонент наряду с директивным, либеральный компонент практически не представлен.
Коллегиальный компонент представлен наиболее широко:
«75% опрошенных утверждают, что руководитель обычно приказывает так, что хочется выполнить, 25% - руководитель постоянно что-то приказывает, распоряжается, иногда без повода;
«63% подчинённых говорят, что начальник старается, чтобы у него работали квалифицированные кадры, 25% - ему важно, чтобы подчинённые выполняли его поручения;
«100% коллектива считает, что руководитель заинтересован в формировании хорошего психологического климата;
«100% коллектива считает, что руководитель активно поощряет самостоятельность подчинённых;
«63% считают, что ответственность в отделе равномерно распределена между руководителем и его подчиненными, 25% считают, что вся ответственность лежит на руководителе;
«100% коллектива утверждают, что начальник регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками;
|
«63% думают, что начальник постоянно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе и трудностях, которые предстоит преодолеть, 37% считают, что он обычно советуется с заместителем, но не с рядовыми подчиненными;
«63% говорят, что руководитель всегда вежлив и доброжелателен, 37% - что он бывает нетактичным и даже грубым;
«88% анкетируемых полагают, что руководитель, если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим;
«75% тестируемых считают руководителя требовательным, но, одновременно, и справедливым, 25% говорят, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
«63% утверждают, что начальник умеет поддерживать дисциплину и порядок, 37% думают, что он часто делает замечания и выговоры.
«75% персонала отмечают, что с руководителем интересно работать, 25% считают, что он вносит дополнительную напряженность своим присутствием.
Директивное поведение проявляется чаще всего в следующих случаях:
«когда дело доходит до вопроса, в чьих руках власть, иными словами это лидер, требующий монопольной власти, он единолично принимает и формулирует цели и способы их достижения;
«когда дело касается критики, не скрывает своего негативного отношения к этому;
«в критических ситуациях, когда, по мнению коллектива, он обычно переходит на более жёсткие методы руководства;
«когда дело касается контроля над результатами деятельности отдела и морального поощрения персонала отдела за эти результаты, т. е. руководителя, по мнению коллектива, отличает невнимание к проблемам внутри отдела и недооценка стимулирования работников психологическими методами (похвала, психологическая поддержка и т. п.). Это может создать опасность того, что коллектив погрязнет в конфликтах, психологический климат в группе будет характеризоваться недостатком доброжелательности и взаимоуважения по отношению к руководителю, сотрудники могут снизить деятельностную активность и превратиться в пассивных исполнителей. Попытка повысить активность подчинённых только административными методами (приказы, жёсткий контроль, железная требовательность) и позиция " боятся - значит, уважают" по отношению к своим подчинённым не всегда увеличивает эффективность деятельности, а зачастую и тормозит развитие подразделения.
|
Черты либерального стиля, как уже упоминалось, практически не представлены. Они неявно проявляются при следующих обстоятельствах: 13% считают, что руководителю безразлично, кто у него работает, что он боится отвечать за свои действия и желает уменьшить свою ответственность, что он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны; 25% считают, что он контролирует работу подчиненных от случая к случаю. Процентные показатели по этому стилевому компоненту невысоки, выборка составляет
8 человек, поэтому 12% - это мнение одного человека, но на это следует обратить внимание, так как численность персонала отдела невелика.
Определение структуры стиля руководства заместителя начальника отдела
Наиболее широко представлены коллегиальный и директивный компоненты, либеральный компонент проявляется достаточно часто, но выражен не ярко:
|
Наиболее яркие черты демократического стиля:
· 63% опрошенных считают, что заместитель начальника старается, чтобы его коллеги были квалифицированными специалистами, 25% думают, что он добивается безотказного исполнения и подчинения;
· 88% персонала считает, что заместитель начальника отдела стремится, решая производственные задачи, создать позитивный микроклимат в коллективе, 12% полагают, что его интересует выполнение плана, а не взаимоотношения в коллективе;
· 75% утверждают, что заместитель начальника ОЗПП поощряет самостоятельность подчиненных,12% считают, что он следует принципу «инициатива наказуема»;
· 75% высказывают мнение, что заместитель начальника конструктивно подходит к критике, прислушивается к ней, 25% - критику не любит и не скрывает этого;
· 75% думает, что ответственность в отделе равномерно распределена между заместителем начальника ОЗПП и его подчинёнными, 25% - руководителю (заместителю начальника ОЗПП) принадлежит вся ответственность за происходящее в отделе;
· 75% считает, что руководитель постоянно советуется с подчиненными, 25% - не допускает, чтобы его подчиненные советовали, а тем более возражали ему;
· 50% утверждает, что заместитель начальника ОЗПП находится в курсе событий, происходящих в отделе, общаясь со всем персоналом отдела, 38% считает, что руководитель, в основном, общается только с узким кругом подчиненных, в который не входят рядовые сотрудники;
· 75% отзываются о руководителе как о доброжелательном и тактичном человеке, 25% - руководитель иногда ведет себя бестактно и даже грубо;
· 50% анкетируемых сотрудников высказываются за то, что заместитель начальника ОЗПП умело поддерживает дисциплину и порядок в отделе, 25% - часто делает замечания и выговоры, порой беспочвенные, 25% - руководитель не умеет и не может влиять на дисциплину;
· 76% считает, что с руководителем интересно работать, 12% - напряжённо, 12% - подчиненные предоставлены сами себе.
В результате обработки анкет была выявлена следующая тенденция:
по многим показателям отмечено доминирование двух стилевых компонентов, что может свидетельствовать о том, что мнение коллектива по отношению к выявляемому показателю ещё не выработано, либо о том, что руководитель обычно придерживается двойной линии поведения (так называемое ситуационное руководство) в следующих ситуациях:
Ø 50% персонала свидетельствуют о том, что решения заместитель начальника ОЗПП принимает вместе или на основании мнения коллектива, 50% - установка руководителя – «все дела и решения должны приниматься наверху»;
Ø 37% утверждают, что руководитель постоянно что-то приказывает, распоряжается и настаивает, но никогда не просит, 37% - приказывает так, что хочется выполнить, 26% - руководитель приказывать не умеет. Это самый неопределенный показатель, так как процентное соотношение по всем трем стилевым компонентам приблизительно равно, это ярко свидетельствует о том, что мнение персонала по этому поводу не сформировано;
Ø 37% считает, что заместитель начальника ОЗПП сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком, 37% - если что-то не знает, то не боится этого показать и обратиться за помощью к другим;
Ø 50% думают, что руководитель, пожалуй, не очень требовательный человек, 50% - он одновременно требователен и справедлив;
Ø 50% опрошенных сотрудников высказывают мнение, что, контролируя результаты, заместитель начальника ОЗПП всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных, 50% считают, что руководитель контролирует работу от случая к случаю.
Директивный стилевой компонент наиболее ярко проявляется в критических для отдела ситуациях, когда руководитель, по мнению персонала, переходит на более жесткие, директивные методы руководства.
Попустительский компонент наиболее часто проявляется в ситуациях, связанных с установлением требований перед подчиненными; контроля результатов деятельности и их оценки; в ситуациях поддержания дисциплины в отделе, отдачи приказов.
* * *
В целом стили руководства начальника ОЗПП и его заместителя являются практически тождественными и взаимодополняемыми - преобладание демократического компонента (60% и 61%), 36% директивного компонента начальника отдела компенсируются 14% либерального компонента заместителя, что является залогом эффективной и успешной работы отдела по защите прав потребителей администрации города Самара.