Матрица определения обобщенного показателя
Дата заполнения _______
ФИО ребенка__________________________________________________________________________
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
Состав семьи ребенка | ||
Мать, отец, дедушка, бабушка | ||
Только мать и отец | ||
Мать и отчим, отец и мачеха | ||
Одна мать, один отец | ||
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | ||
Школьная успеваемость | ||
Хорошая | ||
Удовлетворительная | ||
Неудовлетворительная | ||
Оставил школу, работает | ||
Оставил школу, не работает | ||
Здоровье ребенка | ||
Практически здоров | ||
Часто болеет в пределах нормального развития | ||
Имеет хронические болезни | ||
Отставание в умственном развитии | ||
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | ||
Санитарно-жилищные условия жизни семьи | ||
Благоустроенная отдельная квартира | ||
Отдельная квартира с родителями супругов | ||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | ||
Комната в коммунальной квартире с удобствами | ||
Комната в общежитии, в бараке без удобств | ||
Доход семьи | ||
Могут практически себе ни в чем не отказывать | ||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | ||
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
Живут от зарплаты до зарплаты | ||
Денег до зарплаты не хватает | ||
Уровень социального благополучия семьи | ||
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | ||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | ||
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю | ||
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | ||
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | ||
Поведение ребенка в школе | ||
Хорошее | ||
Удовлетворительное | ||
Неудовлетворительное | ||
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение | ||
Стоит на учете в ИДН | ||
Внешкольное общение ребенка | ||
Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | ||
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени | ||
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | ||
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ | ||
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | ||
Жизненные цели ребенка | ||
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | ||
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато | ||
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось | ||
Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | ||
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) | ||
Эмоциональные отношения родителей с детьми | ||
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
Слепая любовь, гиперопека | ||
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | ||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | ||
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
|
|
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет специалист на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:
|
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Специалист по социальной работе Саматкина Г.М.
Специалист по социальной работе Сапожникова Т.А.