ГОЛОДОМОР В КАЗАХСТАНЕ: МИФЫ И ПРАВДА.




 

Актуальность темы. С обретением независимости Казахстаном в 1991 году в стране развернулся процесс постепенной декоммунизации и деруссификации страны: активно переименовываются города и административные районы, носившие когда-то советские названия, сносятся памятники деятелям коммунистической эпохи, в учебниках по истории Казахстане советский период представляется в крайне негативном свете, вызывая таким образом у молодого поколения ненависть и отвращение к 70-летней истории Советского Казахстана. Но основным, магистральным «нервом» всей антисоветской кампании является тема города в Казахстане в 30-х годах, когда, по некоторым оценкам, погибло и откочевало из страны около 40 процентов коренного населения страны. Многие общественные деятели, политики и интеллигенция призывают признать голод в Казахстане актом геноцида казахского народа и потребовать у России, как правопреемницы СССР, компенсации. Так новоиспеченное движение «Жана Казахстан» разработало резолюцию о признании голода 30-х годов актом геноцида и призывает дать ему правовую оценку, а политолог и общественный деятель Айдос Сарым заявил, что необходимо добиться признания голода геноцидом и принять резолюцию о признании геноцидом голода 30-х годов в Казахстане (стоит отметить, что недавно в Конгресс США был внесен проект резолюции о признании геноцидом голода 30-х годов на Украине) [1].

А в начале 2019 года Жанболат Мамай снял документальный фильм «Зулмат: геноцид в Казахстане», к котором прямо утверждает, что голод и репрессии были актом геноцида казахского народа, и, начиная с 20-х годов по 30-е годы, казахский народ потерял до 5 000 000 человек, а во время голода 1932-1933 годов, в результате эпидемий и естественной смертности, казахский народ понес потери в 2 миллиона 200 тысяч человек (49 процентов от общего числа населения казахов), а более миллиона человек откочевали, из которых более 700 тысяч больше не вернулись на Родину.

После выхода этого «разоблачающего большевистский террор преступления» фильма, выходит очередной документальный фильм известного казахстанского политолога Досыма Сатпаева «Откочевники мертвой степи», в котором приводятся данные Алихана Бокейханова о том, что на 1914 год казахов было около 6 миллионов человек, а согласно переписи 1926 года казахов уже было 3 миллиона 960 тысяч человек, а к 1937 году казахов осталось 2 миллиона 181 тысяча 200 человек (можно предположить, что Сатпаев намекает на то, что почти 4 миллиона казахов погибли в время голода). Также Сатпаев недвусмысленным образом делает намек на предумышленный геноцид, цитируя отрывок из книги М. Чокая «Туркестан под властью Советов: к характеристике диктатуры пролетариата», где приводит цитату революционера Тоболина о том, что «киргизы (казахи), как экономически слабые с точки зрения марксистов, все равно должны ВЫМЕРЕТЬ. Поэтому для революции важнее тратить средства не на борьбу с голодом, а на поддержку лучших «фронтов».

Таким образом, у населения создается впечатление о том, что действительно Советская власть осуществляла геноцид в отношении казахского народа и вызывается ненависть к коммунистическому прошлому страны. Но агрессивная антисоветская политики правящего класса, расцвет национализма в Казахстане и плачевное состояние исторической науки в нашей стране заставляют нас усомниться в такой трактовке трагических событий 30-х годов и попытаться изучить эту тему «sine ira et studio», как нам завещал великий римский историк Тацит. И в этом заключается актуальность нашей темы.

Целью настоящей статьи является анализ тезиса и том, был ли голод в Казахстане актом геноцида казахского народа и для реализации этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- Проанализировать источники и попытаться установить объективное число погибших во время голода 30-х годов;

- Проанализировать с юридической точки зрения о том, является ли голодомор актом геноцида против казахского народа;

- Выявить негативные политические, правовые и социально-экономические последствия от признания голодомора актом геноцида.

Количество жертв голода 30-годов сильно разнятся у многих историков, политических и общественных деятелей и в связи с такой неясностью в точном установлении безвозвратных потерь и количества откочевавших создают такой простор для фантазии, что порой число погибших доходит до абсурда: так Институт демографии Украины признал, что во время голода 1932-1933 годах погибли 4 миллиона 68 тысяч человек [2], а Жанболат Мамай в вышеупомянутом фильме «Зулмат» утверждает, что в период голода 30-х годов погибло до 49 процентов казахов, а всего за целое десятилетие казахи потеряли около 5 миллионов человек только погибшими. Здесь мы можем увидеть путаницу или намеренное искажение фактов, так как Мамай пытается смешивать голод 20-х годов (который был вызван вполне объективными причинами, а не попыткой истребить казахов) и 1932-1933 годов, а также завышенное число безвозвратных потерь и количество откочевавших создают впечатление, что практически все население Казахстана было уничтожено в те трагическое годы. Таким образом, сократившаяся численность коренного населения Казахстана стала основным доводом о том, что Советская власть преднамеренно занималась уничтожением казахов. Так ли это? А если не так, то почему численность казахов сократилась и коренной этнос, давший название союзной республике, остался в меньшинстве.

Итак, все по порядку.

Согласно Всесоюзной переписи населения в КазАССР на 1926 год численность коренного населения составляла 3 968 289 человек, а к 1937 году численность казахов составила 3 миллиона 100 тысяч человек (Сатпаев говорит о 2 миллиона 181 тысяча 200 человек). Таким образом, из этих фактических данных можно увидеть, что численность казахов сократилась на 868 тысяч человек (или 1 миллион 787 тысяч 089 человек, если опираться на данные Сатпаева), что немного противоречит цифре, приведенной Мамаевым в 2 миллиона 200 тысяч человек погибшими. Казахстанский историк Ахметова Л.С. в совместной монографии с Григорьевым В.К. «Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху» приводят практически аналогичные данные, что из 4 миллионов 200 тысяч погибло или ушло за пределы республики 1 миллион 700 тысяч человек [3, с. 49]. То есть, в эту цифру входят как и погибшие от голода, так и откочевавшие за пределы Казахстана. Эти данные подтверждаются данными казахстанского демографа Макаша Татимова, который пишет, что при голоде погибло около 40 процентов казахов [4]. В книге бывшего активиста движения «Алаш» и коллаборациониста Мустафы Чокая «Туркестан под властью Советов: к характеристике диктатуры пролетариата» можно найти данные, что на территории Казахстана проживало 5 миллионов 540 тысячи душ, из них казахского 49,1 процента (около 2,7-3 миллиона) и киргизского – 9,4 процента. Эти данные Чокай цитирует из статьи Рыскулова «Туркестано-Сибирская ж. д. и ее значение для народного хозяйства СССР» в книге «Туркестано-Сибирская магистраль». Следовательно, на долю казахо-киргизского населения приблизительно в 3 млн душ приходилось 22 млн голов скота. В нынешнем сов. Казахстане, пишет Чокай, численность населения приближается к 7 млн душ. Стоит отметить, что книга Чокая вышла в 1935 году, значит, уже к 1935 году население Казахстана достигло 7 миллионов человек и масштабы голода преувеличены? [5]. Очень странным кажется тот факт, что такой непримиримый противник советского строя, как Мустафа Чокай, сотрудничавший с нацистами в годы Великой Отечественной Войны, стоявший у истоков создания «Туркестанского легиона» в своей книге мало упоминал об этой трагедии и не озвучивал те чудовищные цифры потерь казахского народа, которые сейчас как из «рога изобилия» исходят из уст современных историков и общественных деятелей.

Вывод. Таким образом, среди историков нет единого мнения о том, какова была численность казахов на момент Октябрьской революции. На наш взгляд, опираться на данные Алихана Бокейханова о шести миллионах казахов в 1914 году, так как не учитываются территориальные изменения, миграцию населения (в 1916 году сотни тысяч казахов откочевали за пределы Казахстана, спасаясь от карательных отрядов царской армии). Далее, обличители «кровавого советского режима» режима объединяют количество погибших от голода и откочевавших и таким образом, количество только погибших достигает от 2 миллионов до 3-х миллионов человек.

Как уже было выше сказано, что казахстанские общественные деятели и политологи предпринимают все попытки признать голод в Казахстане геноцидом и в дальнейшем требовать от российских властей компенсации. Стоит отметить, что понятие «геноцид» является юридическим и закреплен он в статье II Конвенции ООН «о предупреждении преступления геноцида и наказания за него», где сказано, что геноцид - это преступление, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение [6]. Далее раскрывается объективная сторона преступления, которая заключается в следующих действиях:

- убийство членов такой группы;

- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

На первый взгляд, может показаться, что действия Советской власти, заключавшиеся в виде репрессии против части населения, которая выступала против политики оседания, конфискации скота у зажиточного слоя граждан полностью подпадают под действия статьи 2 Конвенции. Это всего лишь кажущаяся реальность, а в действительности же репрессии органов ОГПУ были основаны на нормах советского законодательства того времени и их действия вполне были законны с точки зрения советского законодательства. Во-вторых, конфискация скота у зажиточного слоя населения, баев, нельзя приравнять к жизненным условиям, которые были рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее, так как данные мероприятия проводились в соответствии с политикой «Малого Октября», конфискованный скот шел на создание колхозов и совхозов, на мясозаготовки для снабжения городов и промышленных объектов. Но такая политика не устроила определенные слои населения, которые решили откочевать из страны и тем самым увезти скот из Казахстана, а другая часть, дабы не отдавать в колхозы, просто забивала животных без всякой необходимости. Таким образом, неразумная политики на местах при проведении политики «Малого Октября», противодействие зажиточного слоя казахского общества привели к тому, что в Казахстане возник продовольственный кризис, который повлек за собой срыв ввода основных промышленных объектов и высокую смертность в селе от недоедания. И если в городах были введены карточки и тамошнее население получало хотя бы минимальный паек, то на селе ситуация сложилась наиболее трагически. Осознав свои роковые ошибки и просчеты, советское руководство развернуло масштабную продовольственную помощь Казахстану в годы голода. Прежде всего, было заменено руководство Казахстана и на смену Голощекину был назначен Л.И. Мирзоян, который прибыл в Казахстан в январе 1933 года, который тут же организовал пункты раздачи хлеба, который получали около 800 тысяч голодающих [3, с. 60]. Также, казахов научили создавать так называемые ТОЗы (товарищества по обработке земли), где люди получали рабочий скот и освобождались от налогов на время, пока они не поднимут хозяйство на должный уровень. И уже в 1934 году, руководство Казахстана в лице Л. Мирзояна и Председателя СНК У. Исаева, докладывая товарищу Сталину и Молотову, писали, что наметился процесс возрождения аула, голод перестал терзать людей, прекратился неоправданный убой скота, а также было организовано более 160 000 крестьянских хозяйств, где трудились 50 000 так называемых откочевников. Далее отмечалось, что начался реальный процесс оседания аула, что из 1117 казахских колхозов, на уставе артелей было около 168, а остальные были переведены на положения ТОЗов [3, с. 67]. После победы над голодом в Казахстан вернулось в общем около 450 000 человек, которые ранее покинули страну в суровые тридцатые двадцатого столетия. Таким образом, действия советских властей не могут подпадать под объективные признаки геноцида, так как советская власть не создавала таких условий, которые были рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение казахского народа, а о принудительном изъятии детей из семей и мерах, препятствовавших деторождению говорить не приходится. Дискутируя о признании голода 1932-1933 годов возникает проблема, связанная с действием закона во времени, а именно: Конвенция была принята в декабре 1948 года, а Голодомор датируется 1932-1933 годами, а общеизвестно, что законы (особенно уголовное законодательство) не имеют обратной силы (Lex prospicit – non respicit!), поэтому признание голода 30-х годов актом геноцида будет совершенно противоправным и грубо противоречащим фундаментальным принципам юриспруденции.

Вывод. Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что признание голода 30-х годов в Казахстане геноцидом не имеет под собой никакой необходимой правовой базы и является незаконным по следующим соображениям: согласно теории уголовного права чтобы признать деяние преступлением, необходимо наличие всех четырех элементов состава преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и если хотя бы один из элементов отсутствует, то деяние не является преступлением. В Голодоморе 30-х годов отсутствуют сразу три элемента: объективная сторона, потому что советская власть не создавала преднамеренно условий для полного уничтожения нации; отсутствует субъект преступления. Ведь кого собираются привлекать к ответственности, если СССР давно прекратил свое существование, а бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана Голощекин был расстрелян в 1941 году? И также отсутствует субъективная сторона преступления, выражающаяся в умышленной форме вины.

В своем стремлении признать голод 1932-1933 годов геноцидом, политологи и общественные деятели могут спровоцировать такие явления, чьи последствия будет очень трудно предсказать. Но, мы попытаемся спрогнозировать возможные политические и социально-экономические последствия от такого одиозного шага:

- Самым очевидным последствием будет рост напряжения с Российской Федерацией, которая уже заявила свой протест по поводу выхода фильма «Зулмат: геноцид в Казахстане» и Министерство культуры РФ планирует опубликовать архивные документы, свидетельствующие о широкой кампании по оказанию гуманитарной помощи казахам во время голода. Наличие политического напряжения в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан может помешать интеграционным процессам, которые сейчас происходят на постсоветском пространстве;

- Вторым очевидным последствием будет рост национальной ненависти к определенной этнической группе Казахстана. Скажем откровенно, что разоблачители «кровавого большевистского режима», придерживаясь крайне националистических взглядов, обвиняют именно русских в организации голода (основным их доводом выступает тот факт, что в 30-е годы количество русских сильно возросло до 40 процентов от общей численности населения КазССР);

- Также, последствия могут возникнуть в юридическом поле. Признание голода 30-х годов может привести за собой запрет на советскую символику и коммунистическую идеологию, а это, в свою очередь, повлечет ограничение и даже ущемление прав и свобод граждан, придерживающихся левых взглядов. А запрет коммунистической идеологии в Казахстане будет незаконным по следующим соображениям: во-первых, статья 5 Конституции Республики Казахстан закрепила принцип идеологического и политического многообразия в стране. Поэтому запрет определенного идеологического движения незаконно без соответствующего решения суда; во-вторых, так как «геноцид» является преступлением, закрепленный в Уголовном Кодексе РК и в международных договорах, то необходимо организовать судебный процесс и вынести соответствующий приговор с соблюдением всех правовых принципов и процедур. Но как уже выше было сказано, признаков состава преступления «геноцида» в действиях советских властей не наблюдалось.

Заключение. В ходе проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

- До конца не установлено общее и точное число погибших во время голода 1932-1933 годов (хотя у компетентных авторов количество пострадавших совпадает и достигает до 1 миллиона 700 тысяч человек погибших и откочевавших). Мы считаем неправильным то, что при исчислении количества умерших во время голода берутся данные Алихана Букейханова, который писал, что на 1914 год общая численность казахов составляла 6 миллионов человек, так как по нашему мнению, бывший глава движения «Алаш» вполне мог приписать к казахам иные тюркоязычные народы, чей язык и быт очень близок к казахскому или же количество казахов могло сильно измениться во время восстания 1916 года, когда сотни тысяч кочевников, пытаясь спастись от репрессии карательных отрядов царской армии, откочевали в другие страны.

Также, данные Бокейханова нельзя считать объективными в силу того, что при создании союзных республик в 30-х годах, некоторые этнические группы приписывались к более многочисленным нациям. Так, например, трёхкратное увеличение численности узбеков за 1926-1979 гг. стало результатом не только высокого прироста населения, но и в результате объединения и слияния близких этнических групп. Сарты, кипчаки, куры, часть таджиков и казахов были записаны как узбеки [7, с. 34]. Таким образом, уменьшение количества казахов в 30-е годы был связан не только с голодом, но и тем, что некоторые казахские роды были объединены с другими этническими группами (как в случае с узбеками);

- Действия советского руководства нельзя рассматривать как акт геноцида казахского народа, потому что Москва, осознав перегибы при проведении политики «Малого Октября» развернула масштабную гуманитарную помощь казахам, о чем свидетельствуют архивные документы: так, согласно Постановлению СНК СССР № 702/134сс «О помощи откочевникам-казахам». 10 апреля 1933 г. по запросу СНК КазАССР автономии было выделено около 1 миллиарда пудов проса и пять миллионов рублей на расходы, связанные с организацией пунктов питания и оказания медицинской помощи [8];

- Как уже отмечалось ранее, необъективное исследование темы голода 30-х годов, полное игнорирование документальных фактов могут привести не только к политическим и межэтническим проблемам, но и к полному краху исторической науки в Казахстане. Зачем будет в дальнейшем проводить серьезные научные исследования в области истории, если все можно доказать на эмоциях и лжи?

Список использованной литературы

1 https://www.caravan.kz/news/cherez-23-goda-my-dobemsya-priznaniya-golodomora-genocidom-kazakhskogo-naroda-ajjdos-sarym-453597/

2 https://yenicag.ru/za-god-ot-goloda-umerli-4-068-000-kazakhov-golo/212204/

3 Ахметова Л.С., Григорьев В.К. Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху. – Алматы, 2010. – 231 с.

4 https://camonitor.kz/26973-nuzhna-li-kazahstanu-politicheskaya-ocenka-goloda-1930-h-godov.html

5 https://vk.com/sankara_kz?w=wall-45871623_46493

6 Конвенция о предупреждения преступления геноцида и наказание за него от 09 декабря 1948 года № 260 (III) // www.un.org/ru (по состоянию на 06.05.2019 год).

7 Зиманов С.З. Проблемы государственно-правовой науки и юридическое высшее образование в Казахстане. Алматы: Изд-во «Арыс», 2009. – 408 с.

8 Постановлению СНК СССР № 702/134сс «О помощи откочевникам-казахам» // https://istmat.info/node/30989



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: